Современные подходы к организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ООО
Выступление на секции РМО учителей истории и обществознания учителя МБОУ «СШ с. Ламское» Верзилиной Галины Николаевны.
- Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
- Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Рекомендую познакомиться со следующими материалами
- Е.Е. Вяземский, Р.В. Пазин, М.Г. Цыренова Воспитание в школе и на уроках истории и обществознания: обзор дискуссионной площадки по актуальным проблемам исторического образования// ПИШ. 2022. №6
- https ://uchitel.club / Вебинары:
- Роль школьного урока в воспитании гражданина: средства, способы, приёмы
- Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников
Из выступления на вебинаре «Роль школьного урока в воспитании гражданина: средства, способы, приёмы.»
- Задача Примерной программы воспитания – систематизация всего того, что было сделано ранее, применение тех практик, которые были накоплены в отечественной системе образования, куда мы относим и воспитание… Это всё опирается на достаточно серьёзные подходы, которые в нашей отечественной педагогике сформировались уже не одно десятилетие назад.
Лобанов Илья Анатольевич
канд. пед. наук, заместитель заведующего лабораторией социально-гуманитарного общего образования
Сталь Анатольевич Шмаков - Вожатый №1 (1931 – 2000)
Сталь Анатольевич Шмаков — советский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор ЛГПУ. Автор более 10 книг и множества статей. Основные труды по разработке теории досуга молодёжи и его педагогических основ, изучению игры как феномена культуры, концепции коллективной творческой деятельности школьников в сфере свободного времени.
Труды изданы в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии и Китае. «Заслуженный учитель России» (1991), кавалер 48 правительственных и ведомственных наград, в том числе Чехии, Польши, ГДР.
Школа как социальный институт , безусловно, должна воспитывать обучающихся. К этому школу обязывает федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», комплекс нормативных актов и документов государственной образовательной политики. Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии
с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированной
в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г
Вяземский Евгений Евгеньевич, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, автор учебников истории
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
В.В. Путин
Из Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций , одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22)
- Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Направления воспитания
- гражданское воспитание
- патриотическое воспитание
- духовно-нравственное воспитание
- эстетическое воспитание
- физическое воспитание , формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия
- трудовое воспитание
- экологическое воспитание
- ценности научного познания
Е.В. Саплина обозначила проблему существования крайней формы индивидуализации и разобщённости современной молодёжи. Она подчеркнула, что важное в воспитании и формировании личности – это взаимодействие детей. А взаимодействуют они, когда участвуют в каких-то важных, коллективных делах… Проектная деятельность. Дети учатся слышать, слушать, учатся воспринимать, передавать… Волонтёрские практики. Организация совместных школьных праздников… Педагогика сотрудничества – когда все вместе. Коллективное творчество воспитывает!
Саплина Елена Витальевна, канд. пед. наук, доцент кафедры гуманитарного образования, заместитель директора Центра исторического образования МРЦКП, ведущий эксперт ГИА по обществознанию, автор учебников
Об использовании государственных символов РФ
Символика
Чего я боюсь больше всего.
В последние лет 15 сложилась такая порочная практика, когда всяческого рода мероприятия широким потоком льются на школу. Многие из них нужно было провести ещё вчера. Иногда нужно провести 2-3 мероприятия в день. Разве это нормально? А как же вдумчивая подготовка к мероприятиям и со стороны педагогов, и со стороны детей? А как же осмысливание полученной информации, её эмоциональное восприятие? На это нужно время! Во всём должно быть чувство меры! Если такая практика сохранится и дальше, то никакого положительного эффекта от тех замечательных программ и планов по воспитанию подрастающего поколения, которые сейчас разрабатываются, не будет. Эффект будет только отрицательный. Мы воспитаем циничных, равнодушных очковтирателей!