Просмотр содержимого документа
«Современные тенденции развития специального образования.»
Современные тенденции развития специального образования. В настоящее время дефектология занимает одно из востребованных мест, работа дефектолога очень важна как в общеобразовательных, так и в коррекционных школах. Поэтому в связи с современным этапом обучения детей, учителям массовых школ необходимо осуществлять образовательную деятельность по адаптированным программам.
В связи с модернизацией образования создается образовательная среда, которая способствует обеспечению доступного качественного образования для всех лиц имеющие ОВЗ. Зачастую у родителей возникает вопрос о выборе образовательного учреждения, если же у ребенка существует проблемы отклонения в здоровье, то проблемами распределение занимается психолого- медико- педагогическая комиссия (ПМПК). Перед родителями встает выбор, где же обучать ребенка, либо он будет обучаться в инклюзии,
либо в специализированных учреждениях. Также в системе образования имеется система сохранения специального образования (коррекционные школы, интернаты), которые имеют глубокую историю и богатый опыт в работе с такими детьми. Неважно, где будет обучаться ребенок, главное, чтобы ему было удобно и комфортно.
За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Существует ряд нормативно-правовых документов, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государственной политики применительно к ним. Однако еще предстоит проделать большую работу по применению их на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования. Можно констатировать, что современная отечественная система образования испытывает на себе влияние мировых тенденций гуманизации и глобализации. Обеспечение равного доступа к образованию требует реализации комплекса условий и не может быть заменено стихийной интеграцией. Школа может быть инклюзивной только при создании качественного инклюзивного пространства, что в свою очередь предполагает использование имеющихся ресурсов специального образования и внедрения эффективных моделей интеграции, научно обоснованных и апробированных. Линия сотрудничества специалистов сопровождения и родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает в качестве «оси инклюзии», без системного согласованного взаимодействия с семьей ребенка инклюзивная образовательная среда распадается. Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья – процесс длительный и сложный, необходимо учесть прошлые ошибки и предусмотреть возможные риски, реализовать в единстве специальное и инклюзивное образование. Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивный подход к образованию вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ОВЗ, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Именно поэтому, следует считать их рядоположенными, но не равнозначными терминами. Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему. Главное отличие процесса инклюзии от интеграции состоит в том, что при инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ, а идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной и социальной направленности обучения. Введение инклюзивной формы обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования. В соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям с ОВЗ, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними. Анализируя степень развития инклюзивной формы обучения, следует иметь в виду, что в нашей стране есть ряд не имеющих западных аналогов научных разработок в области дефектологии и специальной психологии, которые логически связанны с процессом интегративного (инклюзивного) обучения. В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:
− создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
− создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта. Инклюзивное образование не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса и создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с различным уровнем психофизического развития.
И тогда станет реальным понимание процесса обучения – как процесса и одновременно состояния сознания, выходящего за пределы всех традиционных организационных границ и структур, ставшее в наши дни центральной чертой, характеризующей способ жизни современного общества.