СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современный урок физической культуры в условиях внедрения ВФСК ГТО».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моё выступление на муницыпальных педагогических чтениях, посвященных памяти О.Н. Мамченкова. Тема; "Современный урок физической культуры в условиях внедрения ВФСК ГТО"

Просмотр содержимого документа
««Современный урок физической культуры в условиях внедрения ВФСК ГТО».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»








Доклад на педагогическую конференцию


«Мамченковские чтения».


Тема доклада:



«Современный урок физической культуры

в условиях внедрения ВФСК ГТО».









Подготовила: учитель первой категории С.Б. Григорьева











г. Елизово

2017г.

Современный урок физической культуры в условиях внедрения ВФСК ГТО


«Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех, а значит и успех всей страны».

В.В. Путин

Актуальность темы:


Одной из приоритетных задач современного общества всегда считали и считают воспитание здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, целеустремленным. Решение этой задачи связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. На первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма нации.

Научно-технический прогресс вызвал дефицит двигательной активности детей школьного возраста. Специальная организация двигательной деятельности – единственная возможность реализовать потребности детей в движении.

Для современного подростка физическая культура – это наиболее доступное средство коррекции дефектов морфофункционального развития организма. Компенсация двигательной недостаточности, формирование умения заниматься самостоятельно.


Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 “О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)”


Возрождение комплекса ВФСК ГТО в образовательной организации, сегодня, на мой взгляд, является актуальным и принципиальным.

Введенный комплекс ГТО является дальнейшим повышением уровня физического воспитания и готовности молодого поколения к труду и обороне. Эта уникальная программа стала основополагающей в единой системе патриотического воспитания учащихся.

Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается, в том числе, и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).


Цель комплекса ВФСК ГТО: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Основные задачи:

  • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

  • повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;

  • формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни;

  • повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятиях физической культурой и спортом;

  • модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта.

Принципы комплекса ГТО:

  • государственный характер и оздоровительная направленность;

  • личностно-ориентированная направленность;

  • добровольность и доступность;

  • принцип комплексности оценок, научная доказательность;

  • обязательность медицинского контроля;

  • непрерывность и преемственность;

  • вариативность и адаптация;

  • учет региональных и национальных особенностей.

Результаты:

Личностные - готовность обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовке к выполнению нормативов ГТО. Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные – отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и подготовки к выполнению нормативов, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, работать индивидуально и в группе.

Предметные – отражаются в понимании роли и значении физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.

Федеральные государственные стандарты в последние годы реализовываются и совершенствуются. ФГОС и комплекс ВФСК ГТО – это те механизмы, которые должны способствовать развитию у учащихся осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка.

Новизна заключается в организации комплекса мер по созданию и развитию популярных в молодежной среде стимулов отношения к своему здоровью, а также формирование современных механизмов вовлечения неспортивных детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, в общественно-полезную деятельность.

Описание опыта работы.

Урочная деятельность.

В нашей школе начали вводить поэтапную подготовку к внедрению комплекса ГТО. Я и учителя физической культуры начали заниматься корректировкой физических качеств учащихся, что не позволит навредить физическому состоянию здоровья учеников. Мы не ставим сверхзадачи всем и сразу выполнять нормативы испытаний (тестов) ГТО. Этому в обязательном порядке предшествует подготовка к выполнению испытаний.

Урок физической культуры в школе направлен на формирование укрепления и сохранения здоровья, необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. На уроках особое внимание я уделяю развитию разносторонних способностей учащихся. Точности воспроизведения и согласования движений в пространственно-временных и силовых параметрах. У занимающихся вырабатываются навыки равновесия, координации, ловкости, формируется правильная осанка. Уроки способствуют не только развитию мускулатуры, но и становлению характера. Они необходимы как воздух. Слово «воздух» здесь употребляется в самом прямом значении. Мозг питается кислородом, как и все ткани человеческого организма. Во время движения кровь циркулирует в организме и доставляет кислород в мозг. Современные дети мало гуляют и много сидят за экранами компьютера и телевизора, а на уроках физической культуры они учатся играть, бегать, прыгать в высоту и в длину, ходить на лыжах, развивать двигательные качества.

Комплекс ВФСК ГТО (пример IV ступень) предлагает учащимся следующие виды испытаний:

обязательные – бег 60 м, бег 2 км или 3 км (без учета времени), подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) и подтягивание из виса лежа на низкой перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки);

по выбору – прыжок в длину с разбега или прыжок в длину с места толчком двумя ногами, поднимание туловища из положения лежа на спине, метание мяча весом 150 г, бег на лыжах на 3 км или на 5 км (без учета времени).

Проведение трех обязательных уроков физической культуры позволяет учащимся в большей степени освоить упражнения для выполнения требований комплекса ГТО. А вся двигательная деятельность испытаний ГТО связана с основными физическими качествами – быстрота, выносливость, сила и гибкость, развивающаяся на уроках физической культуры.

Быстроту на уроках у учащихся я развиваю с помощью:

  • повторного пробегания коротких отрезков от 20 до 60 м:

  • бега с быстрым изменением способа передвижений;

  • стартов из различных исходных положений;

  • бега на месте в упоре;

  • бега со средней скоростью и рывкам по сигналу;

  • бега с изменением направления движения;

  • челночного бега и бега змейкой;

  • эстафет (встречные и по кругу стадиона).

Для развития выносливости использую следующие задания:

  • прыжки через скакалку (чередовать темп);

  • сочетание бега с ходьбой;

  • переменный бег;

  • бег по пересеченной местности;

  • упражнения с отягощениями;

  • эстафета - преследование;

  • метод повторения и круговой тренировки.

Силовые качества и гибкость преимущественно развиваются на уроках гимнастики с элементами акробатики. Они включают в себя такие действия как:

  • упражнения на перекладине;

  • сгибание – разгибание рук в упоре лежа в чередовании с хлопками и скоростью выполнения;

  • упражнения с гантелями;

  • висы и упоры;

  • упражнения с набивными мячами;

  • многократные приседания и выпрыгивания;

  • ритмическая гимнастика;

  • опорные прыжки;

  • упражнения на гимнастиче­ском бревне или скамейке;

  • вращения и махи;

  • упражнения с гимнастическими предметами: мячи, обручи, палки;

  • упражнения у гимнастической (шведской) стенки;

  • акробатические упражнения;

  • упражнения, лежа и сидя на гимнастическом мате.

Для развития этих двигательных качеств на уроках я также применяю подвижные игры, спортивные игры (баскетбол, волейбол, мини-футбол).

Грамотный подбор развивающих видов деятельности и систематические занятия как во время уроков физической культуры, так и при самостоятельных занятиях, способствуют повышению уровня развития учащегося, и это положительно влияет на результат тестирования.

К сожалению, плавание и стрельба из пневматической винтовки не входят в программу обучения учащихся нашей школы. В этом случае я провожу работу с родителями. Только родители могут организовать посещение детьми бассейна, и в этом им помогают в ФОКе «Радужный» г. Елизово.

Прохождение испытаний и получение знаков комплекса ГТО меняет у учащихся их самооценку, появляется авторитет среди одноклассников, они познают вкус победы. Наука побеждать вырабатывает умение ставить цель и ее добиваться. Мною замечено, что учащиеся, у которых тот или иной тест комплекса ГТО вызывает сложность при выполнении, начинают интенсивно над ним работать как во время урока физической культуры, так и самостоятельно, советуются с учителем, какие упражнения ещё можно включить на развитие определённой группы мышц.

В результате внедрения данных технологий и методик обучения повышается двигательная активность учащихся на уроках и результативность учебного процесса на уроках физической культуры в целом (Приложение 1):


2014-2015 учебный год

(до внедрения ГТО)

2015-2016 учебный год (первый год внедрения ГТО в ЕСШ №9)

2016-2017 учебный год (второй год внедрения ГТО в ЕСШ №9)

успеваемость

% качества

успеваемость

% качества

успеваемость

% качества

100%

72,3

100%

75,9

100%

83,6


Внеурочная деятельность.

В план воспитательной работы нашей школы включены мероприятия, цель которых вовлечение большего числа учащихся в комплекс ГТО:

  • «День Здоровья» - традиционное мероприятие школы – тема: «ГТО впереди!»;

  • «Неделя ГТО» – включает в себя конкурс плакатов, презентаций, «Весёлые старты», полосу препятствий, просмотр документального фильма о комплексе ГТО;

  • Неделя «Мы за здоровый образ жизни!»

  • просмотр по телевизору в фойе школы во время перемен рекламных роликов по продвижению комплекса ГТО;

  • родительские собрания;

  • классные часы;

  • общешкольные линейки;

  • тестирование, анкетирование;

  • внеурочная деятельность (товарищеские встречи, спортивные соревнования, мастер-классы);

  • оформлен информационный стенд.

В летнее время в школе работает пришкольный лагерь, где я работаю воспитателем спортивного отряда на протяжении десяти лет. Каждый день и в любую погоду, проводится утренняя зарядка для детей всего лагеря. В план пришкольного лагеря входят спортивно-массовые мероприятия: велопробеги, туристические походы, «Веселые старты», комический футбол, выезды в бассейн, разнообразные подвижные игры, направленные на пропаганду комплекса ГТО. Учащиеся с удовольствием посещают лагерь в школе.


Результативность:

С первого сентября 2015 года по 30 июня 2016 года прошла апробация комплекса ГТО среди выпускников 9,11 классов общеобразовательных школ Елизовского района. В нем участвовали и 17 учащихся нашей школы.

С 1 сентября 2016 года всё большее число учащихся нашей школы принимают участие в выполнении нормативов испытаний комплекса ГТО.

Из таблицы видна динамика роста участия в испытаниях комплекса ГТО.


2015-2016

учебный год

2016-2017

учебный год

2017 уч. год (сентябрь-декабрь)

Получили знаки ГТО - 17 ч.

Золотые: 2 ч.

Серебряные: 11 ч.

Бронзовые: 4 ч.

Получили знаки ГТО - 36 ч.

Золотые: 15 ч.

Серебряные: 19 ч.

Бронзовые: 2 ч.

Приступили к сдаче – 49 ч.



В марте 2016 года, впервые среди общеобразовательных школ начали проводить сначала на муниципальном уровне, «Зимний Фестиваль ГТО», а в мае «Летний фестиваль ГТО». В 2017 году эти мероприятия стали популярными для учащихся нашей школы. По итогам муниципальных соревнований (II место) команда нашей школы вышла на региональный этап, где завоевала I место в IV ступени («Зимний фестиваль ГТО») и III место («Летний фестиваль ГТО»). В личном первенстве фестивалей учащиеся школы были как победителями, так и призёрами. В октябре 2017 года трое учащихся получили право на участие в «Летнем фестивале ГТО» в Международном детском центре «Артек» в Крыму (Приложения 2,3).

Среди учащихся нашей школы есть такие ученики, которые уже получили знаки ВФСК ГТО в одной из ступеней. Но, войдя по возрасту в другую ступень, они сразу приступили к сдаче нормативов испытаний комплекса ГТО уже в следующей ступени, стремясь в будущем, получить заслуженно звание «Ветерана ГТО».

Нам предстоит многолетняя, трудоёмкая работа по дальнейшему развитию комплекса ГТО и вовлечению учащихся к сдаче испытаний. И хороших результатов можно добиться только при:

  • привлечении к систематическим занятиям физической культурой;

  • повышении уровня физической подготовленности за счет систематических занятий как можно большего числа учащихся;

  • формировании позитивных установок к регулярным занятиям физической культурой;

  • увеличении учащихся, отказавшихся от вредных привычек;

  • включении оздоровительно - развивающих тренировочных программ на уроках физкультуры в процессе реализации ФГОС и подготовке к сдаче норм ГТО;

  • проведении бесед, направленных на пропаганду ЗОЖ, истории и значении комплекса ГТО;

  • активном отдыхе на свежем воздухе.



Личный пример:

Немаловажную роль в продвижении комплекса играет личный пример учителей физической культуры нашей школы в участии в прохождении испытаний ГТО. Как бы красиво мы не говорили, не убеждали, если на собственном примере не будем показывать нашу приверженность к здоровому образу жизни, мы не уйдем дальше тезисов и лозунгов.

В этом году я и мои коллеги проверили свои силы в «Зимнем фестивале ГТО». Мы успешно справились с нормативами комплекса. Учителя физической культуры нашей школы продолжили дальше участвовать в комплексе, выполняя испытания в своих возрастных ступенях и уже в шаге от получения знака комплекса ВФСК ГТО. Именно такая системная работа с активным участием учителей, родительской общественности будет способствовать повышению мотивации, как детей, так и их родителей (Приложение 4).

В 2015 году мною была разработана «Программа по ВФСК ГТО» для дополнительного образования. Для распространения педагогического опыта материал программы был опубликован на сайте «Мультиурок» (Приложение 5).


Вывод:

Возрождение комплекса ВФСК ГТО – это безошибочный вариант, а также социально значимый проект, так как он хорошо зарекомендовал себя на протяжении многих десятилетий. Он направлен на физическое развитие и укрепление здоровья детей, повышение мотивации обучающихся к физической культуре, их приобщение к спорту, уменьшение числа заболеваний, а также на развитие массового спорта, который должен стать доступным для людей разного возраста и состояния здоровья.

Камчатский край вошёл в число лидеров рейтинга всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне», среди 85 субъектов страны в 2016 году Камчатка заняла 8 позицию.

В достижениях Камчатского края есть большой вклад учащихся МБОУ ЕСШ №9.


Работа по пропаганде комплекса ВФСК ГТО продолжается, ведь, как сказал Президент РФ В.В. Путин: «Только здоровая нация гарантированно сможет укрепить и развить потенциал страны, обеспечить стабильность её курса на повышение благосостояния. Будущее – за здоровой и, значит, счастливой Россией»






















Библиография:


  • А.Ю. Патрикеев Летние подвижные игры. Ро­стов н/Д: Феникс, 2014.

  • Базисный учебный план РФ для общеобразовательных учреждений РФ реализующих программу по ФГОС начального и основного общего образования от 23.06.2012 г.

  • В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», М., Просвещение, 2012г.

  • Г.Л. Акимов «Соревновательные игровые средства и методы при подготовке к выполнению норм ГТО» / Г.Л. Акимов, А.И. Бондарь // Вопросы теории и практики физкультуры и спорта. – М.,1984. – Вып.14. – С. 29.

  • Н.В. Паршикова, В.В. Бабкин, П.А. Виноградов, В.А. Уваров. «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: документы и методические материалы»/ М.: Советский спорт, 2014, 60с.

  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2014 г. № 821 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

  • Приказ Минспорта России от 08.07.2014 г. № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ВФСК ГТО»

  • Примерные программы по учебным предме­там. Физическая культура. 5-9 классы. М.: Просве­щение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  • Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

  • С.И. Изаак «Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика» (монография)/С.И.Изаак. – М.: Советский порт, 2005. – 196с.

  • Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электрон­ный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  • Т.В. Евстратова «Комплекс ГТО в ХХI веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Отечества» в 2008–2010гг. / Т.В. Евстратова // Вестник спортивной науки. –2010. – № 2. – С. 47-50.

  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыс­ли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

















Приложение 1




Результативность учебного процесса на уроках физической культуры



2014-2015 учебный год

(до внедрения ГТО)

2015-2016 учебный год (первый год внедрения ГТО в ЕСШ №9)

2016-2017 учебный год (второй год внедрения ГТО в ЕСШ №9)

успеваемость

% качества

успеваемость

% качества

успеваемость

% качества

100%

72,3

100%

75,9

100%

83,6







Директор МБОУ ЕСШ №9 _________ /О.П. Кукоба/
































Приложение 2

















Грамоты муниципальных и региональных

«Фестивалей ВФСК ГТО»

(командное первенство)





























Приложение 3



















Грамоты учащихся ЕСШ №9

(личное первенство)






























Приложение 4















Личные достижения в выполнении испытаний комплекса ВФСК ГТО






























Приложение 5















Распространение педагогического опыта