МБДОУ ПГО «Детский сад № 51»
«Современные тенденции во взаимодействии с семьями воспитанников»
г. Полевской
Современное образование претерпевает все новые и новые изменения. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с родителями дошкольников.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Традиционные формы организации совместной работы педагогов и родителей, при всех их положительных характеристиках, уже не могут отвечать современным требованиям.
Формы взаимодействия с родителями
традиционные
нетрадиционные
коллективные
- Родительские собрания Конференции Круглые столы и др.
- Родительские собрания
- Конференции
- Круглые столы и др.
традиционные
формы
работы
с родителями
индивидуальные
- Беседы Консультации Посещения на дому Анкетирование
- Беседы
- Консультации
- Посещения на дому
- Анкетирование
Наглядно-информационные
- Выставки детских работ Стенды Ширмы Папки-передвижки
- Выставки детских работ
- Стенды
- Ширмы
- Папки-передвижки
Нетрадиционные формы работы с родителями
Информационно-аналитические
Познавательные
Досуговые
Наглядно- информационные
Одной из досуговых форм взаимодействия с родителями является социально-значимая акция.
Основная цель акций: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями.
Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Социально –значимые Акции
«Поздравление с 8 марта»»
«Добрая зима для птиц»
«Поздравь ветерана»
« Засветись »
«Субботник»
«Завтрак для зоопарка»
Алгоритм проведения акций:
- цель (каждая акция имеет свою цель);
- задачи (выполняются общие и конкретные);
- объект (на что направлено – птицы, деревья…);
- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители).
Этапы проведения акций:
1. Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор информации, накопление материала, смета расходов);
2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия). Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.
Всероссийские акции
Всероссийский проект
Как же повысить эффективность работы с родителями?
Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений дошкольного образования. Появление и массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий коснулось и педагогов, и родителей.
Рассмотрим несколько основных технологий и средств, используемых для повышения эффективности работы педагога с родителями.
Использование электронной почты позволяет педагогам группы оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого дошкольника, организуя при этом индивидуальный диалог. Электронная почта может активно использоваться для отправки родителям различных электронных пособий, цифровых образовательных ресурсов, ссылок на тематические сайты по работе с детьми. Если ребенок отсутствует по болезни или отпуску, высылаются задания для самостоятельной домашней работы, чтобы не потерять результат, достигнутый в ходе работы.
2. Мессенджеры .
В настоящее время развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются о ходе и результатах обучения индивидуально по каждому дошкольнику. С этой целью применяются короткие телефонные сообщения (SMS).
Также на сегодняшний день доступно множество приложений для мобильных устройств (смартфоны, планшеты), которые позволяют бесплатно обмениваться сообщениями, аудио- и видео-звонками в приложениях: WhatsApp, Viber, Skype, ICQ (ай си кью), Telegram . Большинством этих приложений активно пользуются педагоги и родители воспитанников нашей группы для совместной работы.
3. О нлайн – консультации .
Они проводятся посредством программы Skype и веб-камеры. Звук и видеоизображение обеспечивают живое общение в режиме реального времени. Такая форма интерактивного общения предоставляет родителям возможность задать интересующие вопросы по воспитанию и развитию ребенка в индивидуальном и комфортном формате. С технической стороны для онлайн-консультирования необходимо иметь компьютер, подключенный к сети интернет, микрофон, наушники или колонки, веб-камеру и установленную программу Skype .
4. Создание закрытых групп в социальных сетях
«ВКонтакте» и «Одноклассниках». Большинство родителей пользуются этими сайтами. Закрытая группа — это сообщества, доступ к материалам которых ограничен для сохранения конфиденциальных данных и доступен только участникам этой группы.
Администратор группы размещает необходимую информацию, консультации, рекомендации педагогов в вопросах воспитания и обучения детей, фото и видеоматериалы досуговых мероприятий, утренников, режимных моментов.
5. Сайт детского сада .
Создание такого сайта дает родителям возможность оперативно получать информацию о специфике работы ДОУ, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. На сайте нашего детского сада родители могут узнать полную информацию о детском саде, коллективе, посмотреть фотогалерею, наше видео. Кроме того, родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности и т.д.
6. Наиболее эффективной из существующих форм дистанционного общения педагогов с родителями является работа на образовательной платформе Zoom .
Zoom - это облачная платформа для проведения видеоконференций, позволяющая общаться с родителями воспитанников, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей и родителей в режиме реального времени. Используется педагогами для проведения онлайн - встреч, для проведения индивидуальных и групповых тренингов или консультаций, проведения мастер-классов, родительских собраний и просто для общения педагогов с воспитанниками и их родителями.
7. Кроме традиционных форм, связь с родителями также осуществляется посредством персонального сайта воспитателя в «Социальной сети»
На сайте размещены преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, рекомендации, домашние задания в виде презентаций, ссылки на образовательные Интернет – ресурсы и другое. Доступ к этим материалам на сайте всегда свободен.
При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.
8. QR- код
Использование этой технологии позволяет:
* Снижение временных затрат
* Оперативность получения информации
* Сокращение бумажного документооборота
* Актуальность информации
* Повышение управленческой эффективности
* Привлечение родителей, как активных участников образовательного процесса
Использование цифровых технологий в различных сферах деятельности, стало неотъемлемой частью культуры и необходимой нормой современного общества.
Спасибо за внимание!