Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаева ( основы работы для педагогов и родителей)
В пособии представлены новые технологии социализации ребёнка-дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность - качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе , но и для жизни в современном обществе.
Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.
- Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.
- Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации
- Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)
- Любовь к экспериментам.
- Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.
- Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.
- Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.
- Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе .
Значение саморегуляции
Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками, которые приводят:
- К успешному накоплению социального опыта;
- К уверенности в своих силах и пониманию себя;
- Успешной подготовке к «позоции ученика».
Педагогические технологии развития саморегуляции поведения детей
- Клубный час;
- Проблемные педагогические ситуации;
- Ежедневный круг рефлексии;
- Дети – волонтёры (разновозрастная деятельность);
- Волшебный телефон (телефон доверия, который дает детям возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверяют взрослому);
- Социальные акции;
- Ситуации Месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями);
- Коллективный проект;
- Работа с родителями.
Клубный час
Технология развития творческих способностей коллектива в ДОУ, в том числе сплачивание коллектива, создание творческой команды единомышленников.
Технология включения родителей в новые формы привлечения родителей к работе в дошкольном учреждении в условиях образовательного комплекса .
Цели клубного часа
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
Правила клубного часа
- - Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
- - Если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь.
- - Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
- - Говори спокойно.
- - Ходи спокойно.
- - Возвращайся в группу по сигналу звонка.
- - Если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Виды клубного часа
Свободный
Творческий
Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых.
Дети подготовительной группы сами организуют деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.
Тематический
Включены в ситуацию месяца.
Деятельностный
В основе самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности.
Рефлексивный круг после клубного часа
- Воспитатель следит, чтобы дети не перебивали друг друга, терпеливо ожидали своей очереди говорить.
- Вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты еще раз пойти туда и почему?
- Удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему
Система «Красных кружков»
Каждому ребенку три кружочка в сумочку кладется. Кружки собираются если ребенок не соблюдал правила «Клубного часа».
Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два , три кружка, то ребенок пропускает следующий клубный час.
Ситуация месяца
- Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.
Цель: самоопределение детей в эмоционально напряжённой для них ситуации, в корой необходимо принять самостоятельное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного опыта.
Планирование по месяцам
- Сентябрь «Мой дом детский сад» (1 сентября – 29 сентября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
- Октябрь «Я курянин» (1 октября – 29 октября)
- Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации.
- «Я житель земного шара» (1 ноября – 29 ноября)
- Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
- Декабрь «Рождественский подарок» (1 декабря – 15 января)
- Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
- Январь «Мальчики и девочки» (15 января – 15 февраля)
- Продуктивная и творческая деятельность Занятия и
- досуг по теме ситуации .
Планирование по месяцам
- Февраль «Мальчики и девочки» (15 января – 15 февраля)
- Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми Занятия и досуг по теме ситуации
- Март «Моя семья. Мои корни» (15 марта -15 апреля)
- Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ Занятия и досуг по теме ситуации
- Апрель «Космос. Я часть мироздания» (15 апреля – 15 мая)
- Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации
- Май «Я россиянин» (15 мая – 15 июня)
- Продуктивная и творческая деятельность Исследовательская работа. Занятия и досуг по теме ситуации
Технология «Дети-волонтеры»
Задачи:
-развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
-создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходят в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
- Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших .
Социальная акция
Направлена на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников.
Проводится ежемесячно и всегда за пределами детского сада. Напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически.
Например:
Во время «Ситуации месяца» «Рождественский подарок» дети решили сделать подарки для воспитанников детского дома, попросить родителей купить игрушку или поделиться своей любимой.
Социальные акции бывают различной направленности:
- Помощь другим людям («Доброе сердце», «Открытка для ветерана»);
- Экология ( « Покорми птиц зимой», «Красная книга природы»);
- Окружающий социальный мир ( «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам»);
- Значимые даты и праздники (« Для любимой мамочки», «Добрые дела к новому году», «День Победы»).
Проблемные педагогические ситуации
- Это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
- Ситуация может быть как естественной, так и специально созданной.
- Например:
- Вы возвращаетесь из гостей. Ты натёр ногу новой обувью, поэтому в автобусе сразу сел на свободное место. На следующей остановке вошёл совсем стареньких хромой дедушка, ему трудно стоять . Как ты поступишь? Почему?
- Пока бабушка лежала в больнице, ты, играя, нечаянно разбил её любимую фарфоровую статуэтку. Твой старший брат предложил сказать взрослым, что это сделала кошка Пушинка. Ты знаешь, что Пушинку не раз наказывали за её проказы. Признаешься ли ты в том, что совершил? Почему?
- Твоя лучшая подруга лежит в больнице. Она позвонила и попросила тебя навестить её именно в тот день, когда ты приглашена на день рождения. Как ты поступишь? Почему?
Спасибо за внимание!