СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок – как основа эффективного и качественного образования

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение зрения относят к существенной трудности  в  овладении программой массовой школы, однако это не является основным фактором определяющим успеваемость обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок – как основа эффективного и качественного образования»





ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»




Современный урок –

как основа

эффективного и качественного образования

(педагогический совет)


Подготовила: Трубникова Г.П.











Март, 2018г.





Слайд 1 Современный урок – как основа эффективного и качественного образования.


Нарушение зрения относят к  существенной трудности в  овладении программой массовой школы, однако это не является основным фактором, определяющим успеваемость обучающихся. При условии специально организованного процесса обучения активизируются познавательная деятельность и  творческие способности, качество их знаний не  уступает обучающимся с  нормальным зрением.


Слайд 2 Урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.


Урок — это одна из составляющих качества образовательного процесса. Естественно, что к  уроку в  нашей школе предъявляют те же общедидактические требования, что и в массовой. Однако, учитывая нарушения сенсорной сферы у слепых и слабовидящих и вызванные этим определённые особенности их учебно-познавательной деятельности, к уроку предъявляют и  свои, специфические требования. Жизнь ставит перед учителем всё новые и  новые задачи. Поэтому естественно и  поиск путей его усовершенствования. Какой же урок можно считать современным? Современным можно назвать урок, который характеризуется, по  сути, двумя основными чертами:

урок направлен на выполнение современных социальных требований, предъявляемых к  школе, вся деятельность на  нём осуществляется с  учётом новейших данных дидактики, смежных наук, передового педагогического опыта;

урок в школе слепых и слабовидящих детей решает не  только общеобразовательные, но и компенсаторно-коррекционные задачи, направленные на достижение максимальной нормализации психических процессов у детей с полной или  частичной утратой функции зрения.


Слайд 3 Соблюдение основных требований к  уроку ….


Чтобы современный урок в школе был эффективным имеются три группы условий организации учебного процесса:

общепедагогические, дидактические и  гигиенические.


В  процессе проведения урока необходимо большое внимание уделять отбору строго научного материала, соответствующего уровню развития данной науки. При этом важно продумывать и  наиболее эффективные методы обучения, которые должны соответствовать новейшим достижениям дидактики, способствовать развитию творческой деятельности слепых и слабовидящих обучающихся.

Каждый урок должен быть целенаправленным. Необходимо чётко определить дидактическую цель, развивающую, воспитательную. В нашей школе обязательным является определение коррекционной цели урока.


В своей работе я использую специальные методы и  приёмы обучения: конкретизацию, объяснение, практические действия, учитываю коррекционно-компенсаторную направленность каждого урока.




Одним из  наиболее действенных методов развития мыслительной деятельности, формирования логики познавательного процесса является метод проблемного обучения. В большинстве случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую попытку. Мышление начинается с проблемного вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Он направлен на решение задачи, задания, вопроса. Например:

7 класс

Почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам?

Почему на побережье Черного моря находится множество курортов?

Почему природные богатства Сибири и Дальнего Востока недостаточно используются людьми?

Почему Баренцево море почти не замерзает, а Белое, расположенное южнее, замерзает

8 класс

Чем объясняется интенсивность судоходства по Атлантическому океану?

Зачем нужны корабли-ледоколы?

Почему океан называется Тихим?

Зависит ли животный мир саванны от её растительности?

Сформулируйте главное правило жизни в пустыне.

9 класс

Почему Финляндию называют краем тысячи озер? И другие...

Создавая проблемную ситуацию и  подбирая способы её решения, я определяю соответствие данной проблемы уровню развития слепых и слабовидящих учеников.

Мысленный проблемный эксперимент применяю через проблемное решение задач через выполнение заданий: определение растворов веществ: глюкоза, уксусная кислота.


Слайд 4 Карточка Даны формулы веществ:


Используя проблемное обучение, я считаю, что достигла качественного результата, ребята спорят со мной, друг с другом, отстаивая свою точку зрения. Это умение поможет им адаптироваться в будущей жизни.


Слайд 5 сообщения, рефераты,

Слайд 6 презентации

Сегодня они не боятся готовить сообщения, рефераты, презентации и выступать с ними перед классом. Батряк Настя о Санкт – Петербурге. «Визитная карточка»


Реализуя индивидуальный и дифференцированный подход с учётом познавательных возможностей каждого обучающегося использую моделирование и конструирование с помощью учебного пособия «Конструктор по химии для слепых»:


Слайд 7 Фото 11- 12 класса пособие «Конструктор по химии для слепых»:


Особого внимания заслуживает требование активизации умственной деятельности.

Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации.

Например, для развития максимальной активности работы тактильного, слухового, осязательного или обонятельного анализаторов на уроках химии я использую лабораторные опыты, химический эксперимент, практические работы.

Слайд 8 Фото 10 класса Химический эксперимент

Процесс обучения, его эффективность зависит от того, как будут сформированы первоначальные навыки слепых и слабовидящих.

Слайд 9 ПСХЭ карты по Брайлю для незрячих детей


На уроках применяю специальные задания, чередования зрительной и тактильной работы со слуховым восприятием и письмом: практическая работа с Периодической системой, определение вещества по физическим свойствам.

По географии работа с географической картой и раздаточным материалом, вовлекающие обучающихся в разнообразную познавательную деятельность. Задания на обобщение, классификацию, поиск закономерностей, комбинирование используется при объяснении, закреплении и систематизации учебного материала.

Слайд 10 Макеты, глобусы


В  системе дидактических требований к современному уроку важное место занимает использование наглядности. Средства наглядности могут быть источником информации, вспомогательным средством для иллюстрации высказанной мысли и  её конкретизации. Одной из важных функций наглядности в школе является пополнение и уточнение имеющихся у обучающихся представлений об окружающем мире. У  детей с  нарушениями зрения отмечаются затруднения при восприятии объёмных предметов и их соотношений, связанных с  оценкой глубины пространства. При сужении поля зрения они не  могут воспринимать объекты, превышающие определённые размеры, что не  обеспечивает целостности восприятия предметов и  явлений в  их соотношениях. Немалое коррекционное значение имеет использование наглядности как средства,

развивающего зрительные функции: при нарушении цветовой различительной способности, а  также при нарушении глазодвигательных функций.

В  процессе использования любой наглядности должна быть соблюдена определённая мера, в  противном случае наглядность может оказаться помехой в  развитии логического мышления учащихся.

Слайд 11 ИКТ

Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий

- это значительно повышает эффективность усвоения материала слабовидящими обучающимися. Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации по отдельным урокам.


В своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии и химии.

Систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учеников к изучаемому материалу и предмету в целом. Чаще всего применяю на уроках «Занимательная география»- кроссворды, загадки и т. д. «Географический бой», «Географическая эстафета», «Кто быстрее» –игра проводится при работе с картой, когда учащиеся показывают объекты пластилиновыми шариками. «Третий лишний», «Географическая почта», «Логическая цепочка» игра на определение логики в продолжение предложенного ряда. Пример: Лондон-Темза, Санкт – Петербург –Нева. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами (например, 6 класс Тема: «Части мирового океана» – материк, остров, полуостров, залив, пролив, море».


Слайд 12 Третий лишний


Слайд 13 Приём «Горячий стул»

Уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий).

На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.

При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения.

Использование нетрадиционных методов обучения на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение и является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.


Современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.

Соблюдение основных требований к планированию урока и  его проведению — основной путь достижения максимальной эффективности учебного процесса, повышения качества каждого урока.


Слайд 14

Три пути ведут к знанию:

- путь размышления –это - путь самый благородный,

- путь подражания – это путь самый лёгкий и

- путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций.