Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определённую сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности. На формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо. Осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачёты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
Выделяют три постулата современного урока:
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Структура современного урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя.
Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Структура урока должна строится с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения, отражающих логику процесса обучения. Этим определяется наиболее общая дидактическая структура урока. Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока) являются: 1) актуализация прежних знаний и способов действий; 2) формирование новых понятий и способов действий; 3) применение-формирование умений и навыков.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока изучения нового материала
первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
«Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет». Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока. Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока. Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.
Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот четвертый этап проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.
Выводы и предложения
Из вышеперечисленного следует, что новые подходы к проектированию урока требуют от учителя постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности.
Необходимо:
Активнее использовать современные методы и приёмы обучения.
Урок должен быть направлен на формирование универсальных учебных действий.
Использование технологических карт при проектировании урока.