СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии в преподавании истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы преподавателя истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в преподавании истории и обществознания»

Обобщение опыта работы преподавателя истории и обществознания Корчагиной Светланы Николаевны

«Современные технологии в преподавании истории и обществознания»



Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке.

На первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.

Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания являются основой успешной социализации в обществе. При этом образование является основным фактором, стабилизирующим и развивающим наше общество, в процессе которого и происходит социализация личности школьника.

Системно – деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приёмов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Современное российское общество переживает период становления новой системы образования, которая характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современная стратегия развития российского образования предусматривает формирование высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи:

  • вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приемами, способами, средствами их получения;

  • формирование мировоззрения учащихся;

  • переход от умения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию.

Мой педагогический опыт привел меня к мысли, что без использования современных педагогических технологий и методов обучения, нельзя развивать познавательные способности учащихся, активизировать их мыслительную деятельность на уроках истории и обществознания. Изучая и активно внедряя современные технологии, я смогла повысить эффективность и результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в моей работе.

На своих уроках я применяю такие технологии как:

  • технология проблемного обучения;

  • групповые технологии и коллективное творческое дело;

  • технология использования игровых методов и приёмов обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Из них я взяла для себя только то, что сочла приемлемым.

О роли этих технологий в активизации мыслительной деятельности учащихся я хочу рассказать своим коллегам.

II. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания системы использования современных технологий в процессе преподавания истории и обществознания в нашей школе. Я стараюсь стимулировать интересы учащихся, развивать у них желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого. В каждом классе есть свои приёмы работы и формы её организации. При подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю в зависимости от психологических особенностей учащихся, приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях.

Анализируя полученные результаты, я намечаю необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

III. Теоретическая база и технология опыта.

Технология проблемного обучения.

Сегодня над проблемным обучением поднимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, развивается мыслительная деятельность. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации.

Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от наблюдения этапов её реализации:

  1. Постановка проблемы

  2. Выдвижение гипотез

  3. Подтверждение гипотез фактами, документами, примерами.

  4. Выводы по решению проблемы

Формируется проблемный вопрос: «Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 году? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?» Затем даётся характеристика Д. Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

  1. Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

  2. Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

  3. Почему местом сражения князь Д. Донской выбрал именно Куликово поле?

  4. Почему Д. Донской принял решение переправиться через Дон?

  5. Какую тактику использовал Д. Донской?

  6. Чем вы объясните успех русских?

  7. Каково значение Куликовской битвы?

Теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.

Также при изучении темы «Восстание декабристов» предлагаю ответить на проблемный вопрос: «Почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?»

Учащимся даётся задание выписать в тетрадь причины поражения восстания, а в конце урока подводятся итоги работы. Примерные ответы учащихся:

  • срыв первоначального плана восстания;

  • оторванность от народа;

  • поведение Трубецкого и Якубовича;

  • численное превосходство и лучшее вооружение царских войск;

  • недостатки в подготовке восстания;

  • нерешительность восставших.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, преподаватель может и должен направлять учащихся в нужное русло.

При изучении темы «Октябрьская революция 1917 года» я предлагаю учащимся самостоятельно формулировать проблемный вопрос, на который они должны ответить в течение урока. Было предложено выяснить, была ли Октябрьская революция неизбежна? Для того чтобы получить ответ на вопрос, учащиеся по ходу изучения темы должны были определить причины задачи, характер, движущие силы революции 1917 года. Выполнив задание, учащиеся ответили на поставленный в начале урока вопрос.

При изучении темы «Гражданская война в России» я создавала следующий проблемный вопрос: «К весне 1919 года армии генералов Юденича, Деникина и адмирала Колчака были хорошо вооружены и имели численное превосходство (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в Гражданской войне одержали большевики. Почему?»

Работая со схемой, материалом учебника и таблицей учащиеся в конце урока решают проблемный вопрос.

Определённый потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

  • Иван IV – тиран или реформатор?

  • «Дней Александровых прекрасное начало…» (А. С. Пушкин)

  • «Распад» или «развал» СССР?



Технологию проблемного обучения на уроках обществознания использую как правило при изучении таких разделов, как: «Закон и право», «Политическая жизнь общества».

Так, при изучении темы «Частное право», вопроса «Трудовые права российских граждан», предлагаю следующую проблемную ситуацию, которая могла произойти в реальной жизни:

Кузнецов Н. заключил контракт с директором фирмы «N» сроком на 1 год. Но через месяц нашёл себе новое место работы. Подав заявление об уходе за 2 недели, он был удивлён тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт.

Сначала я выслушиваю мнения учащихся. Затем, работая с материалом учебника и выдержками из ТК РФ, мы приходим к решению данной проблемы.

При изучении темы «Нравственные чувства и моральное поведение» ставится проблемный вопрос: «Устарели ли в наши дни категории нравственности?»

Для того чтобы посмотреть, стали ли учащиеся после всех проведённых занятий с использованием технологий проблемного обучения более самостоятельными в принятии решений, увеличилась ли заинтересованность в изучении предметов, им следует задать следующие вопросы:

Закончите предложение:

  • Самым интересным для меня было…, потому что…

  • На уроке я узнал (а)…

  • Мне понравилось… , потому что…

  • Мне не понравилось…



Опыт показал, что данная технология довольно интересна для учащихся. Ведь они получают не только готовые знания, но и развивают определённые умения.



Групповые технологии и коллективное творческое дело.

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определённой задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения и представить найденныё совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и открывает больше возможностей для коллективной познавательной деятельности.

Технологический процесс групповой работы может состоять из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания

  • Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).

  • Инструктаж о последовательности работы.

  • Инструктаж о последовательности работы.

  • Раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

-Индивидуальное выполнение заданий.

-Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

-Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнение, обобщение).

-Подведение итогов группового задания.

2. Заключительная часть.

-Сообщение о результатах работы в группах.

-Анализ познавательной задачи, рефлексия.

-Общий вывод о групповой работе и достижения поставленной задачи.

Составляющие технологического процесса варьируются в зависимости от типа, целей и задач урока.

В своей работе я использую групповые технологии на уроках обществознания по следующим темам:

Познание окружающего мира

Цивилизация и общество

Происхождение права, его формы и структура

Частное право

Нравственные категории и добродетели

Например, на уроке «Познание окружающего мира» учащиеся разделяются на несколько групп, каждой из которых сообщается определённое задание.

1 группа – исследовать роль шпаргалок в учебном процессе.

2 группа – исследовать роль оценок в учебной деятельности.

3 группа – исследовать проблему того как люди выбирают профессию.

4 группа – изучить тему «Взрослые и дети». Почему возникает конфликт поколений.

Представители каждой группы докладывают о результатах своей работы, объясняя её этапы. Выполненное задание анализируются.

Например, тема «Нравственные категории и добродетели». При рассмотрении видов нравственных категорий учащиеся делятся на группы.

1 группа – разъясняет сущность понятий добро и зло. Приводят конкретные примеры.

2 группа – разъясняет сущность добродетели и порока.

3 группа – сущность стыда и совести.

4 группа – сущность милосердия.

На подготовку ответов группам отводится 10 минут. Затем представители групп выступают, докладывают о результатах свое работы. Выступающему могут быть заданы вопросы. Затем подводятся итоги.

На уроках истории применяю такую форму групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. Провожу следующим образом: на последних партах – консультанты. Учащиеся выполняют задания по вариантам (исторические диктанты). Как правило, беру 10 дат. Выполнив работу, передаём на последнюю парту консультантам для проверки.

Плюс данной технологии в том, что открываются больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. У учащихся развивается логическое мышление, творческая активность, речевые способности.

Технология использование игровых методов и приёмов обучения.

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит в педагогике. А.М. Горький писал : «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1) В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами) Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой значения.

Соединить стрелками слова и значения. Какая команда сделает быстрее?

Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географическое названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает.

2) Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока. Например, деловая игра «Встать! Суд идёт!», «Предпринимательство и бизнес», игры «Выборы в Государственную Думу», «Один день из жизни Петра I», «дорогами войны».

Таким образом, игра находит широкое применение в учебном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационно – коммуникационные технологии получают всё большее распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования.

На уроках истории и обществознания я применяю следующую форму работы с информационно – коммуникационными технологиями – это метод слайдов, который облегчает мне подачу материала, делает урок более ярким и наглядным. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

Требования к оформлению презентации в целом:

1.Презентация должна быть разумно объёмной . (В среднем содержать около 12 слайдов).

2. Слайды презентации должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

3. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый0.

4. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).

5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

На своих уроках я применяю такие презентации как:

«Социальное взаимодействие»

«Юридическая ответственность и её виды»

«Социальная мобильность»

«Первые русские князья»

«Ярослав Мудрый»

«Владимир Святой. Крещение Руси»

«Архитектура и живопись в 14-16в. в.»

«Временное правительство»

«Первая русская революция 1905-1907 г. г.»

«Сталинградская битва»

Итак, «современная педагогическая технология» - понятие комплексное, включающее в себя множество элементов. Прежде всего, это организация системного подхода создании, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего свое задачей оптимизацию форм образования. Современные педагогические технологии своими корнями уходят в опыт педагогов прошлых лет, дополняют и модернизируют уже имеющийся опыт. Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии является её адекватность окружающей действительности, направленность на получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности учащегося.

Использование современных образовательных технологий и приёмов, а также информационных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют сформировать социальную смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности. А уроки интересными и разнообразными.