Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 30 «Ёлочка»
623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10
Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов
МАДОУ «Детский сад № 30»
Тема: Современные технологии речевого развития дошкольников
Подготовила: Климарёва Д. А.,
учитель-логопед
Дата: 13.11.2018 г.
г. Реж
Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями.
1. Теоретическая часть
(СЛАЙД 1) В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
(СЛАЙД 2) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми.
(СЛАЙД 3) Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Мы рассмотрим основные современные технологии речевого развития:
• Игровые технологии.
• Конструкторы ЛЕГО.
• Здоровьесберегающие технологиии.
• Моделирование.
(СЛАЙД 4) Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.
Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- игры-драматизации;
- режиссерские игры.
В играх-драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
Сказкатерапия. В этой сфере эффективно сочинение детьми сказок:
«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
«Что будет, если?»\ сюжет задаёт воспитатель\
«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д. \
ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.
Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.
Виды гимнастики, используемые в работе с детьми: артикуляционная гимнастика; дыхательная; пальчиковая гимнастика и др.
Все эти занятия тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.
Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст, передают его содержание.
(СЛАЙД 5) Этапы работы над стихотворением по мнемотаблице:
• Воспитатель выразительно читает стихотворение.
• Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
• Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
• Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
• Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть.
Еще один вид мнемотехники – мнемозагадки.
2. Практическая часть.
Задание № 1. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам угадать названия сказок по предложенным мнемотаблицам:
«Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». (СЛАЙДЫ 6-12)
Задание № 2. Хорошим средством систематизации опыта и знаний, развития командного взаимодействия и речевого общения в старшем дошкольном возрасте являются, на мой взгляд, интерактивные игры разных видов. Предлагаю Вам сегодня сыграть в интерактивную игру «Заморочки из мешочка».
3. Рефлексия
Что запомнилось особенно?
Какие игры были наиболее интересны?
Что планируете взять на заметку в своей работе?
Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?