Современные подходы к развитию познавательной активности и творческих интересов учащихся на уроках английского языка
Каземирова Л.А.
учитель английского языка
МОУ «Самойловская школа»
администрации Новоазовского района
Патрик Гриффин - профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века
- Сейчас людей необходимо обучать не тому, чему учили раньше; нужно учить их умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. ДжонДьюи
( Американский философ и педагог)
Познавательная активность - все виды активного отношения к обучению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка обучения как познания, все виды познавательных мотивов. Г.К.Маркова
Методы мотивации
Эмоциональные методы мотивации:
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 -учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуации успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Условия реализации познавательной активности учащихся:
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
- Развитие мотивации обучения, направленной на успех в достижении цели урока;
- Стимулирование логического мышления путем подбора проблемно-поисковых, исследовательских, когнитивных задач;
- Оценка деятельности ученика (процесс достижения цели, качество выполнения задания, умение оперировать мыслительными процессами);
- Поощрение стремления каждого ученика выбирать наиболее рациональные пути деятельности;
- Создание ситуации общения на уроке, стимулирующей инициативу, самостоятельность, творчество в процессе познания.
Активные методы обучения (АМО) –
- это такие методы обучения, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Пути активизации познавательной деятельности на этапе мотивации:
- метод незаконченных предложений;
- озвучивание ожидаемых результатов;
- создание ассоциативных кустов;
- работа с ассоциациями;
- микрофон;
- формулировка вопросов к тексту;
- мозговая атака .
Мозговая атака активизирует творческую мысль при выполнении четырех правил:
- исключается критика , можно высказывать без опаски любую мысль; - поощряется любое свободное ассоциирование : чем более дикой кажется идея, тем лучше ; - количество идей , которые выдвигаются, должно быть как можно большим ; - разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, видоизменять их, "улучшать" идеи, выдвинутые другими членами группы.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности на этапах усвоения новых знаний, повторения, обобщения, систематизации
- исследовательский, проблемный, поисковый;
- визуализации (ментальные карты, кластеры, опорно-логические схемы);
- интеллектуальные игры (головоломки, шарады и т.д.);
- дискуссии, дебаты, диспуты;
- фишбоун;
- матрица;
- деловые игры, моделирование;
- анализ жизненных ситуаций;
- метод проектов;
- эвристические методы.
Метод эвристических (ключевых) вопросов
- Применение: сбор дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочение уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы широко использовал древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
- Преимущества метода:
- дробление информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи);
- целенаправленность (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности);
- простота и эффективность для решения любых задач.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) —
- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
- эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
- Цель: добиться более глубокого осмысления темы.
- Правила написания синквейна:
- Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта .
- Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту .
- Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.
Синквейн как прием постановки темы урока . Синквейн как обобщение работы по тексту
- При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
- Тема «Hobby»
- (Hobby)
- Interesting, popular, favourite.
- To collect, to play, to read.
- Tastes differ.
- Free time.
При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
Тема “The Great Fire of London”
Fire.
Great, strong.
Burn, start, build.
2 nd September 1666.
Baker.
Игра - это:
- деятельность,
- мотивированность, отсутствие принуждения,
- индивидуализированая деятельность, глубоко личностная,
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,
- развитие психических функций и способностей,
- «обучение с удовольствием» (С.Л. Соловейчик)»
Лексическая игра «Снежный ком» или Memory Game Добавь слово. «Time»
Учитель дает ученикам задание вспомнить слова на любую тему, например: «At Home».
Ученик называет слово, относящееся к этой теме, второй – повторяет его и добавляет свое, третий – называет два первых слова и придумывает свое. Например: первый ученик – а chair; второй – a chair, a picture; третий – a chair, a picture, a carpet и т.п.
Ведущий ведет запись слов у себе на листочке следит за порядком игры. Ученик, который ошибся, по знаку ведущего выбывает из игры.
Прошу, ответьте мне, месье:
"Год по-английски будет...?" - ... year .
Я спрошу сейчас у вас:
"Как назвали месяц?" - ... month .
К названьям я уже привык,
Неделя по-английски ... week .
В этот день я жду гостей.
День, иначе - просто ... day .
Час прошел, мне ехать надо.
Час, иначе будет ... hour .
Игра «Animals in hiding» (спрятавшиеся животные)
Find the animals hiding in the following sentences
That will be a real help.
She came later every day.
We made errors in each one.
We will go at two o’ clock.
Is it sixth or seventh?
If I shout, he’ll hear me.
If Roger comes, we’ll begin.
Ответы:
That will be a r eal help.
She came l ater every day.
We ma de er rors in each one.
We will go at two o’ clock.
Is it sixt h or se venth?
I f I sh out, he’ll hear me.
I f Rog er comes, we’ll begin .
Метод KWL (know, want to know, learned) или ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
- Заполнение таблиц по тексту способствует развитию логического мышления, развивает навык просчитывать последствия, учит аргументации, структурированию информацию, умению выделять главное. Таблицы могут иметь различные заголовки в зависимости от конкретной задачи урока
- Применение технологий АМО в образовательном процессе стимулирует рост самостоятельности учащихся; позволяет согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся: обеспечивает приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; воспитывает уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу