ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Современный урок –
как основа
эффективного и качественного образования
(педагогический совет)
Подготовила: Трубникова Г.П.
Март, 2018г.
Слайд 1 Современный урок – как основа эффективного и качественного образования.
Нарушение зрения относят к существенной трудности в овладении программой массовой школы, однако это не является основным фактором, определяющим успеваемость обучающихся. При условии специально организованного процесса обучения активизируются познавательная деятельность и творческие способности, качество их знаний не уступает обучающимся с нормальным зрением.
Слайд 2 Урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Урок — это одна из составляющих качества образовательного процесса. Естественно, что к уроку в нашей школе предъявляют те же общедидактические требования, что и в массовой. Однако, учитывая нарушения сенсорной сферы у слепых и слабовидящих и вызванные этим определённые особенности их учебно-познавательной деятельности, к уроку предъявляют и свои, специфические требования. Жизнь ставит перед учителем всё новые и новые задачи. Поэтому естественно и поиск путей его усовершенствования. Какой же урок можно считать современным? Современным можно назвать урок, который характеризуется, по сути, двумя основными чертами:
урок направлен на выполнение современных социальных требований, предъявляемых к школе, вся деятельность на нём осуществляется с учётом новейших данных дидактики, смежных наук, передового педагогического опыта;
урок в школе слепых и слабовидящих детей решает не только общеобразовательные, но и компенсаторно-коррекционные задачи, направленные на достижение максимальной нормализации психических процессов у детей с полной или частичной утратой функции зрения.
Слайд 3 Соблюдение основных требований к уроку ….
Чтобы современный урок в школе был эффективным имеются три группы условий организации учебного процесса:
общепедагогические, дидактические и гигиенические.
В процессе проведения урока необходимо большое внимание уделять отбору строго научного материала, соответствующего уровню развития данной науки. При этом важно продумывать и наиболее эффективные методы обучения, которые должны соответствовать новейшим достижениям дидактики, способствовать развитию творческой деятельности слепых и слабовидящих обучающихся.
Каждый урок должен быть целенаправленным. Необходимо чётко определить дидактическую цель, развивающую, воспитательную. В нашей школе обязательным является определение коррекционной цели урока.
В своей работе я использую специальные методы и приёмы обучения: конкретизацию, объяснение, практические действия, учитываю коррекционно-компенсаторную направленность каждого урока.
Одним из наиболее действенных методов развития мыслительной деятельности, формирования логики познавательного процесса является метод проблемного обучения. В большинстве случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую попытку. Мышление начинается с проблемного вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Он направлен на решение задачи, задания, вопроса. Например:
7 класс
Почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам?
Почему на побережье Черного моря находится множество курортов?
Почему природные богатства Сибири и Дальнего Востока недостаточно используются людьми?
Почему Баренцево море почти не замерзает, а Белое, расположенное южнее, замерзает
8 класс
Чем объясняется интенсивность судоходства по Атлантическому океану?
Зачем нужны корабли-ледоколы?
Почему океан называется Тихим?
Зависит ли животный мир саванны от её растительности?
Сформулируйте главное правило жизни в пустыне.
9 класс
Почему Финляндию называют краем тысячи озер? И другие...
Создавая проблемную ситуацию и подбирая способы её решения, я определяю соответствие данной проблемы уровню развития слепых и слабовидящих учеников.
Мысленный проблемный эксперимент применяю через проблемное решение задач через выполнение заданий: определение растворов веществ: глюкоза, уксусная кислота.
Слайд 4 Карточка Даны формулы веществ:
Используя проблемное обучение, я считаю, что достигла качественного результата, ребята спорят со мной, друг с другом, отстаивая свою точку зрения. Это умение поможет им адаптироваться в будущей жизни.
Слайд 5 сообщения, рефераты,
Слайд 6 презентации
Сегодня они не боятся готовить сообщения, рефераты, презентации и выступать с ними перед классом. Батряк Настя о Санкт – Петербурге. «Визитная карточка»
Реализуя индивидуальный и дифференцированный подход с учётом познавательных возможностей каждого обучающегося использую моделирование и конструирование с помощью учебного пособия «Конструктор по химии для слепых»:
Слайд 7 Фото 11- 12 класса пособие «Конструктор по химии для слепых»:
Особого внимания заслуживает требование активизации умственной деятельности.
Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации.
Например, для развития максимальной активности работы тактильного, слухового, осязательного или обонятельного анализаторов на уроках химии я использую лабораторные опыты, химический эксперимент, практические работы.
Слайд 8 Фото 10 класса Химический эксперимент
Процесс обучения, его эффективность зависит от того, как будут сформированы первоначальные навыки слепых и слабовидящих.
Слайд 9 ПСХЭ карты по Брайлю для незрячих детей
На уроках применяю специальные задания, чередования зрительной и тактильной работы со слуховым восприятием и письмом: практическая работа с Периодической системой, определение вещества по физическим свойствам.
По географии работа с географической картой и раздаточным материалом, вовлекающие обучающихся в разнообразную познавательную деятельность. Задания на обобщение, классификацию, поиск закономерностей, комбинирование используется при объяснении, закреплении и систематизации учебного материала.
Слайд 10 Макеты, глобусы
В системе дидактических требований к современному уроку важное место занимает использование наглядности. Средства наглядности могут быть источником информации, вспомогательным средством для иллюстрации высказанной мысли и её конкретизации. Одной из важных функций наглядности в школе является пополнение и уточнение имеющихся у обучающихся представлений об окружающем мире. У детей с нарушениями зрения отмечаются затруднения при восприятии объёмных предметов и их соотношений, связанных с оценкой глубины пространства. При сужении поля зрения они не могут воспринимать объекты, превышающие определённые размеры, что не обеспечивает целостности восприятия предметов и явлений в их соотношениях. Немалое коррекционное значение имеет использование наглядности как средства,
развивающего зрительные функции: при нарушении цветовой различительной способности, а также при нарушении глазодвигательных функций.
В процессе использования любой наглядности должна быть соблюдена определённая мера, в противном случае наглядность может оказаться помехой в развитии логического мышления учащихся.
Слайд 11 ИКТ
Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий
- это значительно повышает эффективность усвоения материала слабовидящими обучающимися. Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации по отдельным урокам.
В своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии и химии.
Систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учеников к изучаемому материалу и предмету в целом. Чаще всего применяю на уроках «Занимательная география»- кроссворды, загадки и т. д. «Географический бой», «Географическая эстафета», «Кто быстрее» –игра проводится при работе с картой, когда учащиеся показывают объекты пластилиновыми шариками. «Третий лишний», «Географическая почта», «Логическая цепочка» игра на определение логики в продолжение предложенного ряда. Пример: Лондон-Темза, Санкт – Петербург –Нева. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами (например, 6 класс Тема: «Части мирового океана» – материк, остров, полуостров, залив, пролив, море».
Слайд 12 Третий лишний
Слайд 13 Приём «Горячий стул»
Уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий).
На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.
При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения.
Использование нетрадиционных методов обучения на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение и является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.
Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.
Соблюдение основных требований к планированию урока и его проведению — основной путь достижения максимальной эффективности учебного процесса, повышения качества каждого урока.
Слайд 14
Три пути ведут к знанию:
- путь размышления –это - путь самый благородный,
- путь подражания – это путь самый лёгкий и
- путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций.