СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации процесса преподавания ОБЖ в системе СПО

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе преподавания  необходимо учитывать знания обучающихся после школы.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации процесса преподавания ОБЖ в системе СПО»

Комитет образования и науки курской области

Областное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Областной многопрофильный колледж

имени Даниила Гранина»






Современные подходы к организации процесса преподавания ОБЖ в системе СПО







Выполнил

Свидер Александр Николаевич,

Преподаватель-организатор ОБЖ







2022 г.

На современном этапе преподавания ОБЖ необходимо учитывать различные факторы и базовый уровень студентов после школы, т.к. многие студенты сталкиваются с различными трудностями при переходе от школы к новому уровню обучения.

Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы педагог в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы при­кладных умений: массовика-затейника, тренера - общественника по одному или нескольким видам спорта, инструктора по туризму, экскурсовода, художника-оформителя, руководителя кружка, хоровика-дирижера, постановщика танцев, кинодемонстратора, инструктора по техническим средствам.

Основная цель обучения ОБЖ - подготовка человека к успешным действи­ям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Основные задачи:

  • овладение системой практических навыков для сохранения жизни и здоровья в повседневной деятельности;

  • формирование необходимости ведения здорового образа жизни;

  • воспитание патриотического сознания учащихся, любви к вооруженным си­
    лам, Своему народу.

На занятиях студенты овладевают навыками при использовании средств ин­дивидуальной защиты (противогазы, защитные комплекты, аптечки). Правилами поведения в обществе. Начальными знаниями в медицине, обороне государства.

Все элементы выполняются в полном объеме с практическим применением. Основная задача преподавателя показать все личным примером.

Процесс адаптации будет протекать эффективнее, если студент усвоит своё предназначение в жизни, научится понимать разницу между школой и специальным учебным заведением, познавать окружающий мир и себя, то есть превратить себя в предмет изменения и весь коллектив учебного заведения должен помочь ему в этом.

В своей профессиональной деятельности на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности» я использую следующие «активные» методы обучения:

«Анализ конкретных ситуаций» – неигровой метод обучения, суть которого заключается в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент.

По учебной функции различают четыре вида ситуаций:

ситуация – проблема – студенты находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;

ситуация – оценка – студенты дают оценку принятым решениям;

ситуация – иллюстрация – студенты получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем;

ситуация – упражнение – студенты упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии.

При выборе вида конкретной ситуации я исхожу из следующих факторов, таких как:

  1. характер целей изучения темы;

  2. уровень подготовки студентов, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения;

  3. индивидуальный стиль деятельности преподавателя.

Так при изучении темы: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» на уроках ОБЖ рассматриваются аварии на транспорте и правила поведения при приближении транспортных средств и сотрудников ГИБДД предлагаю следующую ситуацию

Пример: Переход проезжей части вне пешеходного перехода.

Причина: недостаточно времени, чтобы дойти до пешеходного перехода или

его отсутствие.

Проблема: наличие транспортного средства или сотрудников ГИБДД.

Решение проблемы: дождаться проезда транспортного средства, сотрудников ГИБДД, посмотреть налево перейти дорогу до середины, посмотреть направо и перейти на другую сторону.

Студенты учатся давать оценку принятым решениям, т.е. зачем ему переходить дорогу в неположенном месте или общение с сотрудниками полиции. Единственно правильное решение – это пешеходный переход.

На уроке при изучении темы «Общевоинские Уставы ВС РФ я применяю следующие ситуации:

Ситуация – «иллюстрация» – студенты по плакатам изучают действия часового на посту, согласно Устава, где он имеет право применять оружие.

Ситуация – «упражнение» – применять оружие имеет право в некоторых случаях и упражнениях, используя метод аналогии.

«Анализ конкретной ситуации» – это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление студентов, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождение оптимального решения, учиться устанавливать деловые контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

«Метод синектики» (синектика – объединение разнородных элементов) применяется для стимулирования творческой активности студентов. Он создает особые условия, инициирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций.

Вначале участников коллективного поиска решения в рамках данного метода знакомят с механизмами творчества. Одни из этих механизмов (операционные) можно развить в процессе обучения. К ним относятся прямая, личная и символическая аналогия. Развитие других (нетрадиционных) механизмов не гарантируется, хотя обучение может их пробудить. Это интуиция, способность к абстрагированию, к ассоциативному мышлению, применение оригинальных метафор и элементов игры.

Применяя метод синектики, я избегаю преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это сводит на нет дальнейший поиск решения. Обсуждение начинается не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ позволяет прояснить проблему, четче сформулировать ее. Если решение проблемы не отыскивается, предпринимаем повторный анализ ситуации, вызвавшей проблему. Иногда представляю проблему как совокупность задач. Так, например, на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Ситуации криминогенного характера» я применяю следующую ситуацию:

Пример: Нахождение на улице в темное время суток.

Проблема: Поход в магазин, спортивный зал, правила поведения в общественных местах.

В данном случае нет четкой формулировки проблемы. Обсуждение начинается с причины. Зачем молодому человеку или девушке выходить на улицу в одиночку в незнакомом населенном пункте. Студенты получают информацию, что они еще молоды, должны слушать указания На своих уроках я использую несколько стилей обучения:

Репродуктивный стиль обучения, т.е. передача очевидных знаний, например при изучении раздела «О воинской обязанности и военной службе» главным видом деятельности является репродукция, не допускающая альтернативы. Мнения учащихся просто не учитываются. Существуют определенные правила, указанные в общевоинских Уставах и их необходимо выполнять.

Изучать все темы ОБЖ основываясь на репродуктивный стиль обучения будет неправильно. Возникает боязнь сделать ошибку и забыть.

При изучении раздела «Здоровый образ жизни» я использую творческий стиль обучения, т.е. стимулирование учащихся к творчеству. Студенты сравнивают, выделяют главные и основные составляющие здорового образа жизни, объясняют, делают выводы, как правильно вести здоровый образ жизни (распорядок дня, правильное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек).

При изучении раздела «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» используется эмоционально-методический стиль обучения, т.е. возможны коллективные обсуждения, меняются виды работ, проверка знаний и умений всех студентов. Иногда представляю проблему как совокупность задач. Так, например, на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «Ситуации криминогенного характера» я применяю следующую ситуацию:

Пример: Нахождение на улице в темное время суток.

Проблема: Поход в магазин, спортивный зал, правила поведения в общественных местах.

В данном случае нет четкой формулировки проблемы. Обсуждение начинается с причины. Зачем молодому человеку или девушке выходить на улицу в одиночку в незнакомом населенном пункте. Студенты получают информацию, что они еще молоды, должны слушать указания преподавателей техникума и родителей. Пойти в магазин за продуктами или сходить в спортивный зал позаниматься, – является важным занятием. В общественных местах вести себя следует достойно, не мешать окружающим, соблюдать правила общения и культуру поведения.

То есть необходимо умело задавать вопросы студентам, уточнять, разъяснять на доступном студентам языке.

Стараюсь создавать обстановку на уроках ОБЖ и БЖ, мотивирую студентов к активной мыслительной деятельности.

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приемов соответствует более полному усвоению нового материала, о чем свидетельствует качественная успеваемость студентов в этих группах, которая составляет: на уроках ОБЖ – 75%

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует усиления подготовки подрастающего поколения россиян и в связи с этим преподавателю-организатору ОБЖ необходимо тщательно подходить к видам и стилям обучения, чтобы студенты достойно проявили себя в дальнейшей жизнедеятельности и смогли защитить страну.