Современные подходы к организации индивидуального обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Халиуллина Марина Вячеславовна
учитель начальных классов
МБОУ школа «Перспектива» г. Сургут.
Будущее России в подрастающем поколении. Наверное, только новое поколение может жить в открытом обществе, дающем максимальную степень свободы, совместимую с социальной справедливостью и равными правами всех членов. Ведь известно, что общество «теряет» если часть населения не может участвовать в его жизни, и выигрывает, когда все люди независимо от их способностей и различий вносят вклад в его развитие. (1)
Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, а кроме того к поиску новых подходов к осуществлению образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. В Законе «Об образовании» говорится о праве ребенка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и выбор образовательного учреждения. И одарённые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием все должны иметь возможность получить образование. (2)
Право на образование - это право любого человека. А образование детей с ограниченными возможностями - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества. (3)
Ведущие специалисты в области коррекционной педагогики Н.Н Малофеев, Л.М. Шипицина, Т.В Волосовец выделяют пять основных способов дать образование детям с ограниченными возможностями:
обучать самостоятельно
отдать в коррекционную школу
найти инклюзивную школу
найти школу надобного образования
заключить договор с обычной общеобразовательной школой, чтобы учителя приходили на дом. (4)
По мнению учителей МБОУ школа «Перспектива» г.Сургута одной из форм обучения гарантированной Российским законодательством является индивидуальное обучение на дому, которое в настоящее время становиться наиболее привычным и доступным вариантом обучения детей с особыми образовательными потребностями. Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» широко охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за приделы общепринятой нормы и требуют дополнительных ресурсов.
Домашнее обучение — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса. К ним на дом ежедневно приходят школьные учителя и проводят уроки по специально разработанным индивидуальным планам, выбирают индивидуальный темп обучения, в котором может работать ребенок; индивидуальные нагрузки, которые можно легко дозировать не только в течение дня, но и всю неделю; если ребенок плохо чувствует себя, можно занятия проводить дистанционно. Индивидуальная работа с ребенком позволяет учесть и его работоспособность, и его утомляемость, и его особенности.(4)
Питер Друкер - один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века писал: «Сейчас мы можем сказать, что учиться — это не прекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание — это научить людей учиться...»
А научить учиться детей с особыми потребностями, находящихся на домашнем обучении сложнее вдвойне.
При организации домашнего обучения в первую очередь я учитываю физиологические и психологические особенности ребёнка. И строю обучение так, чтобы оно оставалось настолько природосообразным, насколько позволяет сложившаяся ситуация. Активно использую современные образовательные технологии, компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным. Одно из условий – это частая смена заданий и много практики. Ведь ребёнку сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Строю уроки так, чтобы было нескольких видов заданий, например, 5–10 минут на объяснение нового материала или на просмотр видео, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки. Обязательно предусматриваю разбор заданий в учебнике, выделяю достижения и интересные варианты решения, останавливаюсь на индивидуальных ошибках, разъясняю сложные моменты. В период спада работоспособности, двадцатая минута урока, провожу физкультурные минутки, минутки психологической разгрузки. Чтобы увлечь ребенка использую сказочных персонажей. Благодаря участию в уроке любимых и знакомых героев учащийся настраивается на решение поставленных перед ним задач, проявляет заинтересованность игрой и одновременно процессом обучения. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает его, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого, у ребенка формируется учебная мотивация, благодаря чему он с удовольствием выполняет поставленные задачи. На уроках математики часто использую развивающие игры В. Воскобовича «Геоконт», «Фиолетовый лес», «Коврограф», на уроках русского языка обучающие игры, разработанные логопедом Сусловлй Е.А. из всероссийского проекта «Мерсибо», данные игры являются средством всестороннего развития ребенка, его умственных, интеллектуальных, творческих способностей, вызывают положительные эмоции, способствуют самоутверждению ребенка
В организации домашнего обучения мне помогают интерактивные упражнения разработанные на платформе «Учи.ру». Хочется отметить, что сервис содержит много симпатичных иллюстраций, имеет яркий дизайн, цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость. Данная платформа даёт возможность интересно преподносить учебный материал и позволяет добиваться высокого образовательного результата. (5)
Эффективной платформой, на мой взгляд, является платформа Сферум. Данную платформу я успешно использую для проведения индивидуальных уроков с учеником, когда по состоянию его здоровья приходится заниматься дистанционно. Уроки планирую заранее, вход осуществляю через электронный журнал. Ученик с помощью родителей и электронного дневника выходит на урок.
В обеспечении качественного обучения ребенка мне помогают его родители, ведь теперь ребёнок учится дома, и только с их помощью я могу организовать этот процесс эффективно. Какая-то доля работы, которую раньше выполняла я как педагог, теперь неизбежно делегирована им. Поручая родителям какую-то задачу, стараюсь обеспечить их ресурсами: научить, объяснить, показать, дать образец, выслать материалы, ответить на вопросы.
Платформа Сферум позволяет организовать живое общение в виртуальном пространстве, для меня важно, что я вижу ученика разговариваю с ним, объясняю материал, делаю акцент на наиболее трудных моментах. Кроме того, если у ученика появляется необходимость задать вопрос или же он хочет что-то сообщить мне во время урока, он пользуется функцией «поднять руку» и я даю ему эту возможность. Часто применяю разминки в начале уроков, позволяющие выяснить, насколько усвоен материал предыдущего урока и настроить на плодотворную работу и вижу как ребёнок их выполняет.
Для того, чтобы заинтересовывать ученика и создать на уроке ситуацию успеха и социализации , приглашаю на урок детей класса, идет знакомство, обмен мнениями, ребенок вовлекается в командную работу, использую средства наглядности, демонстрируя материал экрана: презентации, тексты, видео и аудио материалы, иллюстрации. На слайде представлены примеры из презентации, созданной в формате Power Point, к коллективному онлайн уроку по литературному чтению. Используя данную презентацию, мы все вместе совершили виртуальную экскурсию в музей Б.С. Житкова, расположенный на паруснике «Вечный Колумб», познакомились с его произведениями для детей, прочитали рассказ «Про обезьянку», поиграли в игру «Кто возьмет миллион». Такая форма общения с одноклассниками формирует чувства сопричастности к классному коллективу.
В настоящее время каждый учитель имеет почту. Это уже важный инструмент в работе. Я использую разную почту, но почта на Яндексе мне помогает больше всего при организации дистанционного обучения, на диск для хранения информации загружаю видеоурок, который скачиваю с любых сайтов вставляю на платформу Сферум и демонстрирую на уроке.
Демонстрировать экран своего компьютера умеет и мой ученик, я ему даю право на демонстрацию экрана и он показывает свои работы. Очень часто используем экран совместно, ученик показывает выполненное задание на своём экране, а я на своём просматриваю, корректирую и выставляю отметку.
На каждом уроке использую встроенную интерактивную классную доску, пишу или печатаю тему, план, делаю записи в ходе изложения нового материала, пользуюсь карандашом, выделяя, главные моменты, использую математические инструменты: линейку, циркуль. Вставляю, удаляю, редактирую любой материал, организую и работу ученика на интерактивной доске . Таким образом интерактивная классная доска позволяет выполнять все действия, которые учитель делал в классе на доске и ученик имеет возможность это увидеть.
И все таки при домашнем обучении главное это урок в офлайн режиме. Урок-это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребёнка. Сотрудничество заключается в том, что свой опыт и знания учитель должен стремиться передать, а ребенок должен захотеть и иметь возможность его усвоить.
Главным достоинством обучения на дому детей с особыми образовательными потребностями является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, использовать способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные.
Неотъемлемым фактором является психологическая и профессиональная готовность учителя к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагогические работники общеобразовательных школ должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей
Литература:
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» // Интегративные тенденции современного специального образования. - М., 2003. - С. 39–42.
Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко. - М., 1997.
Дорофеева И.И., Гиндина Е.А., Теплоухова И.А., Лосева Л.Л. Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом // Дефектология. - 2003. - № 1. - С. 54–60.
Инклюзивное обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в образовательных учреждениях общего типа: психолого-педагогические, организационные и нормативно-правовые аспекты. Учебное пособие.– Кострома, 2010. 5. Малофеев Н.Н,Шипицина ЛМ.
Бидайбеков, Е.Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е.Ы. Бидайбеков // Вопросы информатизации образования. Научнопрактический электронный альманах. - №18, 16 мая 2011 года
. Краснова Т. И. Видео Интернет ресурсы в учебном процессе // Молодой ученый. 2012. № 9. с.281–283.