Современный урок музыки и внеклассная работа по музыке
Основные задачи современных уроков музыки в общеобразовательной школе – привить учащимся интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. На урок музыки в школе отводится 1 час в неделю. Поэтому музыкальное воспитание учащихся включает в себя не только уроки музыки в школе, но также и все формы внеурочной деятельности по музыкальному воспитанию. При этом, какие бы успехи ни радовали нас в различных формах внеклассного и внешкольного музыкального воспитания, каких бы вершин не достигали отдельные детские исполнительские коллективы, фундаментом массовой музыкальной культуры остаётся общеобразовательная школа.
К уроку музыки в современной школе многие относятся с достаточной долей снисхождения. Не все понимают, что урок музыки сегодня не имеет ничего общего с теми уроками пения, через которые прошли многие люди среднего поколения. Сегодня урок музыки – это сложный учебно-творческий процесс, в котором различные формы обучения находятся в органичном единстве. Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности – слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Уроки музыки способствуют социальной адаптации учащихся: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие. Задача учителя музыки – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать.
Современный урок музыки становится все более популярным среди учеников, и одной из важных составляющих такого урока является включение современных треков. Музыкальная индустрия постоянно развивается, и слушать только классическую музыку уже не актуально. Включение современных музыкальных композиций на уроке музыки имеет ряд положительных аспектов. Во-первых, это помогает привлечь интерес учеников к предмету. Современные песни знакомы детям и подросткам, они слушают их ежедневно в интернете. Если учителю удалось найти популярную песню, которая имеет хороший музыкальный материал для анализа, это может вызвать больше эмоционального отклика учеников и заинтересовать их в изучении музыки. Во-вторых, современные песни помогают расширить кругозор учеников и показать им разнообразие жанров и стилей в современной музыке. Это может быть особенно полезным для тех, кто ранее не был знаком с определенными жанрами или стилями. Ученики могут узнать о новых исполнителях и даже начать самостоятельно исследовать их творчество
Современный урок музыки стал невероятно интересным и доступным благодаря использованию новых технологий и программ. Сегодня музыкальные инструменты можно изучать не только в классе, но и дома, с помощью специальных приложений и онлайн платформ. Это позволяет ученикам самостоятельно осваивать игру на гитаре, фортепиано или других инструментах. Также существуют программы, которые помогают развить слух и музыкальное чутье. Они предлагают упражнения на распознавание нот, аккордов, ритма и даже возможность создания своей собственной музыки. Это отличная возможность для учеников проявить свою творческую сторону и развить музыкальные навыки. С помощью виртуальных инструментов можно исполнять мелодии на различных инструментах просто сидя за компьютером или используя MIDI-контроллер. Такие программы обладают широким ассортиментом звуковых эффектов и возможностей, что делает процесс обучения более увлекательным. Безусловно, использование новых технологий и программ на уроках музыки открывает широкие возможности для развития музыкальных способностей учеников
Современный урок музыки становится все более интересным и разнообразным благодаря включению изучения современных жанров и стилей. Это позволяет ученикам расширить свои музыкальные горизонты, ознакомиться с новыми звуками и выразительными средствами. На уроках музыки в настоящее время акцент делается не только на классической музыке, но и на популярных жанрах, таких как рок, джаз, хип-хоп, электронная музыка и другие. Ученики изучают основные характеристики каждого жанра, его историю и ключевых представителей. Они анализируют структуру композиций, выделяют особенности инструментального и вокального исполнения. Изучение современных жанров помогает ученикам лучше понять современную культуру и общество. Они узнают о социальном контексте создания музыки, ее роли в выражении эмоций и передаче сообщений. Это способствует развитию критического мышления и эстетического восприятия музыки. Кроме того, изучение современных жанров позволяет ученикам развивать свои творческие навыки. Они могут экспериментировать с созданием собственной музыки в стиле, который им ближе и интереснее всего
На современном уроке музыки можно рассмотреть целый ряд актуальных тем и проблем, связанных с этим искусством. Одной из таких тем является развитие и использование новых технологий в музыкальном образовании. Сегодняшние уроки музыки все чаще включают компьютерные программы, электронные инструменты и звукозаписывающее оборудование. Обучение школьников использованию этих новых инструментов может помочь им в создании собственной музыки и расширении своего творческого потенциала. Еще одной актуальной темой на уроке музыки может быть изучение различных жанров и стилей. Учащимся предлагается ознакомиться с классической музыкой, джазом, роком, поп-музыкой и другими жанрами, чтобы развить свои предпочтения в музыке и расширить свой кругозор.
Кроме того, на уроке музыки можно обсудить социальные проблемы через тексты песен или анализировать политическую значимость определенных музыкальных произведений. Это поможет учащимся развить свое критическое мышление и понять, как музыка может быть средством выражения социальных и политических убеждений
Современный урок музыки играет важную роль в развитии творческого мышления у учащихся. Вместо традиционного подхода, основанного на механической практике и запоминании нот, современные методы обучения ставят акцент на самостоятельное творчество и экспериментирование. На современном уроке музыки учащиеся имеют возможность использовать различные инструменты и программное обеспечение для создания своей собственной музыки. Они могут комбинировать звуки, изменять их тональность и ритм, добавлять эффекты. Такой подход позволяет развивать не только навыки игры на инструменте, но и креативность, воображение и оригинальность мышления. Создание собственной музыки на уроке также способствует развитию композиционных навыков. Обучающимся предлагается экспериментировать с аранжировкой звуковых фрагментов, создавая гармоничные композиции. Это помогает им осознать принципы композиции и структуры музыки. Современный урок музыки также способствует развитию коллективного творчества. Ученики учатся работать в группах, сотрудничая друг с другом при создании музыкальных произведений
Особенностью современного урока музыки является:
организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников (ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы);
использование современных образовательных технологий;
использование нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.п.;
использование техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
индивидуальный подход к каждому ученику;
использование разных видов деятельности;
развитие у детей креативного мышления;
воспитание думающего ученика-интеллектуала, развитие познавательной активности ученика;
сотрудничество, взаимопонимание, атмосфера радости и увлеченности.
Современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг учащегося, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры обучающегося является предметом педагогической деятельности учителя музыки.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Преемственность внеклассной работы с общей направленностью уроков музыки, целью и ведущими задачами музыкального образования.
Общие принципы организации занятий в системе школьного дополнительного образования - музыкальных кружках и студиях (хор, оркестр, ансамбль, фольклорный коллектив, кружок ритмики, бального танца, музыкально-театральный кружок, детская оперная студия и т.д.). Индивидуальный подход к детям – членам кружка, изучение способностей и возможностей, планирование перспективы их музыкального развития; составление репертуара кружка, отвечающего интересам детей и сочетающего в себе задачи ближней, средней и дальней перспективы; развитие общей музыкальной культуры и специальных творческих способностей, связанных с конкретным видом музыкальной деятельности детей. Направленность на достижение одного из главных результатов занятий – ощущение себя (ребенка) Художником, участником творческого процесса. Критерии и показатели состоявшегося художественного коллектива.
Массовые формы внеклассной музыкально-воспитательной работы: общешкольные праздники, лекции-концерты, Международный День Музыки (1 октября), детская филармония, музыкальный театр, Неделя Музыки, Неделя искусства родного края, юбилейные музыкальные даты и пр.
Связь учителя музыки с деятельностью филармоний, театров, музыкального общества и организация внешкольной музыкально-воспитательной работы. Участие школьных музыкальных коллективов в смотрах, конкурсах, фестивалях разных уровней.
Система общего музыкального образования включает в себя наряду с обязательными уроками музыки разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися, основанные на принципе добровольности. Задача заключается в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили каждому ребенку максимальную возможность реализовать свои музыкальные интересы, потребности, влечения в той или иной области музыкального искусства.
Как во внеклассных, так и во внешкольных занятиях существуют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллективы, ансамбли, музыкальные классы, студии, разнообразные клубные объединения учащихся, создаваемые в соответствии с их музыкальными интересами, а также музыкальные театры и т.д. Все эти формы отличает достаточно устойчивый контингент занимающихся в них детей, которые сами или с помощью родителей выбрали для себя наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности.
Такого рода формы музыкальных занятий системны по своему содержанию, они строятся по определенной учебной программе, рассчитанной на несколько лет обучения.
К другим формам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся так называемые массовые музыкально-просветительские формы, проводимые школой или внешкольным учреждением. Это — разнообразные музыкальные праздники, лекции-концерты, музыкальные игротеки и др. Их главное отличие от стабильных форм внеклассной и внешкольной работы заключается в том, что они ориентированы на всех без исключения детей. Такие формы работы, как правило, нерегулярны, за исключением всякого рода «абонементов». Цель таких занятий — пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным занятиям, способствовать расширению их музыкального кругозора.
Каждая форма внеклассной и внешкольной работы обладает уникальными, только ей присущими возможностями привлечения учащихся к музыке, раскрытия перед ними богатства и многообразия музыкального искусства, формирования у них потребности в общении с ним. Однако, как бы ни были велики их возможности, только в своей совокупности с уроками музыки они способны обеспечить наиболее полное использование всех ресурсов, которыми располагает школа или внешкольное учреждение.
Наиболее полно внеклассная музыкальная работа организована в учреждениях общеобразовательного типа с музыкально-эстетической направленностью или в учреждениях, имеющих классы с углубленным изучением музыки. Для таких школ характерны: ярко выраженная музыкально-эстетическая доминанта всей школьной жизни, наличие индивидуального учебного плана школы, в котором предметы музыкально-эстетического цикла включены в основной (базовый) компонент, создание насыщенной музыкально-эстетической среды.
Важное значение для результативности внеклассной и внешкольной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая проявляется в их объединениях в исполнительские коллективы, в создании музыкальных театров, в проведении лекций-концертов, музыкально-литературных композиций, в совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсуждением и т.д.
Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимают детские музыкальные школы. Они могут иметь самостоятельный статус внешкольного музыкального учреждения или создаваться на базе общеобразовательного учебного заведения.
Детские музыкальные школы призваны решать двоякую задачу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и навыков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретаемый ими на обязательных уроках музыки, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующей профессиональной музыкальной деятельности. Такие школы служат тем базисом, на котором строится в дальнейшем профессиональное музыкальное образование. Программы музыкальных школ включают в себя комплекс музыкально-исполнительских, музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Тем самым достигается всесторонность музыкального развития учащихся.
Говоря о формах внеклассной и внешкольной работы, нельзя не сказать и о регулярно проходящих в нашей стране музыкальных смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на лучших сценах города, проводящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявлять новые музыкальные таланты, но и распространять лучший музыкальный опыт организации внеклассной и внешкольной музыкальной работы.
Музыкальные конкурсы, фестивали, смотры часто организуются с помощью радио, телевидения, интернета, что дает возможность познакомиться с лучшими образцами детского музыкального творчества во всех регионах страны.
В целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа призвана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединяясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципами музыкального образования. Эта работа представляет собой открытую систему, чутко реагирующую на музыкальную жизнь страны и мира в целом, на внутришкольные события, на конкретно выраженные музыкальные интересы и потребности детей разного школьного возраста.
Внеклассная и внешкольная музыкальная работа в силу своей специфики осуществляется особенно эффективно в тех случаях, когда она нацелена на поддержание интереса детей к музыке, на достижение и демонстрацию музыкально-творческих результатов в самых разных формах: от выступлений детей перед родителями или совместно с ними — до участия в разного рода музыкальных фестивалях и конкурсах.