СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок физики в классах технологического профиля обучения в условиях реализации ФГОС и ФООП

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок физики в классах технологического профиля обучения в условиях реализации ФГОС и ФООП»

Современный урок физики в классах технологического профиля обучения в условиях реализации ФГОС и ФООП



Флягин Владислав Сергеевич, учитель физики

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 7»



Педагогические чтения от 27 марта 2024 г.



Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МАОУ СОШ № 7 был создан в 2022 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» для повышения качества образования. В рамках открытия образовательного центра «Точка роста» физическая лаборатория приобрела современное цифровое лабораторное оборудование, позволяющее проводить множество наглядных демонстрационных экспериментов на уроках, во внеурочной деятельности, а также помогает в проектной деятельности.

Основным элементом новой учебной лаборатории является цифровой мультидатчик, позволяющий проводить измерения различных физических величин (температуры, давления, индукции магнитного поля, силы тока и напряжения) независимо друг от друга в режиме реального времени. При этом временная зависимость этих величин показана в виде графика, что позволяет более наглядно демонстрировать и анализировать механические, тепловые и электромагнитные явления.

На базе физической лаборатории образовательного центра «Точка роста» осуществляется реализация ФООП ООО по предмету «Физика», реализация программ внеурочной деятельности «Занимательная физика» (8 класс), «Методы решения физических задач» (9 класс), «Физика в задачах» (10 класс), «Основы фундаментальной физики» (11 класс), а также реализация программы дополнительного образования «Основы радиоэлектроники» для учащихся 9-10 классов. Также на базе физической лаборатории проводятся внеклассные мероприятия для обучающихся (в том числе на муниципальном уровне).

Реализация ФООП по предмету «Физика» мною осуществляется также и на уровне СОО в классах технологического профиля обучения. Для повышения уровня мотивации учащихся и качества образования я активно применяю интерактивные информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. В частности, это компьютерные симуляторы и цифровые лаборатории.

Симуляторы PhET позволяют на уроке физики проводить интерактивные демонстрационные эксперименты, которые показать реально нет технической возможности (например, опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц); позволяют проводить анализ зависимостей одних физических величин от других в тех или иных процессах (например, зависимость периода колебаний пружинного маятника от его массы: с увеличением массы груза период колебаний увеличивается). Более того, симуляторы позволяют проводить интерактивные лабораторные работы, что особенно актуально в период дистанционного обучения (например, лабораторная работа по измерению сопротивления проводника методом вольтметра-амперметра).

В своей педагогической деятельности я использую ИКТ не только в форме презентаций и компьютерных симуляторов. Также мною применяются цифровые лаборатории, полученные в рамках открытия Точки роста, позволяющая в режиме реального времени в графическом виде отслеживать изменение различных физических величин с течением времени. Так, используя датчик температуры, при изложении темы в 8 классе по физике «Изменение агрегатных состояний вещества» можно показать график зависимости температуры от времени при нагревании и кипении воды, на котором наглядно видно, что при нагревании жидкости ее температура возрастает, а при кипении – не изменяется.

Кроме того, я активно занимаюсь профориентационной работой среди учащихся. Так, неоднократно учащиеся в моем сопровождении посещают Сухоложский литейно-механический завод, а также Сухоложский огнеупорный завод. В рамках профориентационных экскурсий на литейно-механический завод учащиеся побывали в различных цехах предприятия, где им показали технологию изготовления различных металлических изделий сложной формы. Экскурсии оставили у обучающихся массу новых впечатлений! Некоторые учащиеся уже проявили желание поступить в учебные заведения УГМК, чтобы работать на литейно-механическом заводе.

Также в рамках своей профориентационной работы мною были подготовлены и опубликованы методические материалы в сборнике МАОУ СОШ № 7 «Профориентация в школе: современный урок».

Для реализации учащихся профильных классов на перспективных технических направлениях мною систематически реализуются курсы по подготовке к ЕГЭ на муниципальном уровне. На этих курсах я помогаю учащимся разбирать задания не только базового, но и повышенного, и высокого уровня сложностей, что позволяет сдать ЕГЭ по физике на достаточно высокий балл.

Повышение уровня мотивации при обучении физике среди учащихся 10 профильного (технологического) класса также является важнейшей задачей. Один из способов решения этой задачи – реализация Индивидуального итогового проекта по различным темам прикладной физики на базе центра «Точка роста», на которые в ходе реализации основной образовательной программы не уделяется достаточное количество времени. Так были реализованы с использованием цифрового оборудования и защищены на оценку «отлично» учащимися 10 класса проекты на темы: «Измерение постоянной Планка», «Измерение элементарного заряда». Выполнение практических исследовательских проектов по физике способствует формированию навыков работы с техническими устройствами, научного мировоззрения и повышению уровня мотивации учащихся, а также формированию базовых навыков написания и оформления научных работ и проектов, что, несомненно, будет полезно при дальнейшем обучении в высшем учебном заведении.

В прошлом учебном году с учащимися 11 класса мы принимали участие в региональном конкурсе проектов обучающихся центров образования естественно-научной и технологических направленностей «Точка роста». Тема нашего индивидуального проекта «Техническое применение нетрадиционных источников энергии». Основной задачей нашего проекта было показать возможность практического применения нестандартных химических источников питания (например, фруктовой батарейки). Мультидатчики цифровой лаборатории Точки роста позволили нам провести физические исследования ряда зависимостей: разности потенциалов от расстояния между электродами, разности потенциалов от рода источника (вида фрукта), разности потенциалов от площади электродов. Проект на региональном уровне был представлен достойно.

Также в прошлом учебном году учащиеся приняли участие во Всероссийской Большой Олимпиада 2023 «Искусство-Технологии-Спорт». Команда «Знатоки» учеников 4Б класса МАОУ СОШ № 7 успешно прошла школьный и муниципальный этапы. На региональном этапе команда под руководством Тимашовой Алены Владимировны, Ульяновой Татьяны Валерьевны и Флягина Владислава Сергеевича представила проект «Столовая для птиц». В лаборатории центра образования «Точка роста» под руководством наставников ребята спроектировали систему визуального оповещения в кормушке для птиц о том, что корм в ней закончился и его нужно пополнить. Причем спроектировано было две принципиально разные системы: оптическая и механическая.

В основе первой системы лежат схемы фотореле и мультивибратора. Когда заканчивается корм, на фоторезистор начинает падать свет и срабатывает фотореле, вследствие чего активируется мультивибратор. В основе второй системы лежит платформа, прикрепленная к дну кормушки на пружинах. Когда заканчивается корм, платформа становится легче и поднимается, размыкая электрическую цепь, и срабатывает прерывистый звуковой генератор. Обе системы были спаяны на печатных платах и смонтированы к кормушкам.

Слаженная работа команды и наставников была оценена по достоинству и ребята стали призерами регионального этапа, а 7 сентября «Знатоки» достойно защитили свой проект в г. Екатеринбурге на Федеральном отборочном этапе Большой Олимпиаде.

В этом учебном году вместе с учащимся 10А класса Качусовым Даниилом приняли участие в XVI научно-практической конференции школьников средних и старших классов «На пути к открытиям». Тема нашего проекта: «Энергоэффективность детекторного радиоприемника». В ходе реализации нашего проекта Даниилом под моим руководством была разработана и спаяна на печатной плате схема детекторного радиоприемника, способного работать без аккумуляторов неограниченное время. Актуальность этого проекта трудно переоценить, поскольку такой радиоприемник можно использовать в качестве СМИ как в дальних туристических походах, так и при чрезвычайных ситуациях.

Активная проектная и профориентационная работа способствует повышению уровня мотивации учащихся к изучению различных технических направлений. Благодаря этому мои учащиеся стабильно показывают достойные результаты на ОГЭ и ЕГЭ по физике, а также регулярно занимают призовые места на муниципальных играх по физике («Поехали!», «ТЮФ», «Чемпионат ОГЭ и ЕГЭ»), что способствует повышению качества образования.



1