СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации образовательного процесса. Компетентностно – деятельностный подход.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование  способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. 

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации образовательного процесса. Компетентностно – деятельностный подход.»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ «ДО ДТТЮ «Дружба»)













Современные подходы к организации образовательного процесса. Компетентностно – деятельностный подход.



Доклад для МО







Подготовила: педагог ДО Шнуренко С.В.









Новый Уренгой

2021

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Слайд 1. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности. В современных условиях образованность человека определяется не только знаниями, но и его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное образование. В настоящее время в связи с выходом Концепции дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р) развитие дополнительного образования приобретает особую актуальность, выходит на новый уровень. Согласно данному документу изменились подходы к организации дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Цели образования традиционно определялись тем набором умений, знаний, навыков, которые приобретал выпускник учебного заведения. На сегодняшний день такой подход оказывается недостаточным.

Слайд 2.

Проведенные исследования показывают, что обучающиеся сегодня не могут:

  • распознать реальные проблемы в повседневной жизни;

  • давать формулировку выявленной проблемы;

  • трансформировать проблемы в задачи;

  • соотносить проблему с приобретенными знаниями;

  • оценивать и анализировать результаты принятого решения.

Чаще всего обучающиеся могут только воспроизводить заученный материал и решать готовые задачи «по образцу». Тогда как общество нуждается в выпускниках, которые готовы включиться в процесс жизнедеятельности, способные решать на практике жизненные и профессиональные задачи. Данные способности во многом зависят от дополнительных качеств, называемых компетенциями и компетентностями. Проблематика отбора основных компетенций является важнейшей задачей для модернизации общего образования.

Слайд 3.

Основные требования к ключевым компетенциям выглядят следующим образом:

  • многофункциональность;

  • междисциплинарность;

  • значительное интеллектуальное развитие;

  • многомерность.

Слайд 4.

В мире в сфере образования развивается следующие ключевые компетенции:

  • компетенции в области познавательной деятельности, которые основаны на усвоении способов самостоятельного обретения знаний;

  • компетенции в области общественной деятельности;

  • компетенции в области трудовой деятельности;

  • компетенции в области бытовой деятельности;

  • компетенции в области культурной деятельности.

Слайд 5

Компетентностно-деятельностный подход позволяет значительно усилить практическую направленность изучаемых предметов, развивать мыслительную деятельность, а также выработку практических навыков. При таком подходе необходимо увеличивать количество самостоятельных работ поискового, творческого, исследовательского, экспериментального характера. Компетентностно-деятельностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях.

Слайд 6

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  •  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  •  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Слайд 7

Цели образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:

  • Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

  • Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

  • Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

  • Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

  • Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.

  • Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

  • Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

  • Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 8

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Сущность компетентностно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».


Сущность компетентностно - деятельностного подхода в образовании заключается в том, чтобы научить ребенка применять  полученные знания, умения и навыки    в проблемных ситуациях и  в различных  областях деятельности.  

Особенностями  деятельностной педагогики являются: 

  • организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника;

  • постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия;  

  • формирование личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Слайд 9

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1.   Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2.   Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3.   Учебно-познавательная компетенция.  Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4.   Информационная компетенция.  При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.

5.   Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6.   Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7.   Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Основные составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию ключевых компетенций:

1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.

3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

6. Создавать  разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

8. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.

9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

10. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.

11. Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

12. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

13. Учить работать в группе, понимать  конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.

14. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

15. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

16. Показывать учащимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

17. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

18. Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».

Слайд 10

Что даёт компетентностно – деятельностный подход?

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,

  • Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,

  • Подготовку учащихся к успеху в жизни,

  • Повышает степень мотивации учения,

  • Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Приемы и способы работы с обучающимися,  используемые в рамках деятельностного подхода.

Роль педагога в рамках системно-деятельностного подхода огромна: он должен построить занятие так, чтобы передать часть своих функций обучающимся,  найти причины неудач,  использовать проблемные формы обучения, показать им критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. 

Слайд 11.

Для реализации деятельностного подхода в обучении используются следующие методы и приемы:

1. Работа в парах, в группах.

Главная особенность работы в группах: совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия).

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

2. Технология проблемного обучения.

Главная ценность проблемного обучения в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. На проблемном уроке обучающиеся: больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь; осуществляют творческую деятельность, обретают творческие способности; отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу.

3. Метод проектов.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

4. Прием «Необъявленная тема» используется в начале занятия. Обучающиеся самостоятельно пытаются определить тему занятия после ситуации, предложенной педагогом. После определения темы занятия обучающиеся вовлекаются в постановку учебных задач. Данный прием позволяет смотивировать обучающихся на работу в течение занятия, повысить интерес к изучению новой темы.

5. Прием «До-После» может использоваться на этапах актуализации знаний и рефлексии. У учащихся с помощью этого приема формируется умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.

6. Прием «Да-Нет» формирует у учащихся умение связывать разрозненные факты в единую картину или тему.

7. Прием «Лови ошибку» формирует у ребят умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

8. Приём «Фантастическая добавка».  Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

9. Приём «Вопросительные слова». Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

9. Приём «Рюкзак». Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.

10. В конце изучения тем и разделов  используется прием «Синквейн».  Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом, обычно существительным. Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными. Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя пятая строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Использование методов и приемов системно-деятельностного подхода на занятиях формирует у обучающихся положительную мотивацию к изучению предмета, умение ставить перед собой задачи, анализировать их и искать пути решения, используя различные способы. При проведении занятий с использованием данных приёмов и методов наблюдается более устойчивое, эффективное усвоение материала.

 Изучение образовательной практики позволило выявить противоречия, которые необходимо учитывать педагогу дополнительного образования.

  1. Первая группа противоречий – это противоречия между социальными процессами и условиями среды, с одной стороны и различной степенью готовности педагога и учащихся к принятию изменений социальной среды.

  2. Вторая группа противоречий связана с характером взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Сущностные характеристики компетентностно-ориентированного образования:

  1. Усиление личностной направленности образования, что проявляется в обеспечении активности учащихся в образовательном процессе, увеличении возможностей выбора.

  2. Развивающая направленность и построение возрастосообразного образования. Цель развивающего образования – личностное развитие, реальное продвижение. Знания, умения и навыки выступают не целью, а средством в процессе развития ребенка.

  3. Требование научить решать социально и личностно значимые проблемы и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которое реализуется путем: 1) освоения новых видов деятельности, в рамках которых обучаемые могут самостоятельно решать проблемы; 2) освоения новых способов решения проблем в различных видах деятельности.

  4. Ориентация на саморазвитие личности, которое базируется на постулатах: 1) осознании самоценности каждой личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; 3) приоритете внутренней свободы – свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Для системы дополнительного образования интерес представляет подход к пониманию компетентности британского психолога Дж. Равена.

Необходимость введения компетентностного подхода в образовательный процесс учреждения дополнительного образования детей:

  1. пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области;

  2. переформулировка целей образования; на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения;

  3. изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается использование метода проектов;

  4. отказ от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.

Сущностные признаки компетентности:

  1. постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);

  2. ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);

  3. имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);

  4. пpоявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания себя в конкретной ситуации;

  5. проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.

В постиндустриальном обществе главным условием благополучия каждого человека является наличие умения работать с большим массивом информации. В информационном обществе учащиеся и педагоги находятся в разных условиях.

Универсальной компетентностью, на которой базируются достижения ключевых компетентностей во всех сферах самоопределения человека является информационная. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.

В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые учащиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности.

Информационная компетентность 1) помогает ребенку обучаться; 2) позволяет выпускникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей; 3) помогает быть более успешным в дальнейшей жизни.

Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых.

Переориентация общего образования от «знаниевого» подхода к определению целей и оценке его результатов, к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для развития личности, ее социализации и самореализации изменяет принципы организации образовательного процесса.

Направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:

  1. изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов;

  2. изменение позиции учителя, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;

  3. создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.

В соответствии с логикой выделенных образовательных областей, с ориентацией на ценности, характерные для каждого возраста школьников могут быть выделены следующие компетентности:

  1. личностная компетентность в сфере взаимодействия учащегося с самим собой с другими людьми, природой;

  2. социальная компетентность в сфере взаимодействия с обществом;

  3. познавательная компетентность в сфере взаимодействия с социальным и природным миром;

  4. предметно-деятельнастная компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью.

Заключение

Формы проявления компетентностей достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетентностей для реализации на разных уровнях.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах. Можно утверждать, что для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и соответствующие им способы решения соответственно будут разными.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте - в школе.

В современных условиях изменились представления о монополии школы на формирование личности ребенка, растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал; появляются новые экологические ниши, в которых находят себя так называемые «неудобные» (нестандартные) дети.

И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у обучающихся самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь каждый участник образовательного процесса может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности.

Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение обучающимся положительного для себя результата.

Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.

Изменение модели образования требует, прежде всего, изменения личности самого педагога, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.

Литература

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: /journal/2005/0910-12.htm.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.

4.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". 2002, 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm

5. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003, № 5.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

8.Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.

Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А. В.Великанова.

9.Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. — М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. — 240 с

10.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004, №5.

11. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. 2001, № 4.

12.Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под
ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,
2007.

13. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.

14. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2002.

15. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004..