СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста»

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста.


Пчелина Оксана Александровна

Воспитатель

МБДОУ № 8 Кстовский район

Нижегородская область


В современном мире на настоящий момент наблюдается переосмысление как дошкольного экологического образования так и образования в целом , что влечет за собой появление нового мышления о окружающем нас мире , так же к изменению поведения и образа жизни. Всё это основывается на нашем отношении к окружающему и милосердии , в целом на экологизации сознания. В современное время экология стала наукой, которая помогает нам выжить и сделать всё вокруг нас приемлемым для существования. Что позволяет формировать у современных детей умение приспосабливаться к природной среде и воспитывать навыки экологически поведения.

Смысл экологического воспитания дошкольника несёт в себе обретение каждым человеком умение чувствовать природу, вникать и понимать происходящее вокруг нас , природа и есть жизнь, сущность всего живого на нашей планете.

Целью экологического воспитания является, развитие нравственных ценностей к окружающей природе и к человечеству. Так же таких чувств как , чувства собственной ответственности за благополучие окружающей среды, быть участником возрождения нарушенного баланса между природой и человечеством.

К сожалению, общество слишком поздно осознало важность экологического образования , сейчас на планете совсем нет уголков дикой-нетронутой природы, а состояние окружающей среды угрожающе отрицательно воздействует на здоровье большинства живущих на планете людей. И, несмотря на всё это, система ценностей людей по сию пору направлена на потребление, на воздействие и подчинение окружающей среды.

В связи с процессом роста городов и улучшением качества нашей с Вами жизни , с развитием торговли , науки и промышленности , большинство людей сосредоточилась в городах , что привело к разрыву связей с природой, люди перестали чувствовать её, потеряли возможности видеть проявление её законов в нашей жизни .В именно поэтому сейчас просто необходимо с самого детства культивировать любовь к окружающей среде , к природе родного края.

Сейчас в дошкольном возрасте, в основном, изучение природы происходит по книгам.

Очень редкое общение современных детей с растениями и животными, не способствует умению слышать и чувствовать природу, испытывать восхищение и эмоциональное удовольствие от красоты окружающего живого мира, всё это и способствует задуматься о необходимость акцентировать внимание именно на экологическом образовании подрастающего поколения .

Для достижения начальных целей экологизации , развития и воспитания любви к природе, как живой и не живой , совершенно необходимо ребенку, давать знаний о окружающей среде, формировать грамотное экологическое поведение и начальные нравственные понятия .

Прежде всего система работы с детьми, включает в себя, создание эколого-развивающей среды.

Например в нашей группе оформлен уголок природы, в котором находятся: комнатные растения для наблюдения и труда, имеется инвентарь по уходу за растениями в уголке природы (лейка, губки, совочки, салфеточки и т.д. ), календарь погоды, наглядный иллюстрированный материал, муляжи овощей и фруктов .Так же при помощи родителей оформлены макеты экосистем , макеты изображающие разные природные явления . Подобрана библиотека с книгами о животных, насекомых птицах, рыбах, растениях. Созданы папки с красочными иллюстрациями по временам года, так же есть иллюстрации для рассматривания на темы: «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы», «Животные», «Птицы», и т.д. Создан уголок экспериментирования (мини-лаборатория) с всевозможными приборами и материалами (природный и бросовый) для проведения опытов, ещё имеется место для игр с неструктурированными материалами (песок, вода, опилки, пенопласт и др.) . В уголке по познавательному развитию находятся игры по экологическому воспитанию, такие как: «Времена года», «Про животных», лото «Птицы», лото «Дикие и домашние животные» и др.

Ещё эффективными формами экологического образования на наш взгляд являются «уроки доброты», экологические тропы, экологические акции, игры – тренинги, моделирование, «Прогулки с увеличительными стёклами».

«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, сопричастности, сопереживания. Тематика «уроков» может быть разнообразной: «Кто может считаться заботливым», «Как можно заботиться о комнатных растениях», «Что такое бережливость?», «Что такое красота?», «Чем красив цветок?», «Как ты проявляешь любовь к животным?» и др.

Основная развивающая среда начинается с территории детского сада. На территории имеются : цветник, ели, сосна, рябина, береза, мини-огород. Есть метеостанция (метеоплощадка) дающая возможность познакомить детей с основными стандартными метеологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.

Не забываем мы в своей работе привлекать к взаимодействию родителей. Каждый год в нашем детском саду проходят субботники по очистке и озеленению территории , с помощью родителей изготавливаются скворечники и кормушки для птиц. Так же родители помогают и в оформление природоохранительных акций – выставки рисунков, плакатов, поделок из бросового и природного материала. Экологические акции расширяют опыт природоохранительной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.

Очень помогает метод проектирования. Проектирование позволяет осуществлять сотрудничество не только с детьми и родителями, но и с другими специалистами ДОУ (муз. руководителем, физ. руководителем). К каждому проекту составляется план педагогических мероприятий, разрабатываются конспекты НОД, подбирается методическое обеспечение и т.д. Работа над проектом начинается со сбора информации, что дети знают, что хотят узнать в ходе реализации проекта .

В нашей группе была проделана большая работа над такими проектами как: «Экологическая тропа», «Обыкновенное чудо-комнатные растения», «Живая аптека», «Времена года», «Лето красное безопасное». Воспитатели ,родители вместе с детьми сочиняли эко- сказки , создавали книжки-малышки: «Здравствуй, здравствуй, лес прекрасный!», «По тропинке лесной», «Зимняя сказка», «Насекомые» и др. Были созданы лепбуки «Животные леса» и «Красная книга Нижегородской области»

Родители с детьми, стараются чаще бывать на природе: в парке, лесу, на реке. Где дети могут изучать природу в её естественных условиях: наблюдают за птицами, изучают жизнь муравейника, наблюдают за жизнью насекомых, рассматривают деревья, любуются растущими в лесу цветами. Прогулки на природу позволяют учиться правильному поведению в природе: не мусорить, уносить мусор в специальные места, не разрушать муравейник, не шуметь, не рвать растения, не ломать веток. Несмотря на неприспособленность современных детей к жизни в природе, им нравится изучать природу в естественных условиях.

Ещё дети очень любят дежурить в уголке природы и помогать воспитателям ухаживать за цветами на клумбе, посаженными на мини – огороде овощами.

Наиболее прогрессивной формой работы с дошкольниками в нашем ДОУ является применение ИКТ технологий. Всё чаще для проведения НОД по экологическому воспитанию недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит ИКТ.

В отличии от взрослого , детям, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Используя ИКТ технологии появилась возможность донести информацию в доступной для ребёнка форме. Ведь детям с их наглядно-образным мышлением доступно лишь то, что можно одновременно и рассмотреть и услышать и произвести действия с предметом. Вот почему так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, каковыми мы и считаем мультимедийные презентации.

ИКТ-технологии в экологическом образовании помогают не только обеспечить внимание и интерес детей, но и помогают дать им более полную, яркую, насыщенную информацию

Так, с помощью современных подходов, мы и можем формировать у детей личностные качества, такие как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, с уважением относится ко всему живому, чувствовать и видеть прекрасное в окружающей нас природе.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.


Литература


  1. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию/О.А.Воронкевич. – С.Пб.: Детство – Пресс, 2001. – 156 с.

  2. Лучич, м.в. Детям о природе/М.В.Лучич. – М.: Просвещение, 1989. – 140 с.

  3. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребёнок/Л.М.Маневцова. – С.Пб.: Акцидект, 1998. -318 с.

  4. Николаева, С.Н. Методика Экологического воспитания в детском саду/С.Н.Николаева. – М.: Просвещение, 1999. – 207 с.

  5. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. игры для дошкольников/ А.М. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

  6. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество)