СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы и технологии обучения детей с ОПФР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы и технологии обучения детей с ОПФР»

Современные подходы и технологии обучения детей с особенностями психофизического развития

Курицына Ольга Николаевна,

учитель-дефектолог

ГУО «Средняя школа № 1 г. Ельска»


Современная педагогика сегодня рассматривает образование как процесс, который направлен на саморазвитие личности учащегося, на повышение его возможностей компетентного выбора своего жизненного пути. В соответствии с актуальными требованиями времени главной задачей общего среднего образования является подготовка образованного и творческого гражданина Республики, способного да постоянному развитию и самообразованию, независимо - это учащийся, не имеющий отклонений в психофизическом развитии или учащийся, имеет индивидуальные особенности психофизического развития.

На данном историческом периоде в Республике Беларусь образование приобретает приоритетное значение. Одной из основных задач поставленных правительством перед школой является приспособление их для полноценного обучения детей с особенностями психофизического развития.

Я считаю, что современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с особенностями психофизического развития требуют использования новых образовательных технологий, методик преподавания, расширение разнообразных форм и методов обучения, что позволяет эффективно решать вопросы воспитания, развития и социальной адаптации учащихся, а также формировать их личностную гармонию.

Исходя из своего многолетнего опыта, да и моих коллег в нашей школе, я пришла к выводу, что основная проблема ребёнка с особенностями психофизического развития заключается в его связи с миром, поэтому главный акцент в воспитании и социализации ребёнка должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создание определённых условий для его социализации.

По – моему, сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом, не изучая и не используя обширный арсенал образовательных технологий. Из всего множества предлагаемых технологий обучения, в своей работе я активно использую игровые технологии, также я убедилась в эффективности использования компьютерных ресурсов.

Пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия, релаксация, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, и конечно, соблюдение санитарных норм и правил – вот о чём я никогда не забываю на своих занятиях и использую их в обязательном порядке.

Мои учащиеся все разные, для каждого из них у меня свой индивидуальный подход, что эффективно для одного, необязательно подойдёт другому, но все они любят играть.

Для меня использование игровых технологий обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым занятием для детей, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект.

В своей работе я использую игровую деятельность на разных этапах учебных занятий. И пришла к выводу, что наиболее эффективна она при работе с новыми понятиями и терминами. Иногда эту технологию использую при проведении целого занятия, например, игра «Путешествие по Беларуси». А начинаю я её с экскурсии по родному городу Ельску. Каждому учащемуся предлагаю по десять снимков. Начинается соревнование: кто правильно назовёт изображённое место нашего города. Кто назовёт больше, получает хорошую отметку, это стимулирует ребят лучше узнать наш город, район. Далее мы путешествуем по флоре и фауне нашей страны. Вот, например, при изучении диких животных я провожу игру «Покажи меня» (необходимо изобразить, кто как ходит).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок,

За мамой-лисицей крался лисёнок,

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

За мамой-белкой скакали бельчата,

Волчица вела за собой волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

- Мы с вами вспомнили, как называются детёныши диких животных. А как вы думаете, помнят ли это ваши родители? Вдруг кто-нибудь забыл. А что нужно сделать, чтобы родители вспомнили?

- У меня есть картинки животных и их детёнышей, соедините их.

На следующем занятии учащиеся рассказывали, как дома с родителями играли в эту игру. Такие совместные игры позволяют активизировать взаимоотношения детей и родителей.

Таким образом, дидактические игры на занятиях пополняют, углубляют и расширяют знания, являются средством всестороннего развития ребёнка, его умственных и творческих способностей, вызывают положительные эмоции.

Также в своей практике я использую элементы технологии проблемного обучения. Эта работа содействует формированию теоретических знаний учащихся, развивает словесно-логическое мышление, речь, познавательный интерес. К сожалению, не на каждом учебном занятии удаётся выдержать все элементы проблемного урока. Ключевым этапом является этап мотивации.

Значительную роль на своих занятиях отвожу здоровьесберегающей технологии, которая даёт возможность сохранить здоровье учащихся. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация учебного занятия.

При планировании своих учебных занятий стараюсь, чтобы происходила смена деятельности для увеличения восприятия материала учащимися.

При переходе от одного вида деятельности к другому провожу различные «минутки здоровья». Например, как релакс. Прошу учащихся откинуться на спинку стула, расслабиться, закрыть глаза, представить, что лежат в шезлонге на берегу моря, к их ногам дотрагиваются волны, им хорошо, улыбается солнышко. Дети поднимают голову и смотрят друг на друга, делятся солнечным теплом.

На всех занятиях по развитию познавательной деятельности я, например, провожу физкультминутки. Я задаю вопрос: «Велосипед – это транспорт?». Если ответ «да», дети поворачиваются вправо, а если «нет» - влево. На таком занятии я соединяю одновременно и работу по теме учебного занятия и отдых.

Современную школу нельзя представить без внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Это даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащихся с особенностями психофизического развития.

Работая с ИКТ, я увидела, что знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Проводя занятия с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут – ты забудешь. Тебе покажут – ты запомнишь. Ты сделаешь – ты поймёшь». Это утверждение ещё раз убеждает меня и моих коллег в необходимости использованных информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе для детей с особенностями психофизического развития.

Информационно - коммуникативные технологии на учебных занятиях использую в различных вариантах, чаще всего это мультимедийные презентации. Они позволяют сделать учебное занятие более интересным, эмоциональным, что позволяет учащимся глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт мне возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Мною создана картотека презентаций, систематизирована, это позволяет быстро найти необходимый материал.

Постоянное использование элементов новых педагогических технологий способствует достижению определённых успехов в работе с детьми с особенностями психофизического развития.

Помогает мне идти в ногу со временем, соответствовать современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым педагогическим технологиям учащиеся овладевают приёмами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном жизненном пространстве.



Список использованных источников:

  1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: «Академия», 2002.

  2. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. – Мн.: Академия последипломного образования, 1998.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

  4. Фомина О.В. Современные информационные коммуникативные технологии в образовательном процессе для детей с особенностями психофизического развития.



2