СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок музыки и внеклассная работа по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность урока музыки и внеклассной работы

Просмотр содержимого документа
«Современный урок музыки и внеклассная работа по музыке»

Современный урок музыки и внеклассная работа по музыке

Основные задачи современных уроков музыки в общеобразовательной школе – привить учащимся интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения различных жанров. На урок музыки в школе отводится 1 час в неделю. Поэтому музыкальное воспитание учащихся включает в себя не только уроки музыки в школе, но также и все формы внеурочной деятельности по музыкальному воспитанию. При этом, какие бы успехи ни радовали нас в различных формах внеклассного и внешкольного музыкального воспитания, каких бы вершин не достигали отдельные детские исполнительские коллективы, фундаментом массовой музыкальной культуры остаётся общеобразовательная школа.

К уроку музыки в современной школе многие относятся с достаточной долей снисхождения. Не все понимают, что урок музыки сегодня не имеет ничего общего с теми уроками пения, через которые прошли многие люди среднего поколения. Сегодня урок музыки – это сложный учебно-творческий процесс, в котором различные формы обучения находятся в органичном единстве. Общение с художественно полноценным материалом, активное оперирование элементами музыкального языка способствуют развитию вкуса, музыкальности, развивают основные музыкальные способности – слух, ритм, музыкальную память, двигательную реакцию на музыку. Уроки музыки способствуют социальной адаптации учащихся: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются  такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие. Задача учителя музыки – средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать.

Современный урок музыки становится все более популярным среди учеников, и одной из важных составляющих такого урока является включение современных треков. Музыкальная индустрия постоянно развивается, и слушать только классическую музыку уже не актуально. Включение современных музыкальных композиций на уроке музыки имеет ряд положительных аспектов. Во-первых, это помогает привлечь интерес учеников к предмету. Современные песни знакомы детям и подросткам, они слушают их ежедневно в интернете. Если учителю удалось найти популярную песню, которая имеет хороший музыкальный материал для анализа, это может вызвать больше эмоционального отклика учеников и заинтересовать их в изучении музыки. Во-вторых, современные песни помогают расширить кругозор учеников и показать им разнообразие жанров и стилей в современной музыке. Это может быть особенно полезным для тех, кто ранее не был знаком с определенными жанрами или стилями. Ученики могут узнать о новых исполнителях и даже начать самостоятельно исследовать их творчество

Современный урок музыки стал невероятно интересным и доступным благодаря использованию новых технологий и программ. Сегодня музыкальные инструменты можно изучать не только в классе, но и дома, с помощью специальных приложений и онлайн платформ. Это позволяет ученикам самостоятельно осваивать игру на гитаре, фортепиано или других инструментах. Также существуют программы, которые помогают развить слух и музыкальное чутье. Они предлагают упражнения на распознавание нот, аккордов, ритма и даже возможность создания своей собственной музыки. Это отличная возможность для учеников проявить свою творческую сторону и развить музыкальные навыки. С помощью виртуальных инструментов можно исполнять мелодии на различных инструментах просто сидя за компьютером или используя MIDI-контроллер. Такие программы обладают широким ассортиментом звуковых эффектов и возможностей, что делает процесс обучения более увлекательным. Безусловно, использование новых технологий и программ на уроках музыки открывает широкие возможности для развития музыкальных способностей учеников

Современный урок музыки становится все более интересным и разнообразным благодаря включению изучения современных жанров и стилей. Это позволяет ученикам расширить свои музыкальные горизонты, ознакомиться с новыми звуками и выразительными средствами. На уроках музыки в настоящее время акцент делается не только на классической музыке, но и на популярных жанрах, таких как рок, джаз, хип-хоп, электронная музыка и другие. Ученики изучают основные характеристики каждого жанра, его историю и ключевых представителей. Они анализируют структуру композиций, выделяют особенности инструментального и вокального исполнения. Изучение современных жанров помогает ученикам лучше понять современную культуру и общество. Они узнают о социальном контексте создания музыки, ее роли в выражении эмоций и передаче сообщений. Это способствует развитию критического мышления и эстетического восприятия музыки. Кроме того, изучение современных жанров позволяет ученикам развивать свои творческие навыки. Они могут экспериментировать с созданием собственной музыки в стиле, который им ближе и интереснее всего

На современном уроке музыки можно рассмотреть целый ряд актуальных тем и проблем, связанных с этим искусством. Одной из таких тем является развитие и использование новых технологий в музыкальном образовании. Сегодняшние уроки музыки все чаще включают компьютерные программы, электронные инструменты и звукозаписывающее оборудование. Обучение школьников использованию этих новых инструментов может помочь им в создании собственной музыки и расширении своего творческого потенциала. Еще одной актуальной темой на уроке музыки может быть изучение различных жанров и стилей. Учащимся предлагается ознакомиться с классической музыкой, джазом, роком, поп-музыкой и другими жанрами, чтобы развить свои предпочтения в музыке и расширить свой кругозор.

Кроме того, на уроке музыки можно обсудить социальные проблемы через тексты песен или анализировать политическую значимость определенных музыкальных произведений. Это поможет учащимся развить свое критическое мышление и понять, как музыка может быть средством выражения социальных и политических убеждений

Современный урок музыки играет важную роль в развитии творческого мышления у учащихся. Вместо традиционного подхода, основанного на механической практике и запоминании нот, современные методы обучения ставят акцент на самостоятельное творчество и экспериментирование. На современном уроке музыки учащиеся имеют возможность использовать различные инструменты и программное обеспечение для создания своей собственной музыки. Они могут комбинировать звуки, изменять их тональность и ритм, добавлять эффекты. Такой подход позволяет развивать не только навыки игры на инструменте, но и креативность, воображение и оригинальность мышления. Создание собственной музыки на уроке также способствует развитию композиционных навыков. Обучающимся предлагается экспериментировать с аранжировкой звуковых фрагментов, создавая гармоничные композиции. Это помогает им осознать принципы композиции и структуры музыки. Современный урок музыки также способствует развитию коллективного творчества. Ученики учатся работать в группах, сотрудничая друг с другом при создании музыкальных произведений

Особенностью современного урока музыки является:

  • организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников (ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы);

  • использование современных образовательных технологий;

  • использование нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.п.;

  • использование техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • индивидуальный подход к каждому ученику;

  • использование разных видов деятельности;

  • развитие у детей креативного мышления;

  • воспитание думающего ученика-интеллектуала, развитие познавательной активности ученика;

  • сотрудничество, взаимопонимание, атмосфера радости и увлеченности.

Современный урок музыки - это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг учащегося, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры обучающегося является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Преемственность внеклассной работы с общей направленностью уроков музыки, целью и ведущими задачами музыкального образования.

Общие принципы организации занятий в системе школьного дополнительного образования - музыкальных кружках и студиях (хор, оркестр, ансамбль, фольклорный коллектив, кружок ритмики, бального танца, музыкально-театральный кружок, детская оперная студия и т.д.). Индивидуальный подход к детям – членам кружка, изучение способностей и возможностей, планирование перспективы их музыкального развития; составление репертуара кружка, отвечающего интересам детей и сочетающего в себе задачи ближней, средней и дальней перспективы; развитие общей музыкальной культуры и специальных творческих способностей, связанных с конкретным видом музыкальной деятельности детей. Направленность на достижение одного из главных результатов занятий – ощущение себя (ребенка) Художником, участником творческого процесса. Критерии и показатели состоявшегося художественного коллектива.

Массовые формы внеклассной музыкально-воспитательной работы: общешкольные праздники, лекции-концерты, Международный День Музыки (1 октября), детская филармония, музыкальный театр, Неделя Музыки, Неделя искусства родного края, юбилейные музыкальные даты и пр.

Связь учителя музыки с деятельностью филармоний, театров, музыкального общества и организация внешкольной музыкально-воспитательной работы. Участие школьных музыкальных коллективов в смотрах, конкурсах, фестивалях разных уровней.

Система общего музыкального образования включает в себя наряду с обязательными уроками музыки разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы с учащимися, основанные на принципе добровольности. Задача заключается в том, чтобы школа, внешкольные учреждения предоставили каждому ребен­ку максимальную возможность реализовать свои музыкальные ин­тересы, потребности, влечения в той или иной области музы­кального искусства.

Как во внеклассных, так и во внешкольных занятиях существу­ют такие стабильные формы, как хоровые, оркестровые коллекти­вы, ансамбли, музыкальные классы, студии, разнообразные клуб­ные объединения учащихся, создаваемые в соответствии с их му­зыкальными интересами, а также музыкальные театры и т.д. Все эти формы отличает достаточно устойчивый контингент занимаю­щихся в них детей, которые сами или с помощью родителей выбрали для себя наиболее привлекательный вид музыкальной деятельности.

Такого рода формы музыкальных занятий системны по своему содержанию, они строятся по определенной учебной программе, рассчитанной на несколько лет обучения.

К другим формам внеклассной и внешкольной музыкальной работы относятся так называемые массовые музыкально-просве­тительские формы, проводимые школой или внешкольным уч­реждением. Это — разнообразные музыкальные праздники, лек­ции-концерты, музыкальные игротеки и др. Их главное отличие от стабильных форм внеклассной и внешкольной работы заклю­чается в том, что они ориентированы на всех без исключения детей. Такие формы работы, как правило, нерегулярны, за ис­ключением всякого рода «абонементов». Цель таких занятий — пробудить у учащихся интерес к музыке и музыкальным заняти­ям, способствовать расширению их музыкального кругозора.

Каждая форма внеклассной и внешкольной работы обладает уникальными, только ей присущими возможностями привлече­ния учащихся к музыке, раскрытия перед ними богатства и мно­гообразия музыкального искусства, формирования у них потреб­ности в общении с ним. Однако, как бы ни были велики их воз­можности, только в своей совокупности с уроками музыки они способны обеспечить наиболее полное использование всех ресур­сов, которыми располагает школа или внешкольное учреждение.

Наиболее полно внеклассная музыкальная работа организова­на в учреждениях общеобразовательного типа с музыкально-эсте­тической направленностью или в учреждениях, имеющих классы с углубленным изучением музыки. Для таких школ характерны: ярко выраженная музыкально-эстетическая доминанта всей школьной жизни, наличие индивидуального учебного плана школы, в кото­ром предметы музыкально-эстетического цикла включены в ос­новной (базовый) компонент, создание насыщенной музыкаль­но-эстетической среды.

Важное значение для результативности внеклассной и вне­школьной работы имеет совместная музыкальная деятельность учительского коллектива, детей и их родителей, которая прояв­ляется в их объединениях в исполнительские коллективы, в со­здании музыкальных театров, в проведении лекций-концертов, музыкально-литературных композиций, в совместном посещении музыкальных спектаклей, концертов с их последующим обсужде­нием и т.д.

Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимают детские музыкальные школы. Они могут иметь самостоятельный статус внешкольного музыкального учреждения или создаваться на базе общеобразовательного учебного заведения.

Детские музыкальные школы призваны решать двоякую зада­чу: давать учащимся систему музыкальных знаний, умений и на­выков, целенаправленно расширяя и обогащая музыкальный опыт, приобретаемый ими на обязательных уроках музыки, и в то же время готовить наиболее одаренных из них к последующей про­фессиональной музыкальной деятельности. Такие школы служат тем базисом, на котором строится в дальнейшем профессиональное музыкальное образование. Программы музыкальных школ вклю­чают в себя комплекс музыкально-исполнительских, музыкаль­но-исторических и музыкально-теоретических дисциплин. Тем са­мым достигается всесторонность музыкального развития учащихся.

Говоря о формах внеклассной и внешкольной работы, нельзя не сказать и о регулярно проходящих в нашей стране музыкальных смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на лучших сценах города, про­водящего такие праздники. Подобные формы работы позволяют не только выявлять новые музыкальные таланты, но и распрост­ранять лучший музыкальный опыт организации внеклассной и внешкольной музыкальной работы.

Музыкальные конкурсы, фестивали, смотры часто организу­ются с помощью радио, телевидения, интернета, что дает возможность по­знакомиться с лучшими образцами детского музыкального твор­чества во всех регионах страны.

В целом внеклассная и внешкольная музыкальная работа при­звана осуществлять преемственность с уроками музыки, объединя­ясь с ними прежде всего целью, ведущими задачами и принципа­ми музыкального образования. Эта работа представляет собой от­крытую систему, чутко реагирующую на музыкальную жизнь стра­ны и мира в целом, на внутришкольные события, на конкретно выраженные музыкальные интересы и потребности детей разного школьного возраста.

Внеклассная и внешкольная музыкальная работа в силу своей специфики осуществляется особенно эффективно в тех случаях, когда она нацелена на поддержание интереса детей к музыке, на достижение и демонстрацию музыкально-творческих результатов в самых разных формах: от выступлений детей перед родителями или совместно с ними — до участия в разного рода музыкальных фестивалях и конкурсах.