Нефтекумский городской округ
Единый методический день
Тема: От мастерства педагога к профессиональной деятельности педагогического коллектива
Заседание РМО учителей истории и обществознания 31.10.2022 г.
Тема: Современные подходы к оцениванию образовательных результатов. Система работы с одарёнными детьми.
Принципы разработки познавательных заданий и критериев их проверки, ориентированных на предметные, метапредметные и личностные результаты изучения истории и обществознания. ( Алибекова Л. А. – МКОУ СОШ №2) 1.Методические подходы к разработке системы познавательных заданий, ориентированной на достижение школьниками метапредметных результатов обучения.
Для начала необходимо указать, что в основу разработки познавательных заданий была положена предметоцентричная стратегия, предложенная И.Ю. Синельниковым, по которой за фундамент для познавательных заданий берётся содержание непосредственно учебного предмета, то есть, в нашем случае, истории. Но в тоже время при использовании исторических учебных текстов, схем, изображений и при работе с понятийным аппаратом нашего предмета, в первую очередь упор был сделан именно на формирование или диагностику универсальных учебных действий.
Благодаря использованию данной стратегии, нам удалось избежать привлечения внепредметных компонентов и заданий, никак не связанных с курсом истории шестых классов, «подстроив» метапредметную составляющую обучения под исторические курсы (при входной диагностике это был курс истории Средних веков, при формирующем эксперименте и итоговой диагностике курс истории России). Связано это с тем фактором, что даже при работе с метапредметностью на уроке истории, предметные результаты обучения являются доминантной целью.
Существует классификация метапредметных заданий, предложенная методистом А.Ю. Лазебниковой и включающая в себя четыре вида заданий:
содержащие межпредметное содержание в условии или требующие межпредметных знаний для решения;
выстроенные в уровневом подходе с постепенным усложнением используемой мыслительной операции;
содержащие в условиях исчерпывающую информацию для выполнения необходимых действий;
включающие ориентировочную основу познавательной деятельности. Более подробно речь об этой классификации велась в первой главе нашего исследования.
Можно предложить другую классификацию, которая была выработана в ходе работы над метапредметными заданиями и несколько отличается от упомянутой выше:
задания, в условия которых изначально включены все необходимые для решения исторические знания;
задания, в условия которых не включены исторические знания, но они были изучены непосредственно во время урока;
задания, требующие привлечение небольшого объема межпредметных знаний для их решения.
Как видно из предложенной классификации, в ее основу положен материал (предметный или межпредметный), который задействуется при разработке метапредметного познавательного задания.
Основным и самым главным методическим требованием для перехода познавательного задания на так называемый метапредметный уровень, является составление задания таким образом, чтобы мыслительная операция являлась непосредственным объектом, будь то ее формирование или диагностика.
Ученик не должен отвлекаться на вспоминание каких-то исторических фактов, событий, явлений (актуализация знаний) для решения метапредметных заданий. Иначе это может привести к тому, что задание будет проверять именно предметный материал, как и «обычные» задания. Даже если внутри задания указана логическая операция, например, выделить из определения понятия видовые и родовые отличия, а само определение понятия внутри задания не задано, то в первую очередь такое задание проверяет знание понятия, а не способности ученика. В конечном счёте, при анализе результатов выполнения подобного рода заданий не будет понятна причина ошибок. Либо ученик не справился с выполнением задания именно из-за низкого уровня развития умения, либо просто не знал исторического материала, а без него верное решение было совершенно невозможно. Именно по такому принципу должны быть выстроены метапредметные (диагностические) задания.
Итак, возможны три основных системообразующих принципа, которыми можно руководствоваться при разработке и применении метапредметных заданий.
Во-первых, на начальных этапах работы с универсальными учебными действиями необходимо или включать в условие задания наравне с предметным материалом и алгоритм выполнения действий (для верного решения), либо же учителю необходимо перед выполнением задания самому объяснить учащимся, в чем заключается его суть.
Пример из разработанных заданий. Во время апробации системы познавательных заданий на уроках истории при первом использовании задания, ориентированного на развитие у учащихся умения различать фактическую и оценочную составляющую, в методическом комментарии для учителей может быть указано то, что необходимо объяснить классу: «фактами принято называть реальное событие, которое можно привязать к конкретному времени и месту, а оценкой является мнение человека, которое может содержать положительные или отрицательные отзывы». Во время последующих выполнений аналогичных заданий и тем более при решении диагностических работ, подобные комментарии использоваться не должны.
Во-вторых, метапредметные задания могут использоваться на разных этапах урока, в нашем случае они использовались в модуле изучения нового материала и при закреплении. Такой выбор обоснован тем, что именно во время изучения нового материала метапредметные задания вписываются в урок лучше всего, позволяя достичь одновременно двух целей: метапредметной – развитие определённого УУД и предметной – освоение исторического материала.
В-третьих, при использовании метапредметных заданий в модуле закрепления, можно использовать третий тип из указанной выше классификации, а именно задания, в условия которых не включены исторические знания, но они были изучены непосредственно во время урока. Это способствует использованию различных познавательных заданий с целью разнообразить их и тем самым охватить большее количество возможностей для достижения метапредметных результатов на уроках истории.
Итак, для иллюстрирования изложенных теоретических аспектов методики разработки познавательных заданий, способствующих развитию метапредметных умений, рассмотрим некоторые задания.
К первому типу заданий, представленных в классификации, а именно к заданиям, в условия которых изначально включены все необходимые для решения исторические знания, можно отнести использовавшееся на уроке по теме «Русское государство при Ярославе Мудром». Само условие задания звучит так: рассмотрите схему «Древнерусское государство в X-XI веках» (см. рисунок № 1) и опишите её словами. Для выполнения задания ответьте на следующие вопросы:
1. Кому принадлежала высшая государственная власть? Что на это указывает?
2. Кто осуществлял центральное, а кто местное управление?
3. Что входило в обязанности старшей дружины, кто в неё входил?
4. Из каких частей состояла древнерусская армия?
Рисунок № 1 - Древнерусское государство в X-XI веках
Целью этого задания является развитие умения преобразовывать предложенные модели (схему) в текстовый вариант представления информации, а также умение сформировать представление у учащихся об управлении в древнерусском государстве в X-XI веках.
Задание может использоваться во время урока в модуле изучения нового материала на материале, связанном с управлением государством при Ярославе Мудром. При этом возможен выбор так называемой сложности этого задания. Для классов с высоким уровнем развития познавательных способностей (высокий уровень умений работать с условно-графической наглядностью) оно может быть усложнено, для чего требуется убрать вторую часть задания с наводящими вопросами.
Теперь обратимся к этому заданию с точки зрения методических требований. Во-первых, в схеме имеются все исторические данные, необходимые для ответа на заданные вопросы, школьникам не нужно знать ничего о системе управления при Ярославе Мудром или каком-то ином правителе древнерусского государства. Во-вторых, задание не только позволяет работать с обозначенным универсальным действием, но и изучить новый, ранее неизученный, исторический материал, что полноценно вписывает его в урок. И, наконец, в-третьих, перечисленные наводящие вопросы помогают справиться с основным заданием всем ученикам, что позволяет использовать его именно во время формирования УУД, а не диагностики.
К другому типу заданий, в условия которых не включены исторические знания, но они были изучены непосредственно во время урока, относится, например, разработанное для темы «Повседневная жизнь населения».
В его условии поставлено следующее задание: дайте определения понятиям, связанным с повседневной жизнью населения Древней Руси (понятия называет учитель), используя родовые понятия из перечисленных ниже, и объясните, что является их видовыми отличиями. Родовые понятия: жилище, одежда, население Древней Руси, изображение, литературное произведение.
Как видно из условия, данное задание также нацелено на развитие универсального учебного действия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, и на закрепление исторического материала, связанного с понятийным аппаратом.
В связи с тем, что в этом случае в условии не дано определение каких-то конкретных понятий, его место было определено в модуле закрепления. Кроме того, учителю предоставляется возможность самостоятельного выбора понятий, пройденных на уроке. Например, учитель может назвать в качестве определяемого понятия «фреску», учащиеся тогда должны были бы сопоставить его с родовым понятием из списка, в нашем случае это «изображение», и добавить видовой признак – «сделанное водяными красками по мокрой штукатурке».
К третьему виду, где требуется привлечение небольшого объёма межпредметных знаний для решения, относится задание для урока «Правление князя Владимира. Крещение Руси».
Задание: Внимательно изучите представленную ниже схему (см. рисунок № 2). Объясните, по какому принципу сформированы круги? Подумайте, какие ещё понятия можно вписать в маленький круг, а какие – в средний.
Рисунок № 2 – Схема «религия – христианство – православие»
Целью применения подобного задания является развитие умения осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом и закрепление понятий «православие» и «христианство».
В этом случае для верного выполнения учащимся потребуется привлечение ранее полученных знаний на уроках истории (во время изучения курса Средних веков) или на каком-то другом школьном предмете (например, на обществознании).
Учащиеся должны прийти к выводу, что размер кругов на схеме соответствует объёму понятий – чем больше круг, тем шире понятие. Понятия из меньших кругов полностью включаются в понятия из больших, то есть православие – это одно из направлений христианства, которое в свою очередь является одной из религий. Таким образом, в маленький круг можно вписать католицизм, протестантизм и др., а христианство заменить на ислам, иудаизм и т.д.
Таким образом, все представленные примеры познавательных заданий соответствуют вышеизложенным методическим требованиям. В том числе, они являются по своей специфике метапредметными, не требуют привлечения предметного материала для решения, однако позволяют формировать не только универсальные действия, но и осваивать исторический материал.
2. Критерии проверки познавательных заданий, ориентированных на предметные, метапредметные и личностные результаты обучающимися.
В настоящее время одним из основных вопросов реализации ФГОС ООО является вопрос о системе оценки освоения основной образовательной программы. Необходимо продумать систему оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов образования таким образом, чтобы осуществлять постоянную их диагностику с целью обеспечения качества образования и наилучших результатов для каждого обучающегося.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является ее «естественная встроенность» в образовательный процесс.
Здесь особенно важно отметить, что предметы обществоведческого цикла, такие как история и обществознание имеют особый потенциал с точки зрения сочетания достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися. Именно они напрямую связаны с формированием таких ключевых понятий ФГОС как базовые национальные ценности и основы гражданской идентичности. Но, тем не менее, основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускники научатся» для каждой учебной программы.
Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамках любой из вышеназванных процедур, ведется на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся должна определяться с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений, что будет показывать их личные достижения. Именно поэтому важно взаимодействие таких субъектов образовательного процесса как педагог-предметник, учитель начальной школы и педагог-психолог.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В основу проведения процедур оценки качества образования должны быть положены следующие организационные принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации
о качестве основного образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества основного образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей
(с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
сопоставимости системы показателей с федеральными
и международными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;
единства создаваемого пространства оценки качества образования
и подходов на различных уровнях системы образования
в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария).
В рамках описываемых процедур осуществляется мониторинг качества освоения основной образовательной программы. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.
В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
Оценка личностных результатов. Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока: самоопределение, смыслоообразование, морально-этическая ориентация
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания учитываются при определении итоговой оценки.
Каковы же пути решения проблемы оценки качества образования применительно к предметам обществоведческого цикла?
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Также эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся является портфолио - «портфель достижений». Здесь важно отметить, что любая диагностическая работа направлена не только на выявление знаниевого компонента – предметных результатов, но и на выявление сформированности различных видов универсальных учебных действий. При разработке диагностических работ педагогу важно найти оптимальное сочетание проверки данных компонентов, осуществлять диагностику на постоянной основе и проводить постоянный анализ результатов с целью корректировки образовательного процесса. Именно поэтому рекомендуется в учебно-тематическом планировании предусмотреть входную диагностику сформированности УУД и уровня остаточных знаний учащихся, а также не менее четырех комплексных проверочных работ, завершающая из которых позволит оценить результаты учащихся, сформированные в течение года.
Комплексная проверочная работа должна строиться на тех же принципах, что и КИМы ОГЭ и ГВЭ (ЕГЭ) и включать в себя такие элементы как инструкция по выполнению работы, сам текст работы, критерии оценивания выполнения заданий. Важно, чтобы были предельно конкретно прописаны критерии оценивания и анализа для той или иной диагностической работы, рамки перевода баллов в оценки.
Также важно, чтобы при анализе оценки качества результатов школьников учитывались предметные, метапредметные и личностные результаты. При этом нет необходимости стремиться к тому, чтобы в комплексной проверочной работе присутствовали все виды оцениваемых результатов. Комплексные проверочные работы направлены на постоянную диагностику достижения предметных, метапредметных и личностных результатов и лишь в конце получения образования соответствующего уровня можно оценивать весь комплекс результатов в рамках таких форм оценивания качества образования как ОГЭ и ГВЭ (ЕГЭ).
3.Познавательные задачи по формированию УУД
Личностные универсальные действия.
Задание №1 « Галерея славных предков»
Цель: развитие способности к осмыслению исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
Возраст:11-14 лет.
Учебная дисциплина: гуманитарные (история, обществознание)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: Представьте, что вам поручено сделать фотовыставку выдающихся людей нашей страны. Кого вы бы выбрали для выставки и почему?
Задание №2. «Работа с утверждением»
Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию.
Возраст:12-15 лет.
Учебная дисциплина: обществознание
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: поработайте с утверждением
Современные подростки мало приспособлены к самостоятельной жизни
аргументы «за» аргументы « против»
ВЫВОДЫ
Критерии оценивания:
умение полно и адекватно давать оценку историческим личностям и характеризовать содержание моральных норм
убедительная аргументация
выразительность представления примеров
Регулятивные универсальные учебные действия
Задание №1 «Группировка»
Цель: формирование умения планировать свою деятельность, опираясь на изученный материал
Возраст:10-12 лет.
Учебная дисциплина: гуманитарные (история, обществознание)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово
Задание №2 « Будущий предприниматель»
Цель: формировать умение оценивать предложенную ситуацию,
Возраст:13-17 лет.
Учебная дисциплина: гуманитарные (обществознание, экономика)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: Проанализировать ситуацию, ответить на вопросы.
« В городе Губкино Белгородской области пенсионеры освоили новый бизнес. Бабушки и дедушки, которые не спят ночью из-за бессонницы, сторожат автомобили во дворах. Они получают 150 руб за ночь за одну машину. Некоторые пенсионеры берутся следить за 10 машинами сразу. А это не плохая прибавка к пенсии. Водители тоже довольны: стоянка с охраной стоит значительно дороже».
Вопросы:
1.Перечислите черты предпринимательства, прослеживающиеся в этой ситуации. 2.Предложите свои варианты для предпринимательства в современной жизни
Критерии оценивания:
обоснованность своих высказываний
умение аргументировано защитить свою позицию
Познавательные универсальные учебные действия
Задание №1 « Предсказание»
Цель: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Возраст:12-15 лет.
Учебная дисциплина: гуманитарные (история, обществознание)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания: Прочитайте поэтические строки, появились в XII веке, попытайтесь нарисовать словесный портрет человека, написавшего их. Кто он был по своему происхождению, какой образ жизни вел, можно ли сказать что-нибудь о его характере.
Мили мне радость внешних дней
И свежих листьев, и цветов,
Звучанье чистых голосов,
Там птиц ютится стая.
Ещё милее по лугам
Считать шатры и здесь и там
И, схватки ожидая,
Скользит по рыцарским рядам
И по оседланным коням.
Мила разведка мне- и с ней
Смятенье мирных очагов,
И тяжкий топот лошадей,
И рать несметная врагов.
И весело всегда я
Спешу на приступ к высотам
И к крепким замковым стенам,
Верхом переплывая
Глубокий ров,- как горд и прям
Вознесся замок к облакам!
Лишь тот мне мил среди князей,
Кто в битву ринутся готов,
Чтоб пылкой доблестью своей
Бодрить сердца своих бойцов,
Доспехами бряцая.
Я ничего за тех не дам,
Чей меч в бездействии упрям,
Кто, в схватку попадая,
Так ран боится, что и сам
Не бьёт по вражеским бойцам.
Вот, под немолчный стук мечей
О сталь щитов и шишаков
Бег обезумевших коней
По трупам павших седаков
А стычка удалая
Вассалов! Любо их мечам
Гулять по грудям, по плечам,
Удары раздавая!
Здесь гибель ходит по пятам,
Но лучше смерть, чем стыд и срам.
………………………………………….
В бой, все бароны края!
Скарб, замки - все в заклад, а там
Недолго праздновать врагам.
Задание №2 « Гражданин»
Цель: формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Возраст:12-15 лет.
Учебная дисциплина: гуманитарные (история, обществознание)
Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа
Описание задания. Объясните, в каком смысле термин « гражданин» употребляется в следующих ситуациях.
Ситуация 1. Объявление по громкоговорителю в метрополитене: « Граждане, не волнуйтесь! Отправление поезда задерживается по техническим причинам!»
Ситуация 2. Выдержка из судебного протокола: « Гражданин Петров в ходе драки нанес гражданину Сидорову серьезные травмы»
Ситуация 3. Статья из Конституции РФ: «…Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Критерии оценивания:
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
адекватное использование приёмов осмысления текста;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Задание №1 « Квартет»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 11–15 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, обществознание)
Форма выполнения: групповая работа
Описание задания: Заготовить 32 одинаковых по размеру карточки (по 4 «квартета» на каждую из 2-х команд). Каждой команде дают 4 перемешанных «квартета». Задание: сложить «квартеты» и объяснить. Пример одного « квартета»
Портрет Ивана Грозного
1533-1584гг.
1549г.
Взятие Казани
На 8-ми карточках изображение личностей правителей, ещё на 8-ми - годы их жизни или правления, на других 8-ми – дата, связанная с годами его правления и на последних 8-ми карточках - событие. Содержание карточек может быть и другим, на усмотрение учителя, главное, чтобы « квартет» объединял один общий смысл (герои поэм Гомера, деятели культуры, культура позднего Средневековья и т.д)
Задание №2 « Консультация юристов»
Цель: Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в области «Право», развитие умений находить и анализировать необходимую информацию, формирование навыков групповой деятельности, повышение коммуникативной культуры, овладение основными видами публичных выступлений.
Возраст: 15–17 лет
Учебные дисциплины: гуманитарные ( обществознание)
Форма выполнения: групповая работа
Описание задания: Рассматривается вопрос о расторжении трудовых отношений. Группе юрисконсультантов их трех предлагается прочитать извлечение из КЗоТ РФ. В это время другие группы ребят формулируют в письменной форме вопрос- ситуацию, связанную с расторжением трудовых отношений и задают её группе консультантов после завершения подготовительной работы. Юрисконсультанты должны отвечать сразу, пользуясь своими записями и законодательством. Необходимо четко и ясно пояснять ответы. При необходимости учитель корректирует ответы учащихся.
Дополнительный материал: КЗоТ РФ (извлечение) ст.29,ст.31,ст.32,ст.33
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по сложности вопросов;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу обсуждения;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное.
15