МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЕЖИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙТ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»
ПРИМЕРНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ШКОЛ ИСКУССТВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ И ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
КЛАСС КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
УЧЕБНЫ ПРЕДМЕТ
«СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА ЛЕТ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-15 ЛЕТ
ЛУГАНСК
2020
Утверждено
Министерством культуры, спорта и молодежи Луганской Народной Республики
(приказ №___________ от ________________)
Рассмотрено
Учебно-научным центром Государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики
«Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского»
(протокол №_____________ от _________________)
Составитель:
Руденко Е.В., заведующий хореографическим отделом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганское учреждение дополнительного образования - школа искусств № 2 имени М.А. Балакирева», «преподаватель первой категории», преподаватель хореографических дисциплин.
Общая редакция:
Рубченко Л.В. руководитель Учебно-научного центра Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народно Республики «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского».
Рецензенты:
Старший преподаватель кафедры хореографического искусства Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского Гуляева Е.О.
Преподаватель хореографического искусства Луганской государственной академии
культуры и искусств имени М. Матусовского Роговец О.В.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Структура программы учебного предмета;
Методы обучения;
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и реализуется в соответствии с Законом Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями) и Приказом Министерства культуры, спорта и молодежи Луганской Народной Республики от 03.07.2018 № 542 «Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания и объему учебных планов учреждений дополнительного образования сферы культуры и искусств – школ искусств, музыкальных, художественных, хореографических и театральных школ» » и приказа №441 от «31» июля 2017г. «Об утверждении Перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».
Предмет «Современный танец» тесно связан с такими предметами как «Классическии танец», «История хореографического искусства».
Современный танец – это красивый способ показать себя, и иногда это возможность самореализации. Современные танцы - это танцы, которые модны и популярны на данный момент. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая, в свою очередь, порождает новые виды танца. Поэтому каждый танец можно назвать современным, но современным для своего времени. В нынешнем понимании, современный танец является синонимом – «популярный танец». К современным танцам можно отнести все направления, которые популярны на сегодняшний день. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Работа над координацией позволит усложнять танцевальный рисунок, а постепенное развитие пластичности сделает импровизацию действительно многогранной и красивой.
Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Развиваясь в течение последних лет, современные танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.
Особенностью данного курса является интеграция специальных дисциплин: в начале изучения мы опираемся на гимнастику и ритмику – предметы, которые изучаются на подготовительных и в младших классах. В дальнейшем акцент идет на становление и развитие творческой индивидуальности учащегося.
В основе курса лежит изучение техник современного танца: джаз-танец, модерн, техники работы с полом, импровизации, композиции, хип-хоп.
Учебный предмет «Современный танец» включен в вариативную часть программы «Хореографическое творчество». Которая дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства
Срок реализации учебного предмета «Современный танец»
Срок реализации данной программы составляет – 3года лет. Начало изучения с 6 класса детской школы искусств по 8 класс. Возраст обучающихся – 10 -15 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета, с нагрузкой 1 часа в неделю с 6 по 8 классах - 1 час в неделю.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Современный танец»
Цель учебного предмета «Современный танец»:
формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства.
Задачи учебного предмета «Современный танец»:
ознакомление и изучение основ современной хореографии, адаптация существующих методик современного танца к образовательному процессу в школах искусств;
овладение основными движениями и законами современных танцевальных систем;
формирование необходимых качеств учащихся хореографического отделения: координации, чувства ритма, свободы тела, ориентации в сценическом пространстве;
развитие творческого мышления учащихся через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца.
танцевальном коллективе;
6. Структуры учебного предмета отражает все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития, обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Минимально необходимый для реализации программы «Современный танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся),
имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или
специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки
(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала
размером 7м х 2м на одной стене;
наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в
балетном классе и звуковоспроизводящей аппаратуры;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Сведения о затратах учебного времени;
| Распределение по годам обучения |
| 1 | 2 | 3 |
Классы | 6 | 7 | 8 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 |
Годовые требования по классам;
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (6класс)
Задачи первого года обучения:
совершенствование полученных навыков (чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, танцевальная выразительность, координация движений, ориентировка в пространстве) на занятиях ритмики, гимнастики и классического танца;
овладение основными понятиями и элементами современной хореографии.
Форма контроля – контрольный урок.
РАЗОГРЕВ
Неактивная растяжка мышц общего воздействия.
ПАРТЕР
В этом разделе урока используется знакомый комплекс упражнений с добавлением изученных элементов на уроке современного танца.
* Упражнения stretch характера – растяжки в различных позициях в положении сидя. Способы растяжения: bounce наклоны (пульсирующие наклоны) или длительная фиксация.
* Изучение contraction и relies в положении сидя.
3. ИЗОЛЯЦИЯ
Изоляция – основной прием техники джаз-танца. Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса (свободное держание тела) во время изоляции.
- ГОЛОВА
Наклоны вперед – назад.
Наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу)
Повороты в правую и левую стороны.
Zundary (зундари) – смещение шейных позвонков вперед-назад, из стороны в сторону. Руки над головой, согнуты в локтях, ладонь в ладонь.
- ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС
Подъем и опускание одновременно двух плеч. С остановкой в центре и без остановки.
Оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое вниз).
Параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр, назад, центр).
Twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое назад. С акцентом вперед и назад. Руки в V позиции.
- ГРУДНАЯ КЛЕТКА
- ПЕЛВИС (БЕДРА)
Слитное движение пелвисом вперед – назад, из стороны в сторону.
Полукруги справа – налево через переднюю дугу. То же через заднюю дугу.
- РУКИ
Изолированные движения ареалами руки, кистью, предплечьем.
Положение flex (флекс) – сокращенная ладонь.
Круги в параллельных направлениях двух предплечий
Круги кистью в параллельных направлениях.
Положение «свастика».
- НОГИ
Изолированные движения ареалов ног: положение flex – сокращенная стопа, point – натянутая стопа, круги стопой.
Свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед – назад.
Круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто.
РАБОТА В ПАРАХ (упражнения 7tretch-характера)
К этому разделу преподаватель может подходить творчески. Основным принципом исполнения движений является умение детей ориентироваться в пространстве, координация, доверие партнеру.
КРОСС
Исполняются комбинации шагов, вращений и прыжков.
- ШАГИ
простые с носка
на plie
на полупальцах
скрестные шаги
- ПРЫЖКИ
hop – шаг-подскок, jump – прыжок на двух ногах, leap – прыжок с одной ноги на другую.
- ВРАЩЕНИЯ
на двух ногах
на различных уровнях
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (7 класс)
Задачи второго года обучения:
закрепление полученных знаний, умений и навыков, полученных в первый год обучения;
развитие двигательных навыков, координации, музыкальности, танцевальной выразительности, ориентации в пространстве;
формирование художественного вкуса.
Музыкальное сопровождение уроков содержит произведения современных композиторов, что помогает развить внимание, музыкальную память, умения двигаться под музыку.
Форма контроля – контрольный урок.
РАЗОГРЕВ
(у станка)
- упражнение на развитие ахиллова сухожилия: a выпады лицом к станку в сочетании с passé и подъемом на полупальцы на опорной ноге.
- plie –releve
- Боковые port de bras с оттяжкой от станка
- Круговое положение корпуса из положения flak back
- «Растяжка» в сочетании arch корпуса
- Grand plie с выходом в положение flak back.
(на полу)
- contraction и relies в положении сидя.
- Лежа на спине поднять пелвис при опоре на руки, плечи и стопы; сделать twist.
- Frog-position в сочетании с pulse корпусом.
- Растяжка по второй позиции сидя на полу в сочетании с twist корпуса.
- Developpe из положения лежа на спине и лежа на боку.
- Броски вверх из положения лежа на спине в сочетании с passé.
ИЗОЛЯЦИЯ
- ГОЛОВА
«Крест» головой с возвратом в центр (вперед, в сторону, назад, в сторону).
«Квадрат» без возврата в центр.
«Круг» головой.
- ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС
Полукруги и круги вперед – назад.
«Крест» плечами веред и назад, с возвратом в центр (вперед, вверх, назад, вниз).
Шейк плеч.
- ГРУДНАЯ КЛЕТКА
Смещение в правую и левую стороны, руки во 2 позиции.
Frust – (фраст) резкие рывки из стороны в сторону и вперед – назад.
Подъем грудной клетки вверх и опускание вниз.
Вертикальный «крест»: вверх – в центр, в сторону – в центр, вниз– в центр. В другую сторону – в центр.
Горизонтальный «крест»: вперед – вправо, назад – влево.
- ПЕЛВИС
Frust – рывки – вперед -в центр, назад – в центр. Так же из стороны в сторону.
«Крест» пелвисом с возвратом в центр
«Квадрат» пелвисом без возврата в центр. Начало «квадрата» в правую и левую стороны.
Шимми – резкие повороты пелвиса в правую и левую стороны. Ноги во второй параллельной позиции.
Hip lift – подъем вверх одного бедра.
- РУКИ
Изолированные движения, которые могут исполняться ареалами центра (кисть и предплечье). Во время урока движения рук используются во всех частях урока. В разделе «ИЗОЛЯЦИЯ» руки могут двигаться изолированно в ареалах, но в основном они используются для координации с другими центрами.
Основные позиции рук:
1 позиция: руки в горизонтальном направлении перед собой;
2 позиция: руки в горизонтальном направлении в сторону
3 позиция: вертикальное движение рук над головой.
Варианты позиций:
Переводы рук из одного положения в другое: А-Б-В-2 позиция (А – локти согнуты, ладони около груди; Б – локти вниз, ладони около плеч; В – руки вытянуты вверх над головой).
- НОГИ
Изолированные движения, которые могут исполняться ареалами центра (стопа, голень, бедро). Во время урока движения ног используются во всех частях урока. В разделе «Изоляция» ноги могут двигаться изолированно в ареалах, но в основном они используются для координации с другими центрами.
Основные позиции ног:
out и in положения. Закрытые выворотные и параллельные позиции.
Перевод из закрытого в открытое положение.
Варианты движения ног:
plie и releve в различных позициях и с переходом из позиции в позицию.
Brush – носком в пол на 45˚, на 90˚.
Flex колена и стопы (на 45˚, 90˚).
Kick вперед, в сторону и назад.
КООРДИНАЦИЯ
На пример:
Голова, Пелвис вперед – назад. То же из стороны в сторону
Оппозиционное движение (один центр вперед, другой – назад).
На пример:
Голова назад, плечи полукругом вперед и наоборот.
Грудь вперед, Пелвис назад. Возможны другие сочетания.
На пример:
Пелвис вперед – назад, руки I, II. III.
КРОСС
- ШАГИ
- ПРЫЖКИ
Согнуть оба колена и соединить стопы («лягушка»)
Развести прямые ноги в сторону («разножка»)
Согнуть колени и прижать их к груди.
- ВРАЩЕНИЯ
Corkscrew повороты. Использовать смену уровней: стоя, сидя, переход в партер.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (8 класс)
Закрепляются знания и навыки, полученные на первых двух годах обучения. Совершенствуется и усложняется форма движений, изученных ранее. Продолжается работа над координацией движений, точности изолированных движений, ориентации в пространстве. Идет работа над индивидуальной манерой исполнения.
Важным моментом в процессе обучения является импровизация. На уроке учащимся предлагается разнохарактерный музыкальный материал, выбирается тема или конкретный образ. Учащиеся должны проявить себя, используя знания, полученные на уроке.
В уроке используются комбинации различных современных направлений: джаз-танец, модерн, хип-хоп, fank и др. Возможно использование трюковых элементов, заимствованных из акробатики.
Форма контроля – экзамен.
РАЗОГРЕВ
Основные виды разогрева у станка, на середине класса, в партере.
Разогрев ног (стопа, колено, пах)
Разогрев позвоночника (наклоны, изгибы, твисты торса)
Расслабление позвоночника (свинговое раскачивание, grop)
Упражнения stretch характера. Растягивание.
Использование в разогреве движений классического экзерсиса: demi и grand plie, releve, battement tendu, battement jete, rond de jampe par terre и др. Сочетание этих движений: выворотные и параллельные позиции ног. Способы соединения движений разогрева в единую комбинацию.
2. ИЗОЛЯЦИЯ
- ГОЛОВА
Zundari-квадрат
Zundari-круг
- ПЛЕЧИ
- ГРУДНАЯ КЛЕТКА
- ПЕЛВИС
- РУКИ
- НОГИ
Используется ранее изученный материал.
КООРДИНАЦИЯ
Голова-крест, в оппозицию движение пелвиса
Наклоны головы вперед-назад, одновременно battement tendu
Shugar leg в координации с шейком кистей
Боковой шаг с выносом ноги на каблук в сочетании с работой рук
4. УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ
- Deep body bends – глубокий наклон вперед. Спина в прямом положении.
- Положение contraction и release.
- Глубокие наклоны в положении hinge (хинч)
- Body roll вперед и в сторону
- Demi и grand plie
Исполнение по параллельным позициям
Перевод стоп из выворотного положения в параллельное и наоборот
Изменение динамики исполнения (медленно сесть, быстро встать)
Соединение с releve
- Battement tendu, battement tendu jete.
Исполнение по параллельным позициям
Соединение с demi plie, releve
Соединение с полуповоротами и поворотам
- Rond de jamb par terre
Исполнение по параллельным позициям
Соединение с demi plie
Соединение с подъемом на 45 ˚и 90˚
С сокращенной стопой
- Battement fondu и Battement frappe
- Grand battement
Исполнение по параллельным позициям
С подъемом опорной пятки во время броска
С сокращенной стопой
5. КРОСС
- ШАГИ
Усложняются: добавляется координация рук и Гловы
Связующие и вспомогательные шаги: pas shasse, glissade, pas de bourree, degage
- ПРЫЖКИ
В сочетании с шагами и вращениями в единой комбинации
Трансформированные классические прыжки
- ВРАЩЕНИЯ
На полупальцах
На всей стопе
на Demi plie
на одной ноге
КОМБИНАЦИЯ
Урок должен завершаться небольшими комбинациями на 32 или 64 такта. Это зависит от мастерства преподавателя. Главное требование – это танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Комбинации должны быть развернутые. Основное отличие комбинаций от постановочного номера в том, что в ней нет никакой идеи, только техническое совершенствование. Комбинация может исполняться под любую «квадратную» музыку и не требует специального подбора музыкального материала, кроме соблюдения жанрового соответствия.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню освоения дисциплины:
Пройдя все этапы образовательного процесса по данной программе, учащиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
В результате изучения дисциплины «Современный танец» учащиеся должны знать:
основы техники исполнения движений джаз танца, танца модерн, современных молодежных направлений танца;
современные формы, стили и техники танца;
Уметь:
использовать знания современного лексического материала в хореографических произведениях коллектива;
Иметь представление:
об основных направлениях и этапах развития современной хореографии;
о тенденциях развития современного танца.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы «Современный танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, академических концертах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
2. Критерии оценок. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
В процессе работы педагог руководствуется принципами дифференцированного подхода к личности каждого обучающегося и гармоничного вхождения каждого ребенка в коллектив, а также максимальным развитием его творческих возможностей и эмоциональной раскрепощенности. Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы дидактики:
Систематичность и регулярность занятий
Постепенность развития профессиональных данных учащихся, а также увеличение физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному)
Последовательность в овладении материалом
Целенаправленность учебного процесса.
Преподаватель может увеличить или уменьшить объем материала в зависимости от качества и состава класса, а также по своему выбору знакомить учащихся с танцами, не указанными в программе.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
1. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998. – 150 с.
2. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Продолжение обучения. – М.: ВЦХТ, 2001. – 154 с.
3. Сидоров В. Современный танец. – М.: Первина, 1992. – 300 с.
4. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 1985. – 260 с.
5. Гиршон А.С. Импровизация и хореография, статья в альманахе «Танцевальная импровизация» М, 1999 г.
6. Бахто С.Е. Ритмика и танец. М, 1984 г.
7. Руководство по растяжке связок и мышц. М, 1990 г.