Современные подходы к оцениванию результатов обучения
Подготовила учитель
начальных классов
Велиева Э.О.
Одной из составляющих образовательного процесса всегда являлась система оценивания.
Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
Что такое «Система оценивания»?
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Поэтому оценивание представляет собой комплексный процесс:
- по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
- по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Функции оценивания:
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний; воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям; ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний· стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности; проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе; мощный мотив учебной деятельности учащихся; изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся.
Новый стандарт и система оценивания
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
В процессе внедрения в систему образования ФГОС второго поколения, изменения затронули и традиционную 5 бальную систему оценивания. Эта система давно требовала реформирования. Рассмотрим некоторые недостатки старой системы оценивания:
Она давно уже не пятибальная, а четырехбальная или трехбальная: мы можем выставить отметки 5,4,3,2. Зачастую отметка 4 – это и почти 5, и почти 3. А отметку 3 мы выставляем там, где нужно ставить 2. Пятибальная оценка - это оценка по системе вычитания. Мы должны проверить работу, подсчитать количество ошибок и вычесть соответствующее количество баллов. Учитель привыкает искать ошибки, недочеты, а не положительные черты в ученике, да и вообще в жизни. Возникает оценивающий взгляд учителя. Мы оцениваем в жизни все, и радуемся, если найдем ошибку. Отметка – это кнут и пряник учителя. Двойками мы караем, а пятерками награждаем учеников. Это может происходить на эмоциях, и мы оцениваем поведение ученика, а не уровень его подготовки. В выставленном балле по предмету невозможно увидеть, а что конкретно ученик знает или не знает по предмету, над чем ему нужно поработать. При выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения;
Новая система оценивания предполагает необходимость проектирования системы тематических и текущих планируемых результатов, которые позволят учащимся постепенно - шаг за шагом - осваивать все умения и навыки, характеризующие достижение итоговых планируемых результатов. Нужно изучить эти планируемые результаты, определять главные в данном периоде обучения, затем уточнить формулировки, теперь нужно сделать самый важный шаг - представить их в виде операций, действий, умений, которые должны быть освоены детьми в данный период обучения.
Преемственность подходов начальной и основной школы к оцениванию должна прослеживаться не только в содержании образования, методах и формах обучения и воспитания, но и в методике определения результативности. Если задача начальной школы - учить учиться, то в основной школе мы должны учиться ребёнка учиться в общении. При переходе из начального звена в среднее проводятся стартовые диагностические работы, при этом используется инструментарий, равнозначный использованному в конце предыдущего класса. Они позволяют выявить сформированность УУД.
Одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных для апробации новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания. Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Пять принципов формирующего оценивания
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т. п. по поводу их деятельности. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Инновационные оценочные средства и формы
портфолио; кейсы; контекстные задачи; междисциплинарные экзамены; компетентностно-ориентированные тесты; ситуационные задания.