СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к программе Н. П. Гришаевой "Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации»

Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева  ( основы работы для педагогов и родителей)  В пособии представлены новые технологии социализации ребёнка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения  в школе , но и для жизни в современном обществе.

Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева ( основы работы для педагогов и родителей)

В пособии представлены новые технологии социализации ребёнка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения  в школе , но и для жизни в современном обществе.

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это  технология эффективной социализации  дошкольников. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. 

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

  • Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.
  • Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это  технология эффективной социализации  дошкольников. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. 
Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)  Любовь к экспериментам. Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни. Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения. Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения. Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе . 

Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации

  • Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)
  • Любовь к экспериментам.
  • Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.
  • Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.
  • Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.
  • Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе . 
Значение саморегуляции Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками, которые приводят: К успешному накоплению социального опыта; К уверенности в своих силах и пониманию себя; Успешной подготовке к «позоции ученика».

Значение саморегуляции

Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками, которые приводят:

  • К успешному накоплению социального опыта;
  • К уверенности в своих силах и пониманию себя;
  • Успешной подготовке к «позоции ученика».
Педагогические технологии развития саморегуляции поведения детей Клубный час; Проблемные педагогические ситуации; Ежедневный круг рефлексии; Дети – волонтёры (разновозрастная деятельность); Волшебный телефон (телефон доверия, который дает детям возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверяют взрослому); Социальные акции; Ситуации Месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями); Коллективный проект; Работа с родителями.

Педагогические технологии развития саморегуляции поведения детей

  • Клубный час;
  • Проблемные педагогические ситуации;
  • Ежедневный круг рефлексии;
  • Дети – волонтёры (разновозрастная деятельность);
  • Волшебный телефон (телефон доверия, который дает детям возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверяют взрослому);
  • Социальные акции;
  • Ситуации Месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями);
  • Коллективный проект;
  • Работа с родителями.
Клубный час Технология развития творческих способностей коллектива в ДОУ, в том числе сплачивание коллектива, создание творческой команды единомышленников. Технология включения родителей в новые формы привлечения родителей к работе в дошкольном учреждении в условиях образовательного комплекса .

Клубный час

Технология развития творческих способностей коллектива в ДОУ, в том числе сплачивание коллектива, создание творческой команды единомышленников.

Технология включения родителей в новые формы привлечения родителей к работе в дошкольном учреждении в условиях образовательного комплекса .

Цели клубного часа  - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; учить детей ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

Цели клубного часа

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
Правила клубного часа - Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу. - Если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь. - Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми. - Говори спокойно. - Ходи спокойно. - Возвращайся в группу по сигналу звонка. - Если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Правила клубного часа

  • - Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
  • - Если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь.
  • - Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
  • - Говори спокойно.
  • - Ходи спокойно.
  • - Возвращайся в группу по сигналу звонка.
  • - Если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Виды клубного часа   Свободный Творческий  Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых. Дети подготовительной группы сами организуют деятельность во время «Клубного часа» для всех детей. Тематический Включены в ситуацию месяца. Деятельностный В основе самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.

Виды клубного часа

Свободный

Творческий

Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых.

Дети подготовительной группы сами организуют деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.

Тематический

Включены в ситуацию месяца.

Деятельностный

В основе самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.

Рефлексивный круг после клубного часа Воспитатель следит, чтобы дети не перебивали друг друга, терпеливо ожидали своей очереди говорить. Вопросы: Где ты был? Что тебе запомнилось? Хочешь ли ты еще раз пойти туда и почему? Удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему

Рефлексивный круг после клубного часа

  • Воспитатель следит, чтобы дети не перебивали друг друга, терпеливо ожидали своей очереди говорить.
  • Вопросы:
  • Где ты был?
  • Что тебе запомнилось?
  • Хочешь ли ты еще раз пойти туда и почему?
  • Удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему
Система «Красных кружков» Каждому ребенку три кружочка в сумочку кладется. Кружки собираются если ребенок не соблюдал правила «Клубного часа». Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два , три кружка, то ребенок пропускает следующий клубный час.

Система «Красных кружков»

Каждому ребенку три кружочка в сумочку кладется. Кружки собираются если ребенок не соблюдал правила «Клубного часа».

Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два , три кружка, то ребенок пропускает следующий клубный час.

Ситуация месяца Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Цель: самоопределение детей в эмоционально напряжённой для них ситуации, в корой необходимо принять самостоятельное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного опыта.

Ситуация месяца

  • Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Цель: самоопределение детей в эмоционально напряжённой для них ситуации, в корой необходимо принять самостоятельное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного опыта.

Планирование по месяцам Сентябрь «Мой дом детский сад» (1 сентября – 29 сентября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Октябрь «Я курянин» (1 октября – 29 октября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации. «Я житель земного шара» (1 ноября – 29 ноября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ. Декабрь «Рождественский подарок» (1 декабря – 15 января) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.  Январь «Мальчики и девочки» (15 января – 15 февраля)  Продуктивная и творческая деятельность Занятия и  досуг по теме ситуации .

Планирование по месяцам

  • Сентябрь «Мой дом детский сад» (1 сентября – 29 сентября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
  • Октябрь «Я курянин» (1 октября – 29 октября)
  • Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации.
  • «Я житель земного шара» (1 ноября – 29 ноября)
  • Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
  • Декабрь «Рождественский подарок» (1 декабря – 15 января)
  • Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
  • Январь «Мальчики и девочки» (15 января – 15 февраля)
  • Продуктивная и творческая деятельность Занятия и
  • досуг по теме ситуации .
Планирование по месяцам Февраль «Мальчики и девочки» (15 января – 15 февраля) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми Занятия и досуг по теме ситуации Март «Моя семья. Мои корни» (15 марта -15 апреля) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ Занятия и досуг по теме ситуации Апрель «Космос. Я часть мироздания» (15 апреля – 15 мая) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации Май «Я россиянин» (15 мая – 15 июня)  Продуктивная и творческая деятельность Исследовательская работа. Занятия и досуг по теме ситуации

Планирование по месяцам

  • Февраль «Мальчики и девочки» (15 января – 15 февраля)
  • Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми Занятия и досуг по теме ситуации
  • Март «Моя семья. Мои корни» (15 марта -15 апреля)
  • Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ Занятия и досуг по теме ситуации
  • Апрель «Космос. Я часть мироздания» (15 апреля – 15 мая)
  • Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации
  • Май «Я россиянин» (15 мая – 15 июня)
  • Продуктивная и творческая деятельность Исследовательская работа. Занятия и досуг по теме ситуации
Технология «Дети-волонтеры»  Задачи: -развитие навыков общения в разновозрастном коллективе; -создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходят в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя. Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших .

Технология «Дети-волонтеры»

Задачи:

-развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

-создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходят в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

  • Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших .
Социальная акция  Направлена на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников.  Проводится ежемесячно и всегда за пределами детского сада. Напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически. Например: Во время «Ситуации месяца» «Рождественский подарок» дети решили сделать подарки для воспитанников детского дома, попросить родителей купить игрушку или поделиться своей любимой.

Социальная акция

Направлена на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников.

Проводится ежемесячно и всегда за пределами детского сада. Напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически.

Например:

Во время «Ситуации месяца» «Рождественский подарок» дети решили сделать подарки для воспитанников детского дома, попросить родителей купить игрушку или поделиться своей любимой.

Социальные акции бывают различной направленности: Помощь другим людям («Доброе сердце», «Открытка для ветерана»); Экология ( « Покорми птиц зимой», «Красная книга природы»); Окружающий социальный мир ( «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам»); Значимые даты и праздники (« Для любимой мамочки», «Добрые дела к новому году», «День Победы»).

Социальные акции бывают различной направленности:

  • Помощь другим людям («Доброе сердце», «Открытка для ветерана»);
  • Экология ( « Покорми птиц зимой», «Красная книга природы»);
  • Окружающий социальный мир ( «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам»);
  • Значимые даты и праздники (« Для любимой мамочки», «Добрые дела к новому году», «День Победы»).
Проблемные педагогические ситуации Это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Ситуация может быть как естественной, так и специально созданной. Например: Вы возвращаетесь из гостей. Ты натёр ногу новой обувью, поэтому в автобусе сразу сел на свободное место. На следующей остановке вошёл совсем стареньких хромой дедушка, ему трудно стоять . Как ты поступишь? Почему? Пока бабушка лежала в больнице, ты, играя, нечаянно разбил её любимую фарфоровую статуэтку. Твой старший брат предложил сказать взрослым, что это сделала кошка Пушинка. Ты знаешь, что Пушинку не раз наказывали за её проказы. Признаешься ли ты в том, что совершил? Почему? Твоя лучшая подруга лежит в больнице. Она позвонила и попросила тебя навестить её именно в тот день, когда ты приглашена на день рождения. Как ты поступишь? Почему?

Проблемные педагогические ситуации

  • Это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
  • Ситуация может быть как естественной, так и специально созданной.
  • Например:
  • Вы возвращаетесь из гостей. Ты натёр ногу новой обувью, поэтому в автобусе сразу сел на свободное место. На следующей остановке вошёл совсем стареньких хромой дедушка, ему трудно стоять . Как ты поступишь? Почему?
  • Пока бабушка лежала в больнице, ты, играя, нечаянно разбил её любимую фарфоровую статуэтку. Твой старший брат предложил сказать взрослым, что это сделала кошка Пушинка. Ты знаешь, что Пушинку не раз наказывали за её проказы. Признаешься ли ты в том, что совершил? Почему?
  • Твоя лучшая подруга лежит в больнице. Она позвонила и попросила тебя навестить её именно в тот день, когда ты приглашена на день рождения. Как ты поступишь? Почему?
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!