Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа»
с. Перетино Партизанского муниципального района
Тема по самообразованию:
“ Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью ”
с. Перетино
Основные направления воспитательно-коррекционной работы
Развитие познавательных, мыслительных и сенсорных процессов, памяти, психомоторики.
Развитие активной речи.
Развитие социальных качеств личности: коммуникации, навыков межличностного взаимодействия.
Обоснование выбора темы самообразования: Социализация школьников отвечает требованиям сегодняшнего дня. В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребенка.
Социализация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей.
Изучение коммуникативных навыков свидетельствует о нарушении как вербального, так и невербального общения у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, причем у последних выявлен высокий уровень межличностного взаимодействия с матерью, свидетельствующий о наличии сильных симбиотических связей, присутствие которых является одним из препятствий для социальной адаптации.
Цель: максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
Для реализации поставленной цели была изучена педагогическая литература по данной проблеме.
У детей с ограниченными возможностями свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сфере и к моторике детей в целом.
Долгие годы в нашей стране мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания, а также психолого-педагогической диагностике и коррекции детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Им навешивали ярлык «необучаемые» и помещали в психоневрологические интернаты, либо они находились в семейной изоляции, и родители испытывали огромные трудности в их воспитании, не получая реально никакой помощи от специалистов и поддержки от государства.
Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. И это обстоятельство все больше принимается во внимание, поэтому в последние годы положение детей с умственной отсталостью и их семей начинает меняться в лучшую сторону. Открываются специальные группы и классы «особый ребенок», появляются центры психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и коррекции, много внимания уделяется помощи и поддержке родителей детей-инвалидов, появился ряд законодательных актов и целевых программ, направленных на улучшение положения детей, в том числе и с глубоким нарушением интеллекта.
Работая с умственно отсталыми детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств является арт-терапия.
Арт-терапия рассматривается отечественными и зарубежными учёными (А.И.Копытин, К.Кейз, Г.Боронско и другие.) как средство психической гармонизации и развития человека в образовательной практике, как пути к разрешению социальных конфликтов и обладает очевидными преимуществами перед другими – основанными исключительно на вербальной коммуникации – формами работы.
Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д. [25, с. 123 – 127; 26, с. 94-105]. Арт-терапия в работе с детьми-инвалидами даёт положительные результаты (опыт И.В.Рыковой). Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.
Термин «арт - терапия» был впервые использован А. Хиллом в 1938 г. и вскоре получил широкое распространение.
Техники арт-терапии направлены на достижение изменений в самоощущении, принятии себя и своего тела, эмоциональную поддержку и выработку позитивно-конструктивных моделей поведения. Каждое занятие -это свободное творчество. Неструктурированная форма работы позволяет варьировать индивидуальные и групповые методы.
Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими технологиями социальной работы с детьми:
- практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
В настоящее время различные её формы широко используются в детской психотерапии и специальной (коррекционной) педагогике. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. В педагогической интерпретации арт-терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Таким образом, арт-терапевтическая технология в социальной работе с детьми позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи:
1. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
2. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
3. Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
4. Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
5. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
В целом благодаря арт-терапевтической технологии происходит личностный рост ребенка, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения.
1.Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил.
Сказкотерапия оказывает эффективный результат в работе с умственно отсталыми детьми.
Наряду с традиционными методиками, можно использовать сказкотерапию в комплексе с релаксацией.
Театральная деятельность, в которую мы включаем детей, помогает освоить правила социальной жизни. В основе театральной деятельности лежит ИГРА. Мы говорим: «играют спектакль», «актёры играют хорошо». Игровая природа всей социальной жизни человека построена на исполнении «ролей»: роль матери, роль отца, роль учителя, роль продавца и т.п. Игра предполагает также выполнение правил, которые предписывают исполнять роли в чётких рамках определённых действий, взаимодействие «ролей» тоже определяется правилами. Кроме того, участие в спектакле само по себе формирует социальные качества в человеке: умение слушать других, вступать в контакт – глазами, телесно, вербально; взаимодействовать, учитывать и принимать роль другого, следовать общей задаче и цели. Исполняя роль, ребёнок играет «другого», надевая его «маску», таким образом, как бы прячется за неё, и это помогает ему преодолеть естественные страх, стеснительность, неуверенность, тревожность, помогает ему стать немного другим – более смелым, или более спокойным, более эмоциональным, или более сдержанным. Разыгрывая небольшие этюды, дети часто отыгрывают свои внутренние проблемы, комплексы, неумения. Ведь зачастую – негативистическое поведение ребёнка – всего лишь защита, которую ребёнок неосознанно ставит перед собой и миром. Театральная деятельность даёт возможность ребёнку смягчить эту защиту, сделать её более гибкой, подвластной сознательному контролю. Но самое главное, пожалуй, то, что в этой «ИГРЕ» любой ребёнок переживает очень сильные чувства, и это переживание само по себе оказывает благотворное влияние на психику, на личность ребёнка – сглаживает негативные переживания, укрепляет положительные эмоции, развивает эмоциональную жизнь в целом, обогащая её разнообразием и нюансами переживаний. Не менее важным фактором является то, что спектакль как нечто цельное, созданное общими усилиями, насыщенный переживаниями, нравственными оценками, представляет собой ПЛОД совместной творческой деятельности и дети начинают испытывать к нему особые чувства – они начинают любить его и себя, как создателей этого творения. Они дарят его зрителям и ждут их оценки. Получая успех в виде аплодисментов, они укрепляются в себе, получают новый заряд и желание сыграть ещё.
Если посмотреть на театральную деятельность с педагогической точки зрения, то мы увидим, что в ней содержится огромный потенциал для собственно воспитательной работы. Самое важное, пожалуй, заключается в том, что постановка спектакля может стать целью, на достижение которой организуется вся группа детей. Показ спектакля на зрителей – как конечная цель очень привлекательна для детей, ведь многим нравится «выступать», даже если они этого боятся и отказываются. Создание спектакля объединяет детей и взрослых на достаточно длительное время, работа над постановкой предполагает постоянное удерживание этой цели в сознании детей. Постепенно, по мере того, как контуры спектакля всё больше вырисовываются, мотивация детей возрастает, повышается их эмоциональный фон, сама собой формируется некая структура коллектива, где роль каждого важна в одинаковой степени.
С целью решения организационных и методических задач своей работы мы разработали Алгоритм организации подготовки спектакля.
Алгоритм организации постановки спектакля для проведения
коррекционной работы.
Этапы работы | Содержание |
1.Определение коррекционных задач воспитательной работы в классе. | Анализ работы в классе, характеристика класса, отслеживание динамики коррекционной работы. |
2.Планирование индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком. | Изучение личности ребёнка, использование данных ШМППК, консультации со специалистами |
3.Обоснование выбора сказки и выделение главного МОТИВА. | Анализ литературного материала с точки зрения возможности его использования в работе с классом в соответствии с поставленными задачами. |
4.Распределение ролей в работе над спектаклем | Определение места каждого ребёнка в коллективной работе: исполнители ролей, музыкальное оформление, свет, изготовление реквизита, художественное оформление, вспомогательные персонажи. |
5.Организация индивидуальной, подгрупповой и коллективной работы над спектаклем | Работа с текстом, обсуждение содержания, образное переживание сказки, рисование, изготовление реквизита, деталей костюмов, репетиции. |
6.Организация совместной работы с родителями | Помощь в изготовлении реквизита, костюмов, декораций. |
7.Привлечение специалистов дополнительного образования | Музыка, танцы, художественное оформление. |
8.Организация показа спектакля для зрителей | Изготовление афиши, пригласительных билетов. |
Игровые технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на занятиях является формирование связной речи, расширение словарного запаса умственно отсталых школьников с ОНР, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе.
Игры ,используемые на занятиях с детьми:
Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.
Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
3. Развивающий массаж в работе с умственно отсталыми детьми.
Комплекс состоит из трех упражнений:
1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;
2) самомассаж ладоней;
3) самомассаж пальцев рук.
Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.
Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.
Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.
Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.
Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.
Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
4. Синквейн в работе в умственно отсталыми детьми.
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Методика синквейн, применяемая в работе по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи, способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом, при условии системной, ежедневной работы в данном направлении.
Умелое и рациональное использование метода синквейна в работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи, словарный запас у детей увеличивается , речь стает богаче , ярче , ребенок не боиться высказывать свои мысли вслух.
Лексическая тема «Овощи»
1.Помидор
2.Круглый, красный
3.Растёт, катится, зреет
4.Помидор-это полезный овощ.
5.Огород.
Лексическая тема «Игрушки»
1.Кубик
2.Цветной,пластмассовый
3.Стоит,падает, лежит
4.Кубик-игрушка для малышей
5.Постройка
5. Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро).
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
6. Песочная терапия. Можно использовать игры и игровые упражнения с песком (манкой) в индивидуальной работе с умственно отсталыми школьниками. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок как бы раскрепощаются, они не боятся неправильно написать ,нарисовать(ведь на песке можно легко все исправить) .В играх дети сразу же «заселяют» песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Надо только учить детей сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов. Дети обыгрывают в песке сказки , придумывают рассказы.
7. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.
Изучив работы различных авторов, таких как Г.Б. Кибишевой программу «Вдохновение», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей по арт – терапии посредством рисования ( тем более, что наши театрализованные постановки требуют художественное оформление) и поставила перед собой следующие задачи:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
В своей работе я использую различные виды нетрадиционных техник рисования.
В работе с детьми по нетрадиционному рисованию рекомендуется использовать такие материалы, как: поролон, зубная щетка, деревянные палочки, вязальные спицы, целлофан, листья деревьев, овощные штампы, пряжа, парафин, песок, соль, гофре (креповая бумага), оракал (самоклеющаяся бумага) и др.
Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.
Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.
В процессе работы с нетрадиционным рисованием, применяется бросовый материал, как изобразительное средство.
В качестве художественного материала можно использовать:
пробки от пластиковых бутылок
пробки от тюбиков кремов, зубной пасты и др.
бусинки разных видов, размеров, форм
пуговицы и др.
Рекомендуется использовать разные техники и приемы нетрадиционного рисования с детьми:
«Пальчики-палитра» – рисование пальчиком.
Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.
Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.
Пальчиками можно не только оставлять отпечатки на бумаге, но и «возить» ими по нанесённому сырому слою краски.
Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют ее. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку(всю кисть или ребро) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге.
Следующей нетрадиционной формой обучения, которую мы используем в работе, является рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Это не сложный и довольно выразительный метод рисования.
Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Обрывание бумаги. Способ получения изображения: ребёнок отрывает от листа кусочки бумаги небольшого размера или полоску. Тиснение. Способ получения изображения: ребёнок под лист бумаги подкладывает предмет с рифлёной поверхностью, раскрашивает карандашами, вырезает. Восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Очень интересны и такие приемы рисования, как – монотипия и диотипия (техника печатки).
Монотипия предметная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.
Монотипия пейзажная.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Еще один нетрадиционный прием – набрызг. Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку.
Тычкование. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск пробкой. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Кляксография с трубочкой. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Точечный рисунок. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.
Расчёсывание краски. Этот приём рисования, при котором различными предметами (гребешком, палочками и т.п.) проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам. Для придания большего объёма можно загустить гуашь, добавив немного муки.
Граттаж. Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой или восковыми мелками лист так, чтобы он полностью был покрыт плотным слоем. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом или тушью. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Очень трудоёмкая и грязная работа, но приносит детям огромное удовольствие. Рисование тушью и полосками чёрной бумаги.
Одним из наиболее продуктивных способов изображения я считаю оригами. Изображая с помощью объёмных фигур наше окружение, ребята глубже понимают мир их окружающий.
Не менее трудным, но очень полюбившимся методом изображения является изонить. Изображение в технике квиллинг.
Способ получения изображения: ребёнок нарезает полоски бумаги одинаковой ширины, накручивает на палочку, придаёт определённую форму.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.
Вывод:
Применение арт – технологий позволяют получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Полученные продукты художественного творчества отражают интересы и межличностные отношения детей и подростков.
Рабочая атмосфера арт-технологий позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний.
Групповые формы работы арт-терапии способствуют коррекции межличностных отношений. При использовании нетрадиционных техник изображения не возникает напряжения, связанного с отсутствием у детей художественных способностей, позволяет всем получить успешный результат.
У учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
Систематическая, целенаправленная коррекционная работа по развитию коммуникативной сферы умеренно и тяжело умственно отсталых молодых людей приводит к отчетливо выраженным положительным результатам: к улучшению вербального и невербального общения, развитию межличностных отношений между взрослыми и сверстниками и как итог - усилению познавательной активности и самостоятельности.
Список использованной литературы:
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
Волчкова В.Н, Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Дыбина. О.В, Творим, изменяем, преобразуем. / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 1999.
Захарова Ю.В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития «№3, 2008
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008
Киселёва Т.Ю. Педагогическая арт-терапия. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1/2008
Леонова. Н.Н, // Здоровье и экология. – 2010. - №11.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. ТЦ «Сфера, Москва, 2009
Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003
Мэри – Энн Кол. Дошкольное творчество
Павлова. М.А., Лысогорская.М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009.
Румянцева. Е.А, Необычное рисование. – М.: Дрофа, 2006. С. 4 – 12.
Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры. Волгоград: Учитель, 2009
Технология социальной работы. Под ред. Андрущенко Т.Ю – Волгоград: Перемена, 2004
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Издательство Академия развития