«Современные техники работы с детьми с особыми образовательными потребностями на уроках биологии»
Обобщение опыта работы учителя биологии
МАОУ СОШ № 14
Орловой А.В.
1 слайд
Добрый день! Я рада приветствовать Вас!
Быть учителем – призванье.
Нужно так детей любить,
Чтобы душу и старанье
Без остатка им дарить.
Быть примером подражанья,
Интересно объяснять,
Чтоб имели все желанье
На уроках отвечать.
(О. Повещенко)
Разрешите представить Вам мой педагогический опыт по теме «Современные техники работы с детьми с особыми образовательными потребностями на уроках биологии».
2 слайд
После окончания ТГСПА им Д.И. Менделеева свою деятельность я начала в МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 19 YIII вида (коррекционная школа), где обучаются дети с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). И вот уже десятый год я продолжаю работать с данной категорией детей.
Обучение детей с ООП предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, способствующей успешному усвоению учебной программы.
3,4 слайд
Свою рабочую программу я составляю на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, утвержденную Министерством образования Российской Федерации.
5 слайд
При работе с детьми с ООП учитель должен выполнять ряд правил таких, как:
- постараться воздействовать на все органы чувств;
- постоянно обращаться к опыту ребенка;
- использовать разнообразные виды деятельности;
- создать комфортные условия на уроке;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
- задания выдавать малыми дозами;
У детей данной категории преобладает наглядно – действенное мышление. Мой педагогический опыт показывает, что наиболее эффективными педагогическими технологиями для развития мыслительных процессов детей с ООП являются следующие:
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- информационно – коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технология критического мышления.
Данные технологии я активно использую в своей практике еще и потому, что они очень гибкие и набор техник, который характерен для каждой из них можно комбинировать и применять в зависимости от способностей и возможностей моих учеников.
6 слайд
Так, в технологии личностно-ориентированного обучения, я активно использую работу в группах. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных навыков учащихся с ООП и способствует повышению интереса к изучению биологии. При этом формирую группы так, чтобы в каждой из них были, как более успешные учащиеся, так и менее успешные.
7 слайд
Несмотря на то, что все дети с ООП, однако и они различаются по уровню своих возможностей. Поэтому я очень тщательно подхожу к разработке разно уровневых заданий, как на уроке, так и для домашнего задания:
использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные, наводящие вопросы.
Я обратила внимание на то, что разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся с ООП, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.
8 слайд
Применяя техники проблемного обучения я, прежде всего, ставлю конкретную задачу: чему я хочу научить, что должны научиться делать. Например, узнать, вспомнить, сделать вывод, дополнить, найти и исправить ошибку, сформулировать и сказать свое мнение. Это могут быть задания
с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; различные точки зрения на один и тот же вопрос.
9 слайд
Необходимость применения средств ИКТ в моей работе диктуется особенностями учащихся с ООП, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. За 9 лет работы у меня сформировалась методическая копилка, в которой учебный материал по предмету оформлен в виде презентации (6-9кл.), виртуального путешествия или экскурсии. Например, «Многообразие растительного мира», «Лекарственные растения», «Питательные вещества». Часть авторских разработок размещена на моем сайте.
10 слайд
Работа с детьми с ООП не возможна без применения техник здоровьесбережения. Прежде всего я начинаю урок с правильной рабочей позы своих учеников. Урок стараюсь построить таким образом, чтобы было:
- рациональное чередование видов учебной деятельности;
- оптимальная плотность урока;
- физминутка (Например, гимнастика для глаз, движения под музыку);
- если есть смысл и необходимость, то я применяю элементы арт – терапии: музыка – терапия (звуки природы);
- пропаганда здорового образа жизни;
- привитие гигиенических навыков.
11 слайд
Особенно мои ученики любят, когда урок превращается в познавательную игру. Игровую деятельность я использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Например: В течение 3 минут ребята должны будут собрать пазл и узнать, что на нем изабражено. А затем, мы постараемся определить, о чем мы будем говорить на уроке. Готовы? Время пошло!
Вопрос: О каких животных мы сегодня будем говорить?
Ответ: хищные животные.
12 слайд
Не так давно в своей педагогической практике я начала применять технологию критического мышления. Большой интерес у меня вызвал прием синквейна.
Синкве́йн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Правила составления синквейна:
1 строка
одно существительное, выражающее главную тему
2 строка
два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка
три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка
фраза, несущая определенный смысл.
5 строка
заключение в форме существительного
(ассоциация с первым словом).
Достоинства:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
13 слайд
А сейчас я приведу Вам пример синквейна по биологии:
Млекопитающие.
Сумчатые, плацентарные.
Рождаются, живут, умирают.
Этот класс широко распространен во всем мире.
Животное.
На уроках биологии я часто использую синквейн. Дело в том, что вот уже на протяжении 9 лет я работаю с особенными детьми, у которых есть определенные затруднения в составлении целого предложения.
Мои ученики говорят или одним словом, или короткими фразами. И поэтому, на уроках биологии мы учимся составлять синквейны.
Он помогает им выделять главное, определять характерные признаки и учиться составлять фразы.
И сейчас мы вместе попробуем это проделать!
Раздать всем листочки, на которых будут написаны слова (например, белка, заяц, слон, тигр и т.д.).
Задание: в течение 3 минут, необходимо составить синквейн с тем словом, которое вам досталось. По истечению времени, заслушать синквейны, которые получились.
Спасибо вам большое за участие! Вы молодцы! Именно так с ребятами мы и работаем!
14 слайд
Современные образовательные технологии и техники позволяют мне развивать и поддерживать интерес у учащихся с ООП к биологии, а также создавать благоприятный психологический климат, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки на уроке и при подготовке домашнего задания.
Но ничего бы не получилось в моей педагогической деятельности, если бы не мои замечательные дети!
Как свечка горит у учителя сердце,
А рядом, как птица, трепещет душа,
И каждый здесь может учиться и греться,
И каждому хватит любви и тепла!
Гори, огонек! Несмотря на ненастье,
Кому – то укажешь ты праведный путь,
Кому – то подаришь ты искорку счастья,
Гори! Свет любви невозможно задуть!
15 слайд
Спасибо за внимание!