УДК 78.05
СОВРЕМЕННЫЙ АРСЕНАЛ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КОРРЕЛЯЦИИ СОДЕРЖАНИЯ
УРОКОВ МУЗЫКИ И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Грибанова О.А.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация: В данной статье идет речь о реализации межпредметных связях дисциплин «Музыка» и «Иностранный язык» на примере использования методических ресурсов и определения смежных тем предметов.
Ключевые слова: музыка, иностранный язык, межпредметные связи, методические ресурсы, умения и навыки.
Abstract: This article deals with the topic of implementation of the interdisciplinary connections of the disciplines "Music" and "the Foreign language" while using methodological resources and the definition of related topics of these subjects.
Key words: music, foreign language, interdisciplinary connections, methodological resources, skills and abilities.
В наше время существует достаточно большое количество различных методов и технологий, позволяющих быстро и эффективно осуществлять межпредметные связи уроков художественно-эстетического цикла и иностранного языка. Многие методисты утверждают, что один из самых продуктивных способов изучения иностранных языков – их усвоение с помощью искусства, в частности – музыки. Действительно, использование музыки на уроках иностранного языка и применение знаний, полученных на уроке иностранного языка, на уроках музыки приносят огромную пользу в обучении.
Тем не менее, без хорошо продуманных форм, методов и средств обучения сегодня трудно организовать усвоение школьниками программного материала, тем более, обеспечить установление корреляции между содержанием различных учебных предметов. Поэтому возникает потребность в целенаправленной реализации имеющегося в распоряжении учителей арсенала методических ресурсов и совершенствовании тех технологий обучения, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный познавательный процесс, помогают им самостоятельно добывать и синтезировать знания, возбуждают их мышление, развивают широкий круг интересов в разных предметных областях.
Прежде всего, следует упомянуть об учебно-методических и информационных ресурсах, которые представляют собой существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования и его инструментального сопровождения, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения. При этом нужно отметить, что современные школьники предпочитают восприятие учебной информации в динамике, особенно с помощью интенсивного аудио-визуального ряда. Рассмотрим в качестве примера ресурсы музыки в контексте преподавания иностранного языка в младших классах СОШ.
Можно выделить семь основных функций музыки, которые лежат в основе концепции обучения иностранным языкам:
1) психологическая (укрепляет память);
2) психогигиеническая (развивает интерес к музыке на уровне удовольствий);
3) функция создания настроения, выражения эмоций и чувств;
4) социо-психологическая (усиливает сплоченность в группах);
5) функция стимулирования когнитивных процессов;
6) функция бессознательного изучения иностранного языка;
7) функция решения коммуникативных задач [Перетятько, c. 135].
Существует несколько способов того, как можно использовать музыку в процессе обучения иностранному языку:
1) Музыка, как фон на уроке. Для этого больше всего подходит инструментальная музыка, она помогает создать благоприятную атмосферу при работе детей в группах, парах, индивидуально. Главное, чтобы такая музыка была тихой, ни в коем случае не отвлекала, а наоборот настраивала на работу.
К такой музыке однозначно относится классика. Классическая музыка является золотым фондом музыкальной культуры, это – образцовые музыкальные произведения. Классические произведения благотворно влияют на психологическое состояние обучающихся. Кроме того, с их помощью на уроках иностранного языка школьники знакомятся с творчеством выдающихся композиторов Соединенного Королевства, таких как: Генри Пёрселл, Георг Фридрих Гендель, Густав Холст, Ральф Воан-Уильямс и мн. др.
2) Музыка как стимул для говорения. Музыка сильно влияет на развитие воображения, стимулирует творческую активность обучающихся при подготовке к говорению и письму на иностранном, в частности – английском языке. К примеру, учитель просит учеников послушать музыкальный отрывок, а затем представить место, которое «описывает» музыка. Далее учитель задает вопросы по типу «Что это за место?», «Какой там ландшафт?», «Какая погода?», а ученики отвечают устно или пишут эссе на заданную тему. Музыка побуждает детей мыслить глобально, выходить за рамки привычных, шаблонных упражнений для тренировки грамматических, фонетических и лексических навыков. Это является большим преимуществом, расширяющим арсенал методических ресурсов изучаемых предметов.
3) Работа с песнями на уроках иностранного языка. Существует целый ряд разнообразных методических приемов, упражнений и заданий, используемых при работе с песнями на уроках иностранного языка. Например:
– Прослушать песню и вставить пропущенные слова в текст. Учащиеся слушают песню и вставляют пропущенные слова. Для облегчения выполнения задания можно написать необходимые слова на доске в произвольном порядке или воспользоваться наглядными иллюстрациями.
– Исправить ошибки и исполнить песню. Текст песни дается с ошибками, ученики слушают песню, исправляют ошибки и поют окончательный вариант. Заметим, что чаще всего песенный материал, предназначенный для уроков иностранного языка в начальных классах, положен на стихи известных поэтов и писателей Соединенного Королевства.
– Перевод. Ученики могут переводить популярные песни из мультфильмов с английского на русский язык или наоборот. Кроме того, многие просматриваемые на уроках музыкальные мультфильмы обладают социокультурным и лингво-страноведческим потенциалом.
– Создание проектов. Класс с помощью учителя выбирает несколько песен, дети делятся на группы, каждая группа ищет информацию о своей песне (имена авторов, историю ее создания, когда, где и кем она исполнялась, в каких экранизациях была использована и т. д.), готовят мультимедийную презентацию либо представляют все это в виде ролевой игры или интервью.
– Вопрос-ответ. Прослушав песню, учитель организует беседу, в которой обсуждаются все непонятные моменты песни, побуждает учеников задавать вопросы. Также ученики обсуждают содержание песни, действия героев (если таковые имеются), возможные варианты развития сюжета.
– Любимая песня. Несколько учеников приносят в класс тексты своих любимых (популярных) песен на иностранном языке, рассказывают о них, затем предлагают ее перевод и поют песню всем классом.
– Музыкальная пауза-разминка. Разминка в младших классах – необходимый элемент урока, и чтобы сделать ее еще увлекательнее, можно использовать не только ритмичное музыкально-инструментальное сопровождение, но и иностранные песни, связанные с движением (например, «Head and Shoulders, Knees and Toes…» или «Put Your Finger on Your Nose…»).
– Концерт. Если на уроках дети регулярно работают с песнями, то, при накоплении изученного материала, в целях его закрепления учитель может подготовить и провести концерт для родителей, учителей или других учеников в форме внеклассного мероприятия. Дети очень любят петь на английском, а для младших классов такие концерты однозначно станут стимулом к изучению иностранного языка [Blell, с. 65].
Для полноценной реализации методического арсенала предметов «Музыка» и «Иностранный язык» необходимо качественное и постоянное сотрудничество учителя музыки и учителя-иностранника. В частности, востребована профессиональная помощь учителя музыки учителю иностранного языка, которая заключается в подборе музыкального материала, совместной подготовке и проведении внеклассных и внеурочных творческих мероприятий.
Результаты такой работы проявляются в том, что дети начинают по-другому относиться к иностранным песням, иначе воспринимать их; музыка выступает, как средство овладения языком, школьники задумываются над смыслом песен, звучащих на иностранном языке; они легче усваивают грамматический материал. Благодаря музыкальному сопровождению, на уроках создается благоприятный психологический климат, повышается интерес к изучению предмета, но не стоит забывать о том, что музыка – не самоцель и не развлечение на уроке иностранного языка, она должна определенным образом вплетаться в канву урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучающихся, развивать их социокультурную компетенцию.
Искусство и музыка пробуждают ассоциации. С ее помощью обучающимся начальных классов предоставляется возможность формировать и развивать смысловое восприятие элементарной иностранной речи. Музыкальные средства способствуют восприятию иноязычных текстов. Межпредметная связь дисциплин «Музыка» и «Иностранный язык» способствует восприятию младшими школьниками фонетических параллелей слов, названий музыкальных инструментов, познавать их этимологию. Реверсивный образовательно-воспитательный, коммуникативный, социо- и поликультурный эффект проявляется и на уроках музыки при освоении предметного содержания, связанного с изучением музыкальной культуры зарубежных стран прошлого и современности.
Множество педагогических исследований показало реальную эффективность музыки на уроках иностранного языка. При его изучении неоспорима польза рифмы, мелодии и ритма, которыми обладает каждая песня, танец, музыкально-театрализованная деятельность. Музыка не только позволяет запоминать тексты песен и постигать их смысл, но и заставляет задуматься, поразмышлять над ними, что в конечном счете побуждает детей к подсознательной активной самостоятельной познавательной и творческой работе. Продуктивное решение комплекса воспитательных и развивающих задач предмета «Иностранный язык» средствами музыки становится возможным при воздействии не только на сознание учащихся, но и на их эмоциональную сферу.
Таким образом, на примерах реализации междисциплинарных связей музыки и иностранного языка в начальной школе мы убеждаемся в том, что на интересе и мотивации обучающихся к полноценному и успешному восприятию содержательной предметной информации благоприятно сказывается использование различных методических средств. Однако, стоит отметить, что овладение иноязычной культурой и поликультурными компетенциями в процессе реализации междисциплинарных связей музыки и иностранного языка по-прежнему является одной из главных проблем в школе, что объясняется, в первую очередь, отсутствием целенаправленного взаимодействия учителей-предметников, а также их недостаточной подготовленностью к установлению корреляции содержания «своего» и «смежного» предметов. И этот факт побуждает к дальнейшему научно-педагогическому поиску.
Литература:
1. Перетятко М. О. Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка // Молодой ученый. 2016. № 7.5 (111.5). С. 65-66. URL: https://moluch.ru/archive/111/28064/ (дата обращения: 09.11.2021).
2. Blell G., K. Hellwig, Visual arts and music in teaching foreign languages Frankfurt am Main: Lang, 1996. С. 135.