СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к физической подготовки баскетболистов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к физической подготовки баскетболистов»



Министерство образования Саратовской области





Волков Алексей Николаевич





СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТА
















Саратов 2020


Содержание



Введение…………………………………………………………………...…..3

  1. Понятие «физическая подготовка» и ее виды ………………………....5

  2. Специфика баскетбола………………………..……………………….....9

  3. Методика физической подготовки баскетболистов…………………..16

Заключение …………………………………………………………………...29

Список литературы. ……………………………………………………...…..31



Введение

Деятельность человека на производстве, в спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретённых в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.

Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой - слабостью; подвижностью - инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигрывая в проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Физические качества можно разделить на простые и сложные.

Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технике - тактического мастерства спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.


Баскетболист сегодня - это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость.

Над проблемой физической подготовки баскетболистов работали Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, А.В. Ивойлов и др.

Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально - волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.

Именно это послужило выбору темы данной курсовой работы «Современные подходы к физической подготовки баскетболиста».

Цель работы – изучить современные подходы к физической подготовки баскетболиста.

Задачи:

1. Дать определение понятию «физическая подготовка», раскрыть ее виды.

2. Охарактеризовать специфику игры в баскетбол.

3. Раскрыть методику физической подготовки баскетболистов.




1. Понятие «физическая подготовка» и ее виды

В данном параграфе дадим характеристику физической подготовке и раскроем ее виды.

Ю. Д. Железняк и П. К. Петров считают, что «физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры. Физическая подготовка должна быть связана с технико - тактической и соревновательной подготовкой» [5, c.72].

Л. П. Матвеев понимает физическую подготовку «как педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, совершенствование жизненно важных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья занимающихся»

[8, с.54].

Таким образом, авторы рассматривают физическую подготовку как педагогический процесс, организованный тренером и направлен на разностороннее развитие физических качеств и улучшение функциональных возможностей организма спортсмена.

Перейдём к рассмотрению видов физической подготовки баскетболистов. Н. В. 3имкин подчеркивает, что физическая подготовка в спортивных играх складывается из подготовки общей и специальной [6, c.25]. Общая физическая подготовка имеет целью разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья и повышение общей работоспособности занимающихся. Тем самым обеспечивается полноценная подготовка к труду и защите Родины.

Специальная физическая подготовка - это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, осуществляемый в соответствии со спецификой избранной игры и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.

Г. И. Погадаев утверждает, что для достижения высоких спортивных результатов первостепенное значение имеют уровень физической подготовленности спортсмена, развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости - и их сочетание в соответствии с особенностями каждого вида спорта.

Поэтому процесс физической подготовки, проводимый в единстве с процессом совершенствования в технике движений спортсмена, является ведущим в тренировке в целом [11, c.69].

Всем ходом истории развития спорта, данными научных исследований доказана необходимость всесторонней физической подготовки для спортсменов любой специализации. Всесторонняя физическая подготовка вызывает в организме необходимую перестройку всех физиологических функций и обеспечивает гармоническое развитие всего организма в целом.

Физическая подготовка спортсмена должна иметь определенное специализированное направление и этим, с одной стороны, способствовать наиболее полному развитию специальных физических качеств и навыков, а с другой стороны, дополняя специальную тренировку, обеспечивать полноценное решение оздоровительных задач спорта.

А.О. Романов считает, что к группе средств специальной физической подготовки относятся такие упражнения, непосредственная задача которых — развитие тех или иных физических качеств в соответствии со спецификой избранного вида спорта. К ним относятся:

а) упражнения, имеющие сходство не только по характеру нервно-мышечных усилий спортсмена и режиму работы его организма, но и сходные по структуре движений с основным видом упражнений, в которых специализируется спортсмен [13, c. 55].

В этом случае развитие специальных качеств осуществляется одновременно с совершенствованием координации усилий работающих мышц, вместе с совершенствованием в технике основного упражнения;

б) упражнения, направленные на развитие отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении спортивных упражнений.

Следовательно, в зависимости от специфики, имеющейся в каждом виде спорта, одни и те же упражнения в одном случае могут быть общеразвивающими, а в другом — специальными. Например, бег на короткие дистанции и все беговые упражнения являются для прыгуна в длину специальными, а для метателя диска, штангиста, пловца, фехтовальщика и даже для прыгуна в высоту — общеразвивающими.

Важное значение в физической подготовке имеет правильное определение удельного веса средств общей физической подготовки в связи со спецификой каждого отдельного вида спорта и уровнем спортивного мастерства.

Н.В. Семашко утверждает, что всестороннюю физическую подготовку необходимо осуществлять на всех этапах годичного цикла тренировки, даже в процессе непосредственной подготовки к соревнованиям. Важно при этом установить рациональное соотношение общей и специальной физической подготовки, меняющееся на каждом этапе тренировки, правильно дозировать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Это будет способствовать неуклонному росту уровня специальной физической подготовленности и тренированности спортсмена в течение всего года [15, c.26].

Спортсменкам, особенно младших разрядов, в связи с особенностями женского организма следует в большей мере по сравнению с мужчинами уделять внимание средствам общей физической подготовки. Необходимо соблюдать и большую постепенность в увеличении тренировочной нагрузки. В подборе средств и их применении надо также учитывать относительно слабое развитие мышц рук и плечевого пояса и в целом связочного аппарата женщин. Хорошо физически подготовленные женщины могут применять высокие тренировочные нагрузки и выполнять упражнения с большой интенсивностью, пользуясь теми же, что и мужчины, методами тренировки.

Физические качества спортсмена неотделимы от его волевых качеств, высокая степень проявления которых зависит от того, насколько он способен мобилизовать свои силы для достижения поставленной цели. Однако проявление физических качеств при полной мобилизации сил в спорте возможно только при наличии у спортсмена высокой степени координации и совершенном владении спортивной техникой.

Таким образом, мы подошли к тому, что физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры. Физическая подготовка должна быть связана с технико - тактической и соревновательной подготовкой.

Физическая подготовка в спортивных играх складывается из подготовки общей и специальной.

Общая физическая подготовка имеет целью разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья и повышение общей работоспособности занимающихся. Тем самым обеспечивается полноценная подготовка к труду и защите Родины.

Специальная физическая подготовка - это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей спортсменов,

осуществляемый в соответствии со спецификой избранной игры и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.

В каждом виде спорта необходим правильный подбор комплексов средств не только специальной физической подготовки, но в той же степени и средств общей физической подготовки.

Физические качества спортсмена неотделимы от его волевых качеств, высокая степень проявления которых зависит от того, насколько он способен









2. Специфика баскетбола



Перейдем к изучению специфики баскетбола и рассмотрим сущность игры в баскетбол.

Б. Н., Минаев Б. М Шиян считают, что баскетбол - одна из самых популярных игр во многих странах. Для неё характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью [9, c.22].

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

В. А Кудряшов утверждает, что действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа: центровой игрок - должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью; крайний нападающий - это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно; защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным [7, c.157].

Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приёмы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Результативность игровых действий тесно связана с показателями

сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является «чувство времени», которое можно рассматривать как компонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития «чувства времени» лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Баскетболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые - в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру в штрафной площадке; игроки передней линии - 1 сек., наиболее устойчивом интервале броска.

Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учёта вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряжённых условиях.

Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приёмами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединённых общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на

достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать своё кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнёров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.

В.А Романенко утверждает, что, участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачами, бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальное время играет без мяча [14, c.147].

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.

Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода (МПК) у баскетболистов с ростом квалификации растёт и у мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала [10, c.35].

Важный показатель функционального состояния организма - сердечно-

сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.

Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд/мин, уровень потребления кислорода - 30 % от максимальной величины; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд/мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК; при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд/мин, величина кислородного долга 5-7 л/мин. За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны.

Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большого напряжения нервной системы игроков и необходимости морально - волевых усилий для достижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельности баскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, на достижение которых должен быть направлен учебно­тренировочный процесс.

Скоростно - силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространённым их выражением является так называемая «взрывная» сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время - прыжок. По характеру мышечной деятельности

прыжок относится к группе скоростно - силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно - взрывной характер.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлёта.

Скорость и сила - основа прыжка. Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной безопорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.).

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведёт к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в

зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностей разрешима.

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов считают, что для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию баскетбола) [16, с. 80].

Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды.

Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладает высокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы под щитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом. Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника. Такими данными обладал один из игроков НБА Дэнис Родман. По статистике он не один сезон был на первом месте по подборам мяча. Хотя Родман и не очень высокого роста (у него нет и двух метров), а подбор забирал и у более высокорослых игроков, чем он сам.

Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут

выполняться как с места при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении - отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации). Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия в защите.

Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. Он мог «перевисеть» в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самым эффективным броском в кольцо в баскетболе считается «бросок сверху» — это когда мяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броска практически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и силой вкладывается в него.

Таким броском обладают все игроки НБА. Даже, обладая ростом ниже 170 см (у некоторых игроков), они легко могут забить мяч сверху. Может быть, поэтому сборная команда США уже многие годы считается лучшей командой на всей планете.

Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.

А. Я. Гомельский говорил, что игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу «на втором этаже».

Таким образом, теоретически изучив и проанализировав характеристику игры в баскетбол мы подошли к выводу о том, что баскетболистам присущи скоростно - силовые качества, подразумевающие способность проявлять наибольшую силу в минимально короткое время и быстрое перемещение тела и его звеньев в пространстве, что ярко выражается в прыжках.

Основными их характеристиками являются упражнения с ациклической структурой движения, в которых развиваются усилия максимальной мощности, имеющих реактивно - взрывной характер и проявляются в различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве.





3. Методика физической подготовки баскетболистов

В данном параграфе раскроем методику физической подготовки баскетболистов. А.В. Ивойлов считает, что формированию навыков игры предшествует физическая подготовка (общая и специальная) баскетболиста [12, с.26].

Современный баскетбол предъявляет к физическому развитию баскетболиста очень высокие требования. Каждый баскетболист обязан участвовать как в нападении, так и в защите, что предъявляет огромные требования к его скоростно-силовой подготовке, а многократное вариативное выполнение технических приемов и продолжительность игры требуют особой выносливости.

А.В. Беляев и М.В. Савин указывают, что перед общей физической подготовкой баскетболистов стоят следующие задачи [6, с.43]:

1.  Разностороннее физическое развитие спортсменов.

2.  Развитие физических качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости и ловкости).

3.  Увеличение функциональных возможностей.

4.  Укрепления здоровья.

5.  Увеличение спортивной работоспособности.

6.  Стимулирование процессов восстановления.

7.  Расширение объема двигательных навыков.

Общая физическая подготовка баскетболиста должна быть направлена на высокое развитие всех основных физических качеств. Но не нужно ставить знака равенства между равномерным развитием всех физических качеств спортсмена и его разносторонним физическим развитием.

Развитие силы. Проявление силы мышц зависит от общего состояния здоровья центральной нервной системы баскетболиста, деятельности коры его головного мозга, биохимических процессов, степени утомления мышц и др. Большое значение для развития силы баскетболиста имеет его умение напрягать и сокращать мышцы с большой силой, что в известной степени зависит от его умения проявлять волевые усилия.

Упражнения, направленные на развитие силы баскетболиста, способствуют увеличению мышечной массы, а также воспитывают способность проявлять это качество. Можно специально подбирать упражнения для улучшения умения проявлять силу или упражнения для увеличения мышечной массы.

Для развития мышечной силы в баскетболе главным образом применяется метод «до отказа» и метод максимальных усилий. Выполнение упражнений методом максимальных усилий способствует развитию способности проявлять значительные мышечные усилия преимущественно благодаря усовершенствованию нервных процессов и воспитания воли. Подбираются специальные упражнения, в которых необходимо проявлять большую и предельную силу. Данные упражнения должны выполняться с незначительными интервалами, с проявлением возможно большей силы. Пользуясь данным методом, мышечная сила на первом этапе нарастает быстро.

Метод «до отказа» способствует в большей степени увеличению мышечной массы и заключается в многократном и постоянном выполнении упражнений до появления усталости. При этом силовая нагрузка на баскетболиста может быть как средней, так и большой. Желательно структуру применяемых упражнений приблизить к характерным движениям баскетболистов. Достичь значительного увеличению мышечной массы возможно только при длительном использовании этого метода.

Выполнение основных технических приемов в баскетболе (передачи, ловля, броски.) предъявляют повышенные требования к силе мышц туловища, рук, плечевого пояса, пальцев, а также мышц ног – стопы, голени и бедер. Эти требования предопределяют направленность тренировок по силовой подготовке. Большее количество упражнений для развития силы баскетболистов выполняются с отягощением. По характеру употребляемых отягощений упражнения на силу можно поделить на две группы:

1.Упражнения для развития силы баскетболистов с внешним отягощением (штанга, экспандер, мешок с песком, набивной мешок, сопротивление внешней среды – песок, вода, снег; сопротивление партнера).

2.Упражнения для развития силы баскетболистов с удержанием собственного веса тела (подтягивания на турнике, лазание по канату, гимнастические упражнения, приседания, отжимания и др.).

Употребляя упражнения с отягощением можно точно дозировать интенсивность и объем нагрузки, а также воздействовать как на отдельные мышцы, так и на определенную группу мышц. На начальном этапе упражнения с отягощением рекомендуется выполнять в замедленном темпе. А затем их нужно выполнять как можно быстрее. Упражнения для развития силы баскетболистов, следует чередовать с расслабляющими упражнениями. Упражнения с большими отягощениями (штанга), в выполнении которых задействовано большое количество мышц, необходимо применять с интервалом в несколько дней (один-два), а упражнения с небольшими отягощениями, воздействующие на небольшое количество мышц, – ежедневно.

Ю. В Верхошанский считает, что в зависимости от режима работы мышц силовые упражнения делятся на статические и динамические. Выполнение динамических упражнений характеризуется сокращением мышц, сближением мышечных окончаний, в результате чего мышцы утолщаются и удлиняются. Выполняя статические упражнения для развития силы, мышцы находятся в напряженном состоянии, но не укорачиваются. Употребление статических упражнений в большом количестве не рекомендуется, поскольку они отрицательно воздействуют на дыхательную и сердечно - сосудистую системы, так как происходит длительная задержка дыхания. Именно поэтому статические упражнения следует чередовать с динамическими [1, с.93].

Развитие выносливости. Выносливость зависит от сердечно сосудистой, центральной нервной, дыхательной систем, а также от совершенства техники баскетболиста, умения совершать рациональные движения, с оптимальным мышечным напряжением.

Для развития выносливости баскетболистов необходимо продолжительное воздействие упражнений на организм, а это возможно только тогда, когда упражнения выполняется не интенсивно. На первом этапе обучения лучше всего использовать равномерный способ выполнения упражнений. Для развития выносливости в волейболе применяют бег, чередуемый с ходьбой, равномерный бег небольшой интенсивности, езду на велосипеде со средней скоростью, ходьбу на лыжах, плавание. Позднее продолжительность выполнения упражнений на выносливость в равномерном темпе постепенно увеличивается.

В дальнейшем употребляются упражнения в переменном темпе. К примеру, бег, в котором отрезки 200-400 метров, пробегаемые со средней скоростью, чередуются с отрезками 100-200 метров, пробегаемыми в медленном темпе. В беге такого типа можно включать и короткие ускорения.

Во время тренировки необходимо сочетать развитие выносливости с повышением уровня скорости движения, поскольку если баскетболист способен выполнять интенсивную работу быстро, то он дольше сможет выполнять работу с меньшей интенсивностью.

Развитие скорости. Скорость баскетболиста зависит от соответствующей нервной деятельности головного мозга, подвижности в суставах, эластичности мышц, совершенного владения техническими приемами, способности мышц-антагонистов к расслаблению.

Развитие скорости движений находится в определенной зависимости от силы мышц, именно поэтому данные качества развиваются параллельно. Скорость движения можно повысить благодаря эластичности мышц. Если мышца предварительно оптимально растянута, то она сокращается значительно быстрее и с большей амплитудой. Поэтому необходимо уделять особое внимание улучшению эластичности мышц. Быстрые движения, выполняемые с большой амплитудой, зависят в определенной степени от подвижности в суставах и способности мышц-антагонистов к растягиванию. Движение совершается легче и быстрее, если мышцы-антагонисты оказывают меньшее влияние. Вот почему нужно разумно сочетать упражнения на развитие синергистов и мышц-антагонистов [6, с.253].

Скорость баскетболистов проявляется в сложных и простых реакциях в ответ на внешний раздражитель (в основном зрительный), в совершении технического приема или отдельной его части, в перемещении на площадке.

Большое значение для развития скорости в баскетболе имеет умение расслабляться, а также выполнять движение без излишнего напряжения, но с наибольшими волевыми усилиями.

Для развития скорости баскетболистов необходимо подбирать следующие упражнения:

1.Упражнения на скорость, развивающие быстроту ответной реакции.

2.Упражнения на скорость, способствующие овладению наиболее рациональной техникой выполнения движения, при котором в работе участвуют только строго определенные мышечные группы.

3.Упражнения на скорость, способствующие более быстрому совершению движений, максимально приближенных по своей структуре к техническим волейбольным приемам.

Главным средством для развития скорости баскетболистов является выполнение различных упражнений в наибыстрейшем темпе.

Для чего употребляются повторные ускорения с постепенным увеличением амплитуды движения и наращиванием скорости до максимальной. Для развития скорости очень полезны упражнения, совершаемые в облегченных условиях, к примеру, бег за лидером, бег под уклон и др.

Развитию скорости в баскетболе способствуют упражнения, совершаемые соревновательным методом, который требует концентрированных значительных волевых усилий.

Упражнения, способствующие развитию скорости, не желательно выполнять во время усталости, поскольку при этом значительно нарушается координация движений, а также теряется способность к быстрому их выполнению. Поэтому данные упражнения рекомендуется включать в первую часть тренировки, причем в небольших объемах. Количество повторений за тренировку не должно быть большим.

Употребляя упражнения с отягощениями, развивающие в основном силу, не следует забывать о скорости их выполнения, поскольку увеличение развития силы мышц может привести к уменьшению быстроты движения.

Развитие гибкости. Подвижность в суставах, способствующая выполнению движений с большой амплитудой, называется гибкостью. Гибкость баскетболиста зависит от: гибкости позвоночного столба, формы суставных поверхностей, эластичности мышц и сухожилий, эластичности связок, состояния центральной нервной системы, оказывающей влияние на тонус мышц.

Амплитуда движений в большей степени зависит от эластичности мышц и связок. Чем эластичнее связки и мышцы, тем меньше ограничены движения. В значительной степени выполнению упражнении с большой амплитудой способствует не только активно работающие мышцы, но и способность мышц-антагонистов к растягиванию. Любые упражнения, предназначенные для повышения общей физической подготовки баскетболистов, способствуют развитию гибкости. Однако баскетболисту необходимо специально развивать гибкость, чтобы создать ее «запас». Для этого разумно использовать упражнения на гибкость, наиболее близкие по своей структуре к движениям баскетболиста.

В. А. Кудряшов утверждает, что гибкость в баскетболе развивается упражнениями на растягивание, выполняемые пружинисто, небольшими сериями с постепенным увеличением амплитуды и темпа. Пределом амплитуды совершения движений является появление болевых ощущений. Наиболее быстрого развития гибкости баскетболистов можно достичь при ежедневных тренировках и даже при двухразовых тренировках в день. Достигнутый уровень гибкости сохраняется достаточно долго и легко поддерживается небольшим количеством повторений целенаправленных упражнений [7,с.154].

Развитие ловкости. Ловкость – это умение баскетболиста быстро совершать сложные двигательные действия. Чтобы стать ловким, необходимо стать выносливым, быстрым и сильным. В тех случаях, когда организм баскетболиста не привык к перенесению больших нагрузок, то утомление нарушает двигательные рефлексы, Кроме этого резко нарушается координация движений. Ловкость в волейболе проявляется в умении баскетболиста быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с условиями меняющейся обстановки. Специфика игры постоянно ставит сложные двигательные задачи, которые следует решать мгновенно.

Для развития ловкости баскетболистов используются различные физические упражнения, такие как: спортивные игры (баскетбол, гандбол, футбол, хоккей), отдельные виды легкой атлетики, особенно связанные с преодолением препятствий (кроссы, бег с преодолением барьеров и др.), вольные гимнастические упражнения и упражнения на снарядах. Для развития ловкости очень полезные и акробатические упражнения, заставляющие баскетболистов решать сложные координационные задачи как в безопорном, так и в опорном положении. Хорошим средством развития ловкости является упражнения на батуте. Хорошо знакомые упражнения из других видов спорта, а также волейбольные упражнения, выполняемые в непривычных условиях, из необычных начальных положений, также способствуют развитию ловкости.

При развитии ловкости в баскетболе следует постепенно переходить от простых упражнений к более сложным. Выполнение сложных координационных движений требует не только больших физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Именно поэтому упражнения, направленные на развитие ловкости, рационально выполнять в начале основной части тренировки, причем в незначительном объеме. Наибольшее внимание развитию ловкости баскетболистов с помощью упражнений из иных видов спорта следует уделять в подготовительном периоде, а в соревновательном периоде она развивается средствами баскетбола.

Это все что касается развития общей физической подготовки баскетболистов.

Только разобравшись с общей физической подготовкой баскетболистов, можно переходить к изучению специальной физической подготовки.

Н. В. 3имкин указывает, что специальная физическая подготовка способствует развитию специфических качеств баскетболиста, которые по своему характеру нервно-мышечных напряжений сходны с навыками основных игровых действий. Специальной физической подготовкой занимаются с усвоениями техники игровых движений (также без мяча и с мячом). Общая и специальная физическая подготовка неразрывно связаны между собой, так как на базе общей физической подготовки строится фундамент специальной подготовки [6,с.253].

Задачи специальной физической подготовки могут быть решены только на основе общей, достаточно высокой физической подготовленности спортсменов. Ранняя, форсированная специальная подготовка не только не укрепит рост спортивных результатов, но может привести к различным травмам, повредить общему состоянию здоровья. Для новичков специальная подготовка должна начинаться обычно не ранее второго года обучения, а для спортсменов- разрядников – во второй половине подготовительного периода, когда мышцы и связки будут достаточно подготовлены к специальным нагрузкам.

Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения баскетболиста, а также специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализированного упражнения. С помощью таких упражнений совершенствуют технические приемы и развивают специальные физические качества.

Развитие специальной силы. Специальную силу баскетболиста можно определить, как очень высокую способность игрока проявлять силу мышц в тех режимах и уровнях, которые требуются при выполнении отдельных технических приемов и игровых действий. Так, для выполнения передачи сверху двумя руками необходим определенный уровень развития силы мышц кистей; подачи – силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара – комплексное развитие силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног.

Для эффективного применения технических приемов в игре, баскетболисту нужна так называемая «взрывная сила» – способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Поэтому специальная силовая подготовка направлена, прежде всего, на развитие скоростно-силовых способностей спортсмена

Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления усилий при выполнении технических приемов. При работе над развитием скоростной силы можно применять незначительные отягощения.

Развитие прыгучести. Прыгучесть баскетболиста – это способность прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования, вторых передач в прыжке, подач. Развитие прыгучести начинают в развития силы мышц, а в дальнейшем силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно. Для этого используются упражнения с отягощениями и без них, основные упражнения по технике игры).

Развитие специальной быстроты. Специальная быстрота баскетболиста – это способность выполнить различные перемещения по площадке и технические приемы в минимальный для определенных условий отрезок времени.

Формами проявления быстроты в баскетболе являются:

а) способность к быстрому реагированию на мяч или действие соперников;

б) способность к быстрому началу движений;

в) способность к быстрому выполнению технических приёмов и их элементов;

г) способность к быстроте перемещений.

Быстрота реакции отражает способность игрока понять намерения и действия соперника и партнеров, а также определить направление полета мяча и реагировать на них соответствующим образом. К быстроте начала движения можно отнести стартовое ускорение игрока. Быстрота выполнения технических приемов и элементов характеризуется максимальной скоростью движения руки при нападающем ударе и т. д. Быстрота перемещения зависит от способности игрока максимально быстро преодолевать отрезки 3-6-9 м в различных направлениях. Быстроту рекомендуется развивать повторным, интервальным, соревновательным методами. При этом между попытками следует давать интервалы отдыха. Эти интервалы отдыха между повторными нагрузками должны обеспечивать восстановление работоспособности.

С другой стороны интервал не должен быть настолько длительным, чтобы возбуждение в нервной системе чрезмерно упало. В этом случае потребуется дополнительная разминка. После двух или трех повторений интервал отдыха значительно продлевают, причем рекомендуется комбинировать пассивный и активный отдых.

Параметры физической нагрузки, продолжительность, число повторений от занятия к занятию прогрессивно возрастают, а интервалы отдыха уменьшаются.

Развитие специальной выносливости. Специальная выносливость баскетболиста объединяет скоростную, прыжковую, игровую выносливость. Она зависит от уровня развития общей выносливости, подготовленности опорно-двигательного аппарата, от силы психических процессов (например, умения терпеть), от экономичности спортивной техники.

Скоростная выносливость – способность игрока выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Для развития скоростной выносливости подбираются упражнения на быстроту, выполняемые многократно. В качестве средств используют рывки и спринтерские ускорения, имитационные и основные упражнения по технике игры. Дозировка нагрузки: продолжительность одного повторения – 20-30 с, интенсивность – максимальная, интервал отдыха – 1-3 мин., количество повторений – 4-10 раз.

Прыжковая выносливость – способность к многократному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара; постановке блока; при выполнении вторых передач в прыжке.

В качестве средств для развития прыжковой выносливости используются прыжковые упражнения с отягощениями (малыми) и без них, прыжковые упражнения (имитационные) и основные упражнения по технике игры. Продолжительность одного повторения – 1-3 мин, интенсивность – без пауз между прыжками, количество повторений – 5-8. Интервалы отдыха между повторениями – 1-4 мин.

Развитие игровой выносливости. Игровая выносливость – способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов. Она объединяет все виды выносливости и специальные физические качества. Высокий уровень развития функциональных способностей баскетболиста – один из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры и успешной реализации всего арсенала технических и тактических средств борьбы.

Игровую выносливость совершенствуют в процессе игр с большим, чем предусмотрено правилами соревнований, количеством партий, полным и неполным составами (5х5, 4х4, 3х3 и т. д.), игр на время.

Действенным средством развития игровой выносливости является использование в процессе игры (при достижении счета 5, 10 и в паузах между партиями) упражнений различного тренирующего воздействия. Применение в тренировочных занятиях нагрузок, превышающих по объёму и интенсивности соревновательные нагрузки, даёт возможность создать своеобразный запас прочности в проявлении всех видов подготовки. Игровую выносливость воспитывают в специально-подготовительном, предсоревновательном этапах подготовительного периода.

Развитие специальной ловкости .Воспитание ловкости баскетболиста – это совершенствование координационно-сложных двигательных действий, а главное способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владения своим телом в безопорном положении, что предъявляет высокие требования к деятельности вестибулярного аппарата. Это требует высокого развития специальной ловкости и точности движений в пространстве.

Ловкость баскетболиста имеет две разновидности:

1. Акробатическая ловкость, которая проявляется в бросках, падениях, прыжках во время игры в защите.

2. Прыжковая ловкость – умение владеть своим телом в безопорном положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых передач в прыжке.

Основными средствами развития специальной ловкости являются гимнастические, акробатические, имитационные и основные упражнения по технике игры.

Развитие специальной гибкости. Для развития специальной гибкости используются упражнения на растягивание, сходные по своей двигательной структуре с техническими приемами или их частями. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть больше, чем при выполнении самого приема. Целесообразно использовать небольшие отягощения, позволяющие при увеличении амплитуды движений сохранить их структуру.

Развитие умения расслабиться. Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность спортсмена. Начинать обучение расслаблению нужно со специальных упражнений. Упражнение на расслабление целесообразно выполнять после упражнений, связанных с большими мышечными напряжениями.

Таким образом, методика развития физической подготовки баскетболистов основана на использовании средств общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка баскетболиста должна быть направлена на высокое развитие всех основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости). Основными средствами общей физической подготовки баскетболистов являются упражнения из лёгкой атлетики, плавания, гимнастики и других видов спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения баскетболиста, а также специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализированного упражнения.

Основными методами физической подготовки баскетболистов являются повторный метод и его разновидности («до отказа», метод максимальных усилий), равномерный, метод круговой тренировки, игровой и соревновательный.

Заключение


Заканчивая наше исследование мы пришли к выводу, что физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры.

Специалисты различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка должна быть направлена на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма. Специальная физическая подготовка основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специфичных для баскетболиста, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.

Из сказанного вытекает значение физической подготовки: результирует в процессе соревнования в баскетболе тактика, такти­ка реализуется посредством техники, приемов игры, которые, являясь, по сути, двигательными действиями, зависят от функ­ционирования всех систем организма баскетболистов.

Благодаря физической тренировке и свойству организма к адаптации происходит накопление организмом все новых физических конди­ций, приобретение нового уровня физических качеств и способ­ностей, более высокого уровня технико-тактической подготов­ки.

Игры, продолжительность которых составляет 1,5 часа, предъявляют высокие требования к разносторонней подготовленности спортсмена, развитию его двигательных качеств и функциональных возможностей.

Более того, овладеть большинством технических приемов баскетболиста можно только при условии довольно высокого уровня развития физических качеств.

Постоянное внимание надо уделять упражнениям на совершен­ствование координационных способностей баскетболистов. , скоростно-силовых качеств, прыгучести, быстроты ответных действий, качеств, обусловливающих успешность технических приемов и тактических действий.

Эти упражнения необходимы как юным баскетболистам,так и квалифицированным спортсменам.



























Список литературы



  1. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки спортсмена. - М.: ФиС, 2010. - 190 с.

  2. Дворник Л. С., Хабаров А. А., Евтушенко С. Ф. Использование отягощений на тренировках // Физкультура и спорт. - 2009. - № 3. – С.14.

  3. Жбанков О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов. // «Физкультура и спорт» № 3, 2010. - 340 с.

  4. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте.- М.: Академия, 2005. - 272 с.

  5. 3имкин Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости. - М.: ФиС.- 2011. - 340 с.

  6. Кудряшов В. А. Баскетбол в школе. Учебное пособие для учителей школ.- Д.: Учпедлит, 2010.-454с.

  7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 2011.- 600с.

  8. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2009. - 250 с.

  9. Основы теории и методики физической культуры. Под общей ред. проф. А. А. Гужаловского. - М.: ФиС, 2009 - 450 с.

  10. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФиС, 2010. - 554 с.

  11. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. - М.: ФиС, 2011.- 450с.

  12. Романов А.О. Учебник спортсмена.-М.: ФиС, 2011.-600с.

  13. Романенко В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой.-М.: ФиС, 2009.- 240с.

  14. Семашко Н.В. Баскетбол.-М.: ФиС, 2008.-360с.

  15. Холодов Ж.К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 555с.