Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №1»
Современный открытый урок по музыке на тему
«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
с использованием ИКТ
Учитель музыки начальных классов:
Камалова Земфира Агабубаевна
Педагогический стаж: 10 лет
г. Избербаш 2019г
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока
1. Сообщение темы, целей урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок, посвящённый народным праздникам.
2. Работа над новым материалом
Учитель: Ребята, в каждой стране есть общие праздники, которые отмечаются всем государством. Также, у каждого народа есть свои праздники, которые празднуют и праздновали ещё наши предки.
Учитель: Ребята, кто скажет, чем отличаются народные праздники от государственных?
Дети: Народные праздники - это праздники , которые отмечали ещё наши предки. А государственные праздники - это праздники, которые устанавливаются государством для ознаменования каких-либо событий.
Учитель: Правильно! А какие государственные праздники вы знаете?
Дети: 8 Марта, День Конституции, Новый Год, 23 Февраля, 9 Мая, 12 июня – День России, 1 сентября – День знаний.
Учитель: Всё верно!
– Ребята, известно, что русские народные праздники России самые любимые и известные. Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Пасха, Масленица.
Учитель: Молодцы, ребята! Есть ещё такие праздники, как Троица, Яблочный спас, Вербное воскресение, Медовый спас, Коляда.
- А ещё есть национальные праздники, которые мы отмечаем. Ребята, какие дагестанские народные праздники вам известны?
Дети: Ураза Байрам, Курбан Байрам, Праздник первой борозды.
Учитель: Правильно, ребята. Также есть и другие праздники:
- Игби – обряд поклонения солнцу, посвящённый проводам зимы. Отмечается в селе Шаитли Цунтинского района. С гор спускаются люди – участники театрализованного действия в масках зверей (волка, медведя, лисы).
- 30 апреля отмечают праздник воды. Согласно поверью, если умыться водой из родника на сороковой день весны, то превратишься в красавицу.
- 22 июня Пешапай – обряд вызова дождей. Сельчане поднимались на вершины гор и вызывали дождь.
Учитель: Ребята, а какие праздники отмечаются у вас в семье?
(Ответы учеников)
3.Загадки
Учитель: Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, попробуйте их отгадать:
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет-заливается.
Как называется?
(Дудочка)
(Ложках)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
(Балалайка)
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш...
(Хор)
Учитель: Ребята, давайте вместе с вами исполним русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
(Исполнение песни «Во поле берёза стояла».)
Учитель: Ребята, какие инструменты вы услышали в этой песне?
Дети: Баян, балалайка, дудочка.
Учитель: Правильно, ребята, эту песню исполнил русский народный оркестр. А сейчас мы прослушаем следующую композицию.
4.Слушание. (Звучит Дагестанский народный оркестр)
Учитель: Какие инструменты вы услышали в этой композиции?
Дети: Чунгур, кумуз, тар, кларнет, аккордеон, барабан.
Учитель: Молодцы, ребята. Каждая композиция хороша по своему и насыщена своим колоритом, мотивом. На слух мы сразу можем отличить, где русские народные инструменты, а где дагестанские.
- Дети, сейчас мы разучим с вами песню « Я родился на Кавказе».
5.Исполнение песни «Я родился на Кавказе»
6. Игра «Каламбур»
Учитель: А теперь всё внимание на экран. Поиграем в игру «Каламбур». Из предложенных букв вам надо составить слова.
ГУЧНУР
КУМЗУ
ИКЖОЛ
ЯНАБ
ЛАЙКАЛАБА
ДИОНОРАКК
РАТ
ЗУНРА
Учитель: Какие из этих инструментов относятся к русским народным, а какие к дагестанским народным?
(Ответы детей)
III. Итог урока
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним, чем отличаются государственные праздники от народных?
Ученики: Народные праздники - это праздники , которые отмечали ещё наши предки. А государственные праздники - это праздники, которые устанавливаются государством для ознаменования каких-либо событий.
Учитель: Какие народные праздники вы узнали?
Дети: Игби, Пешапай.
7.Домашнее задание: Написать небольшое сочинение о любимом празднике и сделать к нему иллюстрацию.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Все были активные.До свидания!
2