МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«Современные технологии работы с семьей в образовательной организации в условиях освоения новых ФГОС»
Работу выполнила
Бушкова Виктория Алексеевна, социальный педагог
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Техно-Школа имени летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза В.П. Савиных» г. Перми
Пермь
2019
Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат.
Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.
«Чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее всё наше общество».
Опыт показывает, что далеко не во всех семьях реализуются воспитательные возможности, семейные отношения порой бедны и ограниченны, в отдельных семьях вне поля зрения остается широкий круг духовных ценностей, родители не умеют передать свой положительный социальный опыт детям. Преемственность между поколениями все менее осуществляется посредством прямой передачи опыта, а индивидуальный опыт родителей все более обесценивается.
Знание многообразности особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве классного руководителя с родителями, более полно учесть образовательно-воспитательный потенциал семьи, найти разнообразные формы взаимодействия с семьями обучающихся, не зависящие от статуса и материального положения семьи.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен.
Данная программа способствует вовлечению родителей в совместную деятельность, ориентированную на создание единого воспитательного пространства, активную социализацию обучающихся.
Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Жизнь учит, что семья может стать активным помощником школы лишь при условии заинтересованности и осознании своей высокой ответственности за воспитание детей. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. И если в начальной школе родителей еще можно «затянуть» на родительские собрания, то к концу 9-го класса таких энтузиастов остаются единицы. Возникает необходимость использования новых, нетрадиционных форм работы с родителями.
Цель проекта – внедрить новые технологии для продуктивного взаимодействия между школой и семьей.
Задачи проекта:
Повысить уровень профессионализма классных руководителей;
Использовать новые технологии работы с семьей;
Стимулировать родителей и обучающихся к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.
Методы проекта:
Организовать для классных руководителей лекции, семинары, тренинги для освоения новых технологий работы с семьей;
Подготовить пакет документов и раздаточный материал для работы с родителями;
Родительские собрания, открытые занятия, мастер-классы, дни открытых дверей, праздники и развлечения, дни здоровья, индивидуальные и групповые беседы, консультации.
Срок реализации проекта: долгосрочный проект.
2 сентября 2019 – 29 мая 2020 года (один учебный год)
Ресурсы проекта:
Администрация школы;
Классные руководители;
Социальный педагог;
Педагог – психолог;
Обучающиеся и родители (10 – 11 класса).
Месяц | Мероприятие | Ответственный |
август | 1.Технология уроков семейной любви для классных руководителей по методическому пособию Е.В. Бачева. 2.Обучение классных руководителей новым формам проведения родительских собраний. | Социальный педагог, педагог – психолог |
сентябрь | 1.Родительское собрание на тему: «Дети для родителей и родители для детей?» (форма проведения – дискуссия) 2.Анкетирование родителей «Знаете ли вы своих детей?», «Познай своего ребенка?» 3.Анкетирование родителей «Взаимоотношение семьи и школы» | Классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог |
октябрь | 1.Родительское собрание на тему: «Любовь моего ребенка» (+ раздаточный материал) 2.Семейный вечер на тему: «Мама – хранительница тепла и семейного очага» 3.Отдыхаем вместе на природе | Классный руководитель, педагог – психолог |
ноябрь | 1.Индивидуальные педагогические поручения отдельным родителям в ходе подготовки к обмену опытом на родительском собрании по теме: «Познавательные игры в семье» (классные родительские собрания) 2.Общешкольное родительское собрание. Доклад на тему: «Материнская любовь». Выставка для родителей «Мы люди творческие». | Классный руководитель, социальный педагог |
декабрь | 1.Игра-практикум «Школа – семья» (разбор ситуаций, анкетирование родителей по теме, тестирование) 2.Родительское собрание на тему: «Любовь в нашем доме» (с раздаточным материалом и разбором ситуаций) | Классный руководитель, педагог – психолог |
январь | 1.Родительское собрание на тему: «Как сделать семейную жизнь счастливой» (форма проведения – тренинг) 2.Лыжная эстафета родители и дети | Классный руководитель, педагог – психолог |
февраль | 1.Родительское собрание на тему: «Родительский дом – начало начал» (форма проведения – дискуссия) 2.Урок этики – дискуссия «Как научить своего ребенка жить в мире людей» | Классный руководитель, социальный педагог |
март | 1.Родительское собрание на тему: «Какие мы родители?» (педагогический практикум) 2.Диспут «Прощение и наказание в семье» 3.Круглый стол «Родительская любовь и воспитание» | Классный руководитель, педагог – психолог |
апрель | 1.Круглый стол «Эмоциональное благополучие ребенка: что это такое?» 2.Ярмарка «Семейных традиций» | Администрация школы, классные руководители |
май | 1.Родительское собрание на тему: «Ребенок – это праздник, который пока со мной» 2.Анкетирование родителей «Взаимоотношение семьи и школы» | Классный руководитель, социальный педагог |
Ожидаемый результат проекта:
Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи;
Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
Реализовывается личностно-профессиональный рост педагогов;
Формирование положительного отношения к школе.
Мониторинг и оценка проекта:
Критерием эффективности работы над проектом служит сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.
Реализация проекта обеспечит создание воспитательной микросреды, способствующей формированию у родителей, детей и педагогов опыта продуктивной совместной деятельности и успешной самореализации в учёбе, творчестве и социальной жизни.
Показатели результативности:
Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;
Степень активности родителей в реализации проекта;
Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
Эмоциональный настрой учащихся и их родителей