«Современный урок информатики»
АННОТАЦИЯ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Государственные образовательные стандарты требуют использования технологий деятельностного подхода в образовательном процессе. Следует отметить, что технологии web-квеста и дистанционного обучения особо актуальны на уроках в условиях современного информационного общества, где обучающиеся находят информацию путём поиска в сети Интернет, используют её и применяют в учебном процессе. Отмечается важность подготовительной работы и непосредственно проведения уроков в дистанционном формате, что актуально в условиях современной действительности
Цель: формирование знаний, умений и навыков обучающихся посредством технологий педагогических квестов и дистанционного обучения на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
изучить научно-методическую литературу по инновационным технологиям на уроках информатики и ИКТ;
определить особенности современного урока информатики ИКТ;
описать технологию веб-квеста как инновационную составляющую современного урока;
дать методические рекомендации по применению технологий веб-квеста и дистанционного обучения на уроках информатики;
разработать планы-конспекты уроков по информатике и ИКТ, включающие технологию веб-квеста и элементы дистанционного обучения.
В первом разделе проведен обзор литературы о роли инновационных технологий в современном образовательном процессе, их видах, и формах применения. Во втором разделе приведены примеры по использованию технологий дистанционного обучения и web-квестов на уроках информатики и ИКТ.
Технологии веб-квеста и дистанционного обучения пользуются огромной популярностью у современных школьников и способны не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяют активно применять на практике свои знания и умения, а также прививают желание к учебе в целом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...5
Раздел 1. Инновационные технологии как основа современного урока………………..7
1.1. Инновационные технологии как важная составляющая современного урока……7
1.2. Технология веб-квест на уроках информатики……………………………………..9
1.3. Технологии дистанционного обучения…………………………………………….12
Раздел 2. Использование инновационных технологий на уроках информатики…….14
2.1. Методика применения квестов на уроке информатики. Этапы работы над веб-квестом……………………………………………………………………………………14
2.2. Пример реализации технологии веб-квеста на примере урока «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов» в 6 классе…………………………15
2.3. Пример реализации технологии веб-квеста и дистанционного обучения на примере урока «Информационная культура. Социальные сети. Этические нормы информационной деятельности человека» в 11 классе………………………………...20
Выводы…………………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы……………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время дистанционное обучение становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой получения образования для все большей части граждан, поскольку позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности. Дистанционное обучение открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации. Развитие системы дистанционного образования представляет важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать обучающимся как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
Благодаря использованию инновационных информационных компьютерных технологий у учителей появляются новые возможности в ведении своей дисциплины. Использование web-квестов, дистанционных образовательных технологий позволяет учащимся самостоятельно обдумать элементы урока и принять участие в их создании, что способствовало бы развитию интереса обучающихся к учебной дисциплине.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях обучающиеся используют различные информационные технологии, чтобы упростить себе работу. Поэтому на уроках информатики использование компьютера и такой формы как web-квест способствует формированию у обучающихся новых образовательных компетенций, самообучению и саморазвитию, формированию личных качеств и творческого потенциала. Также web-квест предполагает и коллективную работу учащихся, когда они распределяются по ролям, а потом формируются команды, в которых присутствуют разные роли.
Методика квест-урока связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно – коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории.
Технология квест-урока может быть применена при работе над кратковременными проектами в пространстве одного урока и в работе над долговременными проектами, в которых, переходя с одного этапа на другой, обучающиеся реализуют поставленные цели и задачи в соответствии с выбранной темой.
Цель технологии квест-урока заключается в изменении привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию проектной технологии обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учатся самостоятельно принимать решения в выборе тем и ее представлении для обсуждения на уроке. В пространстве квест-урока обучающиеся постигают элементы научно-практической работы.
Цель выпускной работы: формирование знаний, умений и навыков обучающихся посредством технологий педагогических квестов и дистанционного обучения на уроках информатики и ИКТ.
Задачи работы:
изучить научно-методическую литературу по инновационным технологиям на уроках информатики и ИКТ;
определить особенности современного урока информатики ИКТ;
описать технологию веб-квеста как инновационную составляющую современного урока;
дать методические рекомендации по применению технологий веб-квеста и дистанционного обучения на уроках информатики;
разработать планы-конспекты уроков по информатике и ИКТ, включающие технологию веб-квеста и элементы дистанционного обучения.
Объектом исследования является процесс обучения информатике.
Предметом исследования является использование веб-квестов и дистанционных технологий на уроках информатики и ИКТ
Методы исследования: теоретический анализ методической литературы, подбор и составление заданий для уроков с применением технологии веб-квестов, обобщение.
РАЗДЕЛ 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1.1. Инновационные технологии как важная составляющая современного урока
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех участников процесса; отсюда главный тезис; инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [4].
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии как:
Проектная работа.
Игровые технологии.
Дистанционное обучение.
Интерактивные технологии.
Технология web-квестов.
Портфолио.
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности обучающихся, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширять и углублять полученные знания. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровые технологии инновационное обучение в игре. Данные технологии выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры обучающиеся занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет четко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Следует отметить, что формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология квестов.
Квест-технология (анг. «quest» – поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой обучающимися используется информация из Интернет-ресурсов.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности [7].
1.2. Технология веб-квест на уроках информатики
Остановимся подробнее на понятии квеста и особенностях его применения на уроках информатики.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, в сети Интернет, то есть практически в любом окружении.
Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Обучающиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. С использованием квестов есть возможность отвлечься от классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства [5].
Можно выделить некоторые определения понятия web-квест:
Образовательный web-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета.
Образовательный web-квест – это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [10].
Поскольку понятие квест имеет несколько значений (с одной стороны, это приключенческая игра, требующая какого-либо решения для продвижения по сюжету, а с другой ‒ задание, которое необходимо выполнить для достижения цели), то помимо педагогических квестов выделяют множество других видов. Таких как:
текстовые ‒ происходят с помощью текстового ввода сообщений, и позволяют исследовать словарный запас и устанавливать диалог;
графические ‒ не содержат сложных головоломок и для них характерна динамичность, атмосфера сюжета, сопереживание и эмоциональность;
головоломки ‒ подразумевают решение каких-либо логических задач и загадок;
визуальные романы ‒ представляют собой подвид текстового квеста, в котором сюжет преподносится в виде текста и реже анимированных изображений; степень интерактивности низкая и от участника требуется сделать определенный выбор с помощью меню;
эскейп-рум – основная задача успеть найти выход из помещения за строго ограниченное время, для этого команде придется решать различные головоломки;
перформанс – каждому участнику даются определенные роли (главные), а второстепенные роли играют специально подготовленные для этого актеры, которые направляют героев или, наоборот, мешают им в выполнении заданий (можно сравнить с театральной постановкой);
квест в реальности – подразумевает определенный сценарий, который нужно проиграть с помощью поэтапного выполнения заданий;
морфеус (квест-нереальность) – подразумевает выполнение заданий, в условиях лишения какого-либо вида чувств (например, завязывание глаз), прохождение квеста в данном жанре позволяет переосмыслить свое отношение к некоторым жизненным обстоятельствам;
экшн-игра (спортивный квест) – подразумевает выполнение как интеллектуальных, так и физических заданий в зависимости от сюжетной линии.
Структура квеста:
четкое описание ролей участников, план действий в квесте, сюжет всего квеста в целом;
цель, в которой определен результат индивидуальной работы;
информационные ресурсы (электронный вид, внешние носители, бумажный вид, ресурсы в интернете, названия сайтов по данной теме), которые могут использоваться при прохождении web-квеста;
список ролей учащихся, которые используются в квесте. У каждой роли свои цели и задания;
этапы работы, которые должны быть выполнены участниками квеста;
критерии и оценка работы участников квеста;
описание по представлению полученной информации;
выводы, а также понятность и полезность информации, которая была получена при прохождении квеста [6].
Данная форма работы на уроке, на сегодняшний день, является наиболее популярной, но требует особой подготовки не только для обучающихся, но и самого учителя, т.к. требует особых навыков в разработке сайта или презентации. Из-за этого не все учителя способны внедрять такую форму обучения в образовательный процесс.
Самый главный итог – обучающиеся, проходя квест, могут получать информацию, общаются, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.
1.3. Технологии дистанционного обучения
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в современных жизненных условиях. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы уроков, задания, расписание очных консультаций (при необходимости). Обучающиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение. Образовательные организации разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают обучающимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Технологии, применяемые в дистанционном обучении, насчитывают три вида:
Дистанционное обучение, которое проходит на основе бумажных и аудио носителях. Сюда входят аудио- и видеоматериалы, учебно-методические пособия, учебники и прочее. Как правило, в данной форме обучения с обучающимся работает учитель, который и проверяет работы, присланные по почте, а также консультирует и отвечает на вопросы по телефону.
Дистанционное обучение посредством телевизора. Так называемая, телевизионно-спутниковая технология. Она пользуется малым спросом, поскольку является дорогой и сложной;
Дистанционное обучение с помощью Интернет-технологий. Интернет-обучение пользуется всё большим спросом и становится наиболее актуальным, по мере плотного и повсеместного внедрения Интернета в нашу жизнь. Данная технология включает в себя все вышеназванные формы в разных пропорциях.
Можно выделить следующие типы дистанционных технологий:
Кейсовая технология (портфельная) – технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях, флеш-накопителях) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского case, suitcase – портфель).
Кейсовая технология (тренинговая) – технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).
Интернет-сетевая технология – технология, которая основана на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся и их родителей учебно-методическими материалами и для обучения. Локально-сетевая технология – технология, которая предполагает использование локальных сетей для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами [11].
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и обучающимся. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, обучающиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой обучающиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются через проведение в образовательных учреждениях семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 2.1. Методика применения квестов на уроке информатики. Этапы работы над веб-квестом
Начальный этап: обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством учителя, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как учителя, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Визитная карточка квеста может содержать следующие пункты:
предмет;
возрастная категория обучающихся;
центральное задание;
количество ролей;
название ролей;
пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли);
список Интернет-источников (запишите хотя бы 2 Интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания);
критерии оценки веб-квеста;
предполагаемый результат.
Критерии оценки квеста.
Ключевым разделом любого квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Б. Додж рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
исследовательской и творческой работы;
качества аргументации, оригинальности работы;
навыков работы в микрогруппе;
устного выступления;
мультимедийной презентации;
письменного текста и т.п.
2.2. Пример реализации технологии веб-квеста на примере урока «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов» в 6 классе
Предмет: Информатика.
Учитель: Лыкова Наталия Александровна, учитель 2 квалификационной категории МОУ «Школа №84 г. Донецка».
Класс: 6.
Тема 4. Алгоритмика (номер урока в планировании 24, номер урока в теме 1).
Тема урока: «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов».
Цель урока:
Обучающая: знакомить обучающихся с понятием алгоритм, свойствами алгоритма, видами алгоритма, способами записи алгоритма.
Развивающая: развитие критического мышления, познавательных интересов, рефлексии.
Воспитательная: развитие кругозора; воспитание мотивации учебной деятельности; воспитание информационной культуры учащихся, умение работать в паре.
Тип урока: комбинированный.
Технология: веб-квест.
Планируемый результат: обучающиеся в мини-группах изучают материал урока согласно заданиям и ознакомят с ними класс.
Задачи урока:
показать возможности проведения анализа информации и обобщать ее;
способствовать формированию навыков и умений обучающихся работать с электронными ресурсами;
способствовать развитию познавательного интереса;
формировать ценностное отношение к новым знаниям, умение применять их в повседневной жизни;
способствовать повышению грамотности устной и письменной.
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Образовательные ресурсы: Интернет
Учебник: Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Обучающиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Проверка присутствующих, определение дежурных.
Проверка домашнего задания, постановка цели и задач урока. (2 мин.)
Устный фронтальный опрос
Актуализация знаний. (2 мин.)
Постановка задачи: предложить обучающимся проговорить как они решают жизненные задачи: заваривают чай, покупают хлеб, собираются в школу, закрывают дверь на ключ
Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?
Да, порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать.
Итак, определена тема урока: «Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов».
Изучение нового материала. (20 мин.)
Проводится с применением технологии веб-квест.
У Вас есть желание узнать больше об алгоритмах, свойствах алгоритма, основных алгоритмических структурах? Вы хотите научиться создавать блок-схемы? Тогда этот веб-квест для вас! Давайте начнем.
Порядок работы:
1. Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой Вы справитесь.
2. В зависимости от выбранных ролей объединяю обучающихся в группы: теоретики, историки, практики.
3. После работы Вы должны обсудить результаты работы в группе и подготовить совместный отчет в виде устной презентации вашей работы.
теоретики (занимаются поиском определений что такое алгоритм, виды алгоритмов, способы записи алгоритмов, что такое блок-схема, какие геометрические фигуры используют в разных алгоритмах);
историки (изучают исторический аспект появления алгоритма);
практики (примеры блок-схем, создание блок-схем).
Критерии оценивания
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Результат работы | Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. | Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход | Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. | Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы. | |
Задание для групп:
ТЕОРЕТИКИ – понятие алгоритма, свойства алгоритма, основные алгоритмические структуры.
Ресурсы: Понятие "алгоритм", свойства алгоритма, алгоритмические структуры:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC
http://www.yaklass.ru/p/bosova-l-l-informatika-dlya-5-9-klassov/6-klass/algoritmy-14002/formy-zapisi-algoritmov-13583/re-d7fa05a8-66da-4cb2-a9ac-4a3937527570
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1332423
ИСТОРИКИ – история понятия "алгоритм".
Ресурсы: История понятия "алгоритм"
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC
http://osnovialgoritmizaziimodule.blogspot.com/p/1.html
ПРАКТИКИ – примеры различных блок-схем, создание блок-схем.
Ресурсы: Блок-схемы:
http://www.yaklass.ru/p/bosova-l-l-informatika-dlya-5-9-klassov/6-klass/algoritmy-14002/formy-zapisi-algoritmov-13583/re-a14cf686-98fd-487c-879f-b0ef01ff85ea
http://www.yaklass.ru/p/bosova-l-l-informatika-dlya-5-9-klassov/6-klass/algoritmy-14002/tipy-algoritmov-13610/re-fef12148-ecf0-47f8-bb52-8f28a63d5c03
Закрепление изученного материала. (10 мин.)
Обучающиеся демонстрируют результаты проделанной работы. Участники других групп записывают в тетради представленный материал.
Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок, коррекция при необходимости. (5 мин.)
Работа обучающихся с карточками (2 мин.).
Проверка и обсуждение ошибок. Далее обучающимся предлагается ответить на вопрос: Как вы думаете, кто может быть исполнителем этих алгоритмов?
№1 Составь алгоритм сбора портфеля. 1. Проверить все ли на месте 2. Достать дневник 3. Сложить учебники, тетради, пенал 4. Закрыть портфель 5. Посмотреть какие завтра уроки Ответ запиши номерами действий в правильном порядке (например: 34251) Ответ: | № 2 Составь алгоритм приготовления бутерброда 1. Отрезать сыр 2. Положить сверху колбасу 3. Отрезать хлеб и колбасу 4. Бутерброд готов 5. Достать нож, хлеб, колбасу, масло 6. Намазать хлеб маслом 7. Намазать батон шоколадной пастой Убери лишнее, ответ запиши номерами действий в правильном порядке (например: 34251) Ответ: |
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)
Запись домашнего задания на доске, контроль записи задания в тетради.
П.14-16 читать, творческое задание (составить алгоритм с иллюстрациями)
Рефлексия. Оценивание обучающихся. (2 мин.)
Проанализируйте, насколько удачной была Ваша работа!
Что нового Вы узнали по данной теме?
2.3. Пример реализации технологии веб-квеста и дистанционного обучения на примере урока «Информационная культура. Социальные сети. Этические нормы информационной деятельности человека» в 11 классе
Предмет: Информатика.
Учитель: Хоменко Андрей Сергеевич, учитель 2 квалификационной категории МБОУ «Школа №88 г. Донецка».
Класс: 11.
Тема 20. Информационное право и безопасность (номер урока в планировании 61, номер урока в теме 1).
Тема урока: «Информационная культура. Социальные сети. Этические нормы информационной деятельности человека».
Цель урока:
Обучающая: сформировать понятие о web-квесте; изучить теоретический материал о правилах этикета и общения в сети Интернет.
Развивающая: развивать навыки работы с информацией: поиска и выделения нужной информации, обобщения и фиксации информации.
Воспитательная: воспитывать навыки правильного общения в сети Интернет; сформировать чувство ответственности за свое поведение.
Тип урока: комбинированный.
Технология: веб-квест.
Планируемые результаты: формирование и развитие ИКТ-компетентности; формирование учебного сотрудничества на уроке с одноклассниками в группе; формирование умения самостоятельной работы с материалом интернет-ресурсов.
Задачи урока:
формировать навыки общения в сети Интернет и повысить уровень информационной культуры.
формировать умение самостоятельно добывать знания, пользоваться справочным материалом, представленным в виде различных источников информации;
формировать умение выполнять задания с использованием информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
Оборудование: компьютеры, проектор, доска.
Образовательные ресурсы: Интернет.
Учебник: Семакин И. Г. Информатика: Учебник для 11 класса. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Ход урока
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Проверка присутствующих, определение дежурных. Настрой на активную работу.
Проверка домашнего задания, постановка цели и задач урока. (2 мин.)
Устный фронтальный опрос
Актуализация знаний. Беседа. (2 мин.)
Ребята кто знает, что такое веб-квест? Образовательный веб-квест – (webquest) – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы находится на различных веб-сайтах.
Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с технологией веб-квеста и поработать с интернет ресурсами. (Разделение детей на группы).
Изучение нового материала. (20 мин.)
Проводится с применением технологии веб-квест.
Порядок работы:
Обучающиеся выступят в ролях:
А) Историки. Вы – историк, который занимается изучением информации о возникновении этикета.
Задания: 1. Найти понятие сетевого этикета, рассмотреть основные характеристики и его отличительные черты. 2. Выяснить, каково состояние и развитие сетевого этикета в Донецке. 3. Подготовить отчет в форме презентации.
Критерии оценивания |
1. Содержание соответствует поставленному вопросу – 5 баллов. 2. Полнота раскрытия содержания – 5 баллов. 3. Оригинальность выполнения – 2 балла. 4. Достоверность информации (откуда взят материал) – 2 балла (макс. 14 баллов). |
Ресурсы:
https://www.unisender.com/ru/support/about/glossary/shto-takoe-setevoy-etiket/
https://dnr-hotline.ru/20210330-jekspert-po-jetiketu-raskryla-sekrety-obshhenija-v-seti-3/
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/setevoy-etiket
Б) Онлайн-геймеры. Вы – онлайн-геймер, который интересуется различными видеоиграми и активно поддерживает общение в процессе игры.
Для выполнения задания вам необходимо:
1. Выбрать 3 любые онлайн-игры и зарегистрироваться на веб-сайтах игр.
2. Ознакомиться с правилами общения в игре.
3. Проанализировать общение в чатах в онлайн играх после ознакомления с правилами этикета.
4. Ответить на вопрос: «Можно ли сделать вывод, что в онлайн-играх поддерживается сетевой этикет. Каковы общепринятые манеры (особенности) общения в данной среде? Зависит ли жанр игры на стиль (манеру) общения? Ответ представить в виде эссе объёмом не менее 1 страницы.
Критерии оценивания |
1. Полнота раскрытия проблемы на поставленный вопрос – 5 баллов. 2. Соответствие ответа учащегося заданной теме – 5 баллов. 3. Аккуратность исполнения (структура, грамотность) – 2 балла. 4. Аргументация своих рассуждений – 2 балла (макс. 14 баллов). |
Ресурсы:
https://blog.counter-strike.net/
https://www.dota2.com/home
https://worldofwarcraft.com/ru-ru/
В) Пользователь социальной сети. Вы – активный пользователь, который постоянно поддерживает общение с другими пользователями.
Для выполнения задания вам необходимо:
1. Зарегистрироваться минимум в 3 социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook).
2. Ознакомиться с правилами общения в каждой из соц. сетей.
3. На основе просмотренных правил выявить отличия и сходство в каждой из социальных сетей (оформить в виде таблицы).
| Вконтакте | Одноклассники | Facebook |
Сходства | |
Различия | | | |
Критерии оценивания |
1. Верно заполнена вся таблица – 5 баллов. 2. Представлено верное заполнение строки «сходства» – 2баллов. 3. Представлено верное заполнение строки «различия» – 3 баллов. 4. Частично верное заполнение ячейки «сходства» – 2 балла. 5. Частично верное заполнение строки «различия» –2 балла. (макс. 14 баллов) |
Ресурсы:
https://vk.com
https://ok.ru
https://www.facebook.com
Г) Участник форумов. Вы – студент, активно пользующийся образовательными форумами, для решения учебных задач.
Для выполнения задания вам необходимо:
1. Просмотреть особенности общения нескольких научно-образовательных форумов (не менее 3).
2. Проанализировать правила общения в выбранных образовательных форумах.
3. Исходя из анализа, ответить на вопрос: можно ли сделать вывод, что на образовательных форумах поддерживается сетевой этикет? Опишите основные закономерности в общении на данных форумах. Ответ представить в виде эссе объемом не менее 1 страницы.
Критерии оценивания |
1. Полнота раскрытия проблемы на поставленный вопрос – 5 баллов. 2. Соответствие ответа учащегося заданной теме – 5 баллов. 3. Аккуратность исполнения (структура, грамотность) – 2 балла. 4. Аргументация своих рассуждений – 2 балла (макс. 14 баллов). |
Ресурсы:
https://xn----7sbacgtltrmiedhtl1azq1lta.xn--p1ai/
https://propostuplenie.ru
https://lomonosov-msu.ru/rus
Закрепление изученного материала. (10 мин.)
Обучающиеся демонстрируют результаты проделанной работы. Участники других групп записывают в тетради представленный материал.
Контроль усвоения знаний, обобщение информации, полученной при прохождении квеста. (5 мин.)
Заполнение таблицы.
Линии сравнения | Общение в онлайн-играх | Общение в соц. сетях | Общение на обр. форумах |
Цель общения | | | |
Основные правила | | | |
Цель использования правил | | | |
Какие правила нарушаются чаще | | | |
Причины нарушения правил | | | |
Соблюдение вами правил этикета | | | |
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)
Запись домашнего задания на доске. Читать параграф 21-23. Написать сообщение на тему «Информационное общество»
Рефлексия. Оценивание обучающихся. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Понравился ли вам урок в виде веб-квеста? Какие задания понравились больше всего? Какие задания вызвали трудности? Довольны ли вы своей работой на уроке?
ВЫВОДЫ
В целом, все вышеизложенное позволяет заключить, что использование педагогических квестов как дидактического средства на уроках основ безопасности жизнедеятельности повышает эффективность и качество обучения. Актуальность педагогических квестов связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно-коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории. Поэтому сама квест-технология может быть применена при работе как над кратковременными проектами в рамках одного урока, и в работе над долговременными проектами в рамках целой темы или раздела. Преимуществом таких уроков является использование активных методов обучения, а также фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Использование уроков с применением квест-технологии дает широкий простор самореализации и самовыражения педагога, а также индивидуализации процесса обучения, осуществляя такие педагогические цели как:
развитие личности обучаемого, подготовка ребёнка к комфортной жизни в условиях информационного общества;
развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого);
эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером);
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
Не смотря на большие возможности квестов как дидактического средства, проведенный нами анализ данных литературы свидетельствует о непопулярности этой технологии среди учителей, так как их реализация требует основательной подготовки и значительных временных затрат.
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе – это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:
доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
предоставление учебников и другого печатного материала;
пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
кабельное телевидение;
голосовая почта;
двусторонние видео-, телеконференции;
односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
В настоящее время активно развивается система дистанционного обучения в самых различных областях образования. Теперь уже не является проблемой получение полноценного образования практически по любому предмету дистанционно в условиях нехватки времени. Но, как любое другое обучение, оно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75- IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС).
Государственный образовательный стандарт основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП.
5 инноваций для педагога//via Future: интернет-портал. – URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii (дата обращения 24.09.2021).
Бочкарева, Т. Н. Проблемы использования современных педагогических технологий в педагогическом процессе и пути их решения / Т. Н. Бочкарева, Л. И. Гардшина, С. М. Гиниятуллина // Педагогические науки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://novaum.ru/public/p415 (дата обращения 20.09.2021).
Бутурлакина, Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/metodicheskoe-posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos.
Василенко, А. В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии // Предметник. Международный педагогический журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения 22.09.2021).
Кадочникова, Н. И. Эффективность использования квест-технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности / Н.И. Кадочникова, Д.А. Виноградова // Научно-издательский центр открытое знание. – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/effektivnost-ispolzovaniya-kvest-tekhnologii-na-urokakh-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html (дата публикации 30.11.2020)
Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов / Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования. – 2012. – №2. – С. 147-155.
Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. – М., "Академия", 2006.
Пять типов квестов в реальности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://todayer.ru/recenzii/kvesty-v-realnosti (дата обращения 25.09.2021).
Реферат по теме: «Дистанционные технологии в образовании», автор Мигонькина Зиля Раисовна//infourok.ru: интернет-портал. – URL: https://infourok.ru/referat-distancionnye-tehnologii-v-obrazovanii-4170999.html (дата обращения 22.09.2021).
1