СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии речевого развития дошкольников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация учителя-логопеда предназначена для воспитателей и специалистов ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии речевого развития дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30 «Ёлочка»

623751, Свердловская область, г. Реж, ул. Строителей, 10















Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов

МАДОУ «Детский сад № 30»


Тема: Современные технологии речевого развития дошкольников



Подготовила: Климарёва Д. А.,

учитель-логопед


Дата: 13.11.2018 г.















г. Реж

Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями.


1. Теоретическая часть


(СЛАЙД 1) В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

(СЛАЙД 2) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. 

(СЛАЙД 3) Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Мы рассмотрим основные современные технологии речевого развития:

• Игровые технологии.

• Конструкторы ЛЕГО.

• Здоровьесберегающие технологиии.

• Моделирование.


(СЛАЙД 4) Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры-драматизации;

- режиссерские игры.

В играх-драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.


Сказкатерапия. В этой сфере эффективно сочинение детьми сказок:

«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

«Что будет, если?»\ сюжет задаёт воспитатель\

«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д. \


ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.

Использование ЛЕГО-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.


Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые в работе с детьми: артикуляционная гимнастика; дыхательная; пальчиковая гимнастика и др.

Все эти занятия тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.


Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.

Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст, передают его содержание.

(СЛАЙД 5) Этапы работы над стихотворением по мнемотаблице:

• Воспитатель выразительно читает стихотворение.

• Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

• Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

• Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.


Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть.

Еще один вид мнемотехники – мнемозагадки.



2. Практическая часть.


Задание № 1. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам угадать названия сказок по предложенным мнемотаблицам:

«Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». (СЛАЙДЫ 6-12)


Задание № 2. Хорошим средством систематизации опыта и знаний, развития командного взаимодействия и речевого общения в старшем дошкольном возрасте являются, на мой взгляд, интерактивные игры разных видов. Предлагаю Вам сегодня сыграть в интерактивную игру «Заморочки из мешочка».



3. Рефлексия


Что запомнилось особенно?

Какие игры были наиболее интересны?

Что планируете взять на заметку в своей работе?

Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?