СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения

Просмотр содержимого документа
«Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Современный урок истории в условиях реализации ФГОС второго поколения

Автор: учитель истории и обществознания

Сараулова А.Р.

В настоящий момент к системе школьного образования предъявляются новые требования. Ведь образование, которое является основополагающим компонентом социализации личности, должно идти в ногу со временем. Особенно остро стоит проблема существенного обновления исторического образования: изменение методики построения урока, использование новых форм урока, разработка новой линии учебников и т.д. Причина внимания к предмету «история» следующая. История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном мире.

Однако заметим, что современные учащиеся значительно отличаются от своих предшественников, тех, под которых создавалась действующая система обучения.

Социальные реалии современного мира таковы:

  • Дети мало читают художественную литературу

  • Резко возросла информированность детей через СМИ

  • Дети заменяют живое общение со сверстниками виртуальным миром

  • Дети узко мыслят, зачастую их выводы основываются на обывательских представлениях, а не на теоретическом знании

Исходя из требований времени, меняется подход и к современному уроку истории.

Зададимся вопросом: как проходил раньше обычный урок истории? Учитель вызывал ученика, который должен рассказать домашнее задание – пересказ параграфа. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Во второй части урока учитель рассказывал новую тему в форме лекции под запись и задавал домашнюю работу.

ФГОС второго поколения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на разных ступенях основного общего образования, выдвигает новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования. Таким образом, каждый педагог должен переосмыслить свою учительскую деятельность, чтобы найти ответы на следующие вопросы:

  • Каким должен быть идеальный урок истории в новых условиях?

  • Какую систему оценивания следует применять для распознавания способностей и знаний современных учащихся?

В соответствии с новыми стандартами, педагогу необходимо через предметную деятельность подготовить учащегося к решению практических вопросов, научить своевременно находить полезную информацию и грамотно применять ее в реальной жизни.

Вся учебная деятельность теперь должна строиться на основе системно – деятельностного подхода. Так, учитель становится «дирижером», ученик – незаменимой частью «оркестра» под названием «урок».

На уроках истории педагог должен научить ученика:

  • самостоятельно добывать историческое знание;

  •  отбирать и анализировать информацию, сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  •  уметь дискутировать с одноклассниками по проблемным историческим вопросам;

  •  определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпох;

  • видеть проявления исторических коллизий прошлых лет/веков в современном мире;  

  • предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей и т.д.;

Что же поможет сегодня учителю истории добиться планируемого уровня подготовки и реализовать поставленные цели?

  1. Использование межпредметных связей (литература, обществознание, география)

  2. Использование активных форм познания (мозговой штурм, круглые столы, дебаты, кейс-метод, диспут, дискуссия, портфолио, семинар, ролевые игры)

  3. Использование проектной деятельности (исследовательская научная деятельность)

  4. Использование ИКТ: на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей: 
    - запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.); 
    - наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин); 
    - таблицы и схемы; 
    - тесты; 
    - игры; 
    - проектная деятельность учащихся

  5. Использование рефлексии (оценка учеником своих учебных действий, соотнесение результата с целью)

  6. Использование индивидуального подхода к учащимся

  7. Использование дифференцированных домашних заданий

  8. Использование технологической карты урока (оптимальная форма проектирования современного урока, позволяет тщательно планировать каждый этап деятельности, максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату и координацию и синхронизацию действий всех субъектов педагогической деятельности, проект урока, составленный учителем с возможной корректировкой)


Вывод: в целом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура современного урока истории выстраивается из классической структуры любого урока в целом, но включает в себя те особенности и дополнения, которые необходимо включать в неё с учётом специфики данного предмета. Следует учитывать и те требования, которые предъявляются сегодня к преподаванию такого важнейшего, выстраивающего систему мировоззрения на себя и мир, школьного предмета, как урок истории. Поскольку с течением времени меняется не только наше общество, но и мир в целом, преподавание истории должно исходить из веяний и реалий современной ему эпохи, но ориентироваться на компромисс мнений и стремиться к объективизму.