Болгова Наталья Валентиновна,
учитель ОБЖ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Черногорска Республики Хакасия
Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС
В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.
Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО имеет своей целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения.
Поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что и в рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех универсальных действий, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных, познавательных.
Требования к структуре говорят о необходимости:
1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока делется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения).
2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом).
3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками.
4.Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала.
5.Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.
7.Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:
1. Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке).
3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения.
4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.
5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.
Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:
- урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;
-обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;
- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;
- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:
1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.
2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.
3. Необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).
4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
5.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.
Современные требования к уроку бывают трёх видов:
1. Дидактические:
- чёткое определение места урока среди других уроков;
- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся;
- учёт принципов целостного педагогического процесса;
- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения;
- наличие межпредметных связей.
2. Воспитательные и развивающие:
- формирование памяти, внимания и мышления учащихся;
- воспитание нравственных качеств личности;
- развитие познавательного интереса и мотивов;
- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения;
- развитие творческих способностей;
- создание проблемной ситуации.
3. Организационные:
- наличие продуманного плана проведения урока;
- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока);
- создание рабочей дисциплины;
- использование средств обучения и информационных технологий;
- завершённость урока, его гибкость и подвижность.
Одним из современных методов обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО является интерактивный подход. Это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к ученику как к личности.
Перед каждым учителем стоит задача внедрить наиболее эффективные практико - ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
работа в малых группах
обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления,);
изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов, «Синквейн»; блиц-опрос);
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», дебаты, симпозиум, интервью);
разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Аквариум», «Переговоры и медиация»,)
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на
результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается
не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Каковы же требования, предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ?
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – учащиеся;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
Основные типы уроков по предмету ОБЖ.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и
первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью
выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и
т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,
смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и
навыками.
Методы и формы современного урока:
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (интеграция)
Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по
предмету ОБЖ,
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки,
схемы, демонстрационные таблицы);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Подготовка к уроку с использованием технологических карт.
Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него, то есть с технологической
карты урока.
Считаю возможным остановиться на тех интерактивных методах и приемах, которые использую на различных этапах урока.
«Да-нетка»
Или Универсальная игра для всех.
Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.
«Да-нетка» учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
-слушать и слышать соучастников.
Например, на уроке «Планета Земля» загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
Это планета земной группы? - нет;
Это планета – гигант? – да;
Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; 4. Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
«Светофор»
При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу или верный и неверный ответ.
Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть несколько совершенно разных типов устного опроса – назовем их условно А, Б, В.
Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать.
Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать назубок. И здесь красный сигнал означает «я не знаю». Это сигнал тревоги. Это учащиеся как бы сам себе ставит 2 – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!»
При опросе типа Б - учитель задает творческие вопросы, на них учащийся не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает одно: «Хочу ответить». Красный – не хочу. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции учащегося: он вынужден снова фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу.
При опросе типа В учащимся даются верные или неверные утверждения, и они показывают соответствующий «светофор».
Например, урок на тему: «Атмосферное давление» начинается – Если вы согласны с утверждением, то показываете зеленый светофор, если нет – красный:
В состав воздуха входит водород
Кислород поддерживает горение
Примесей в воздухе больше 10%;
Азот необходим для дыхания;
Воздух сжимаем и упруг;
Воздух занимает место;
Воздух хорошо проводит тепло;
При нагревании воздух сжимается; - При охлаждении воздух сжимается; - Пуховое одеяло греет человека.
Метод «Заверши фразу», который можно использовать на каждом занятии, с него начинается организация взаимодействия учителя с учащимися. Требования к реализации метода:
1. Участвует весь класс.
2. Необходимое оборудование: тетради, ручки.
1. Продолжительность – 7-10 минут.
Порядок реализации метода:
1. Предлагаю за 2 минуты завершить письменную фразу, например: «Дорога – это…»,
2. После этого каждому предоставляется возможность представить свой вариант завершения фразы
Метод «Ассоциации» направлен на развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности.
Требования к реализации метода:
1. Участвует весь класс.
2. Лист ватмана, 2-3 фломастера.
3. Продолжительность 10 минут.
Порядок реализации метода:
1. Знакомлю с сущностью метода: к предложенному понятию подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие,; из составленного смыслового ряда выделить те слава, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.
2. Предлагаю понятие для рассмотрения, например: безопасность, транспорт и т.п., и записываю его на листе ватмана или на доске.
3. В течение 1-2 минут учащиеся подбирают 2-3 слова и записать их в своей тетради.
4. Поочередно предлагаю всем учащимся назвать свои ассоциации, фиксирую неповторяющиеся на листе, а учащиеся в своей тетради.
5. После всех называю и записываю свои ассоциации.
6. Теперь зачитываю весь ряд и прошу учащихся выделить 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.
7. Учащиеся по очереди зачитывают свой выбор, ставлю над ним точку. Отмечаю и свой выбор. Учащиеся делают это в тетради.
8. Выделяем вместе те слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов.
9. Затем анализируем полученный результат – насколько полно и точно выделенные слова отражают сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.
10. 10 Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываю сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.
Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ.
Метод «Алфавит» эффективен при закреплении изученной темы, на этапе обобщения.
Его назначение – развитие сознания, мышления, интеллекта через организацию смыслотворчества, мыследеятельности, творческой познавательной деятельности.
Требования к реализации метода:
1. Участвует весь класс.
2. Необходимое оборудование: лист ватмана, на котором сверху вниз записан алфавит, кроме тех букв, с которых слова не могут начинаться, 2-3 маркера.
Порядок реализации метода:
1. Предлагаю учащимся тему «Загрязнение среды обитания» и вывешиваю технологическую карту на доску.
2. Этап 1- смыслотворчества – заполнить технологическую карту – вписать маркером в каждую строку начинающиеся с соответствующей буквы алфавита слова, раскрывающие смысл изученного понятия.
Учащиеся поочередно вписывают в технологическую карту свои понятия. Каждый может записать от одного до нескольких понятий, вслух называя их. Можно выходить несколько раз.
Заполнение технологической карты заканчиваем тогда, когда у нее побывали все учащиеся и на каждую букву записано хотя бы одно слово.
2 этап – аналитический. Предлагаю из всех записанных на технологической карте понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность закрепляемого понятия.
3 этап – рефлексивный. Алгоритм рефлексии может быть и таким:
- Зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно изменилось?
- Определите причины этого состояния.
- Оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.
Высказываются каждый участник метода.
Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Его можно использовать с учащимися любого возраста.
Метод «Синквейн» – это стихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу (Козлова, 2000).
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
первая строка – название синквейна – одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдёт речь в синквейне;
вторая строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие признаки и свойства предмета или объекта;
третья строка – три глагола, описывающие характерные действия;
четвертая строка – фраза на тему синквейна;
пятая строка – суть предмета или объекта (одно существительное или фраза).
Например,
Огонь Сильный, стремительный Охватывает, губит, уничтожает Распространяется быстро, превращая все в пепел. Пожар | Служба Опасна, трудна Спасает, защищает, выручает Готова встретиться с бедой – огнём Охрана |
Кроме этого, с помощью тестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку, выявлять угрозу собственной безопасности и определять порядок действий в экстремальной ситуации, закрепляю полученные ранее знания, учу применять их и развиваю творческое мышление, объективно проверяю уровень полученных знаний путем усложнения тестовых заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, что тестовые задания на моих уроках служат не только инструментом проверки знаний учащихся, но и средством их развития, а также способствуют выработке навыков применения полученных знаний.
Заключение
Так что же представляет из себя современный урок Основ безопасности
жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
- урок, содержащий разные виды деятельности;
- урок, на котором ученику должно быть комфортно;
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной
активности ученика;
- современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего
ученика-интеллектуала.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=17728
https://videouroki.net/razrabotki/sovriemiennyi-urok-obzh-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html
https://edu-time.ru/pub/107702