СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС»

Болгова Наталья Валентиновна,

учитель ОБЖ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Черногорска Республики Хакасия



Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС


В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО имеет своей целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения.

Поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что и в рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех универсальных действий, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Требования к структуре говорят о необходимости:


1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока делется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства ее достижения).

2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг с другом).

3. Связать данный урок с предыдущим и последующими уроками.

4.Отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала.

5.Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала.

7.Найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.


Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующему:


1. Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимо заблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объем и сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные виды работ на уроке).

3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения.

4. Обеспечить разнообразие типов урока в системе уроков по данной теме.

5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя, что позволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.


Существуют определенные требования к содержанию урока и процессу учения:


- урок должен быть воспитывающим. Это означает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитания учащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;


-обязательно выполняются требования, вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основ науки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентировать их в выборе профессии;

- процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;

- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.


Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:


1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темы и ритм урока должны быть оптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.

3. Необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).

4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.

5.Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

6. Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся.


Современные требования к уроку бывают трёх видов:


1. Дидактические:


- чёткое определение места урока среди других уроков;

- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся;

- учёт принципов целостного педагогического процесса;

- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения;

- наличие межпредметных связей.


2. Воспитательные и развивающие:


- формирование памяти, внимания и мышления учащихся;

- воспитание нравственных качеств личности;

- развитие познавательного интереса и мотивов;

- соблюдение преподавателем педагогического такта, выдержки и терпения;

- развитие творческих способностей;

- создание проблемной ситуации.



3. Организационные:


- наличие продуманного плана проведения урока;

- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока);

- создание рабочей дисциплины;

- использование средств обучения и информационных технологий;

- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Одним из современных методов обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО является интерактивный подход. Это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к ученику как к личности.

Перед каждым учителем стоит задача внедрить наиболее эффективные практико - ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  • работа в малых группах

  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  • внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления,);

  • изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов, «Синквейн»; блиц-опрос);

  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», дебаты, симпозиум, интервью);

  • разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Аквариум», «Переговоры и медиация»,)


Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на

результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается

не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.


Каковы же требования, предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ?

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и

одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- время-сбережение и здоровье-сбережение;

- в центре внимания урока – учащиеся;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль

класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;


Основные типы уроков по предмету ОБЖ.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и

первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа,

собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью

выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и

т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,

смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и

навыками.


Методы и формы современного урока:

- метод проектов;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии (интеграция)

Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

- создание презентаций к урокам;

- работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

- использование готовых обучающих программ;

- разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по

предмету ОБЖ,

Возможности ИКТ:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки,

схемы, демонстрационные таблицы);

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.


Подготовка к уроку с использованием технологических карт.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него, то есть с технологической

карты урока.

Считаю возможным остановиться на тех интерактивных методах и приемах, которые использую на различных этапах урока.


«Да-нетка»

Или Универсальная игра для всех.

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

«Да-нетка» учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

-слушать и слышать соучастников.

Например, на уроке «Планета Земля» загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:

  1. Это планета земной группы? - нет;

  2. Это планета – гигант? – да;

  3. Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; 4. Это самая большая планета? – да.

  4. Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.


«Светофор»

При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу или верный и неверный ответ.

Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть несколько совершенно разных типов устного опроса – назовем их условно А, Б, В.

Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать.

Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать назубок. И здесь красный сигнал означает «я не знаю». Это сигнал тревоги. Это учащиеся как бы сам себе ставит 2 – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!»

При опросе типа Б - учитель задает творческие вопросы, на них учащийся не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает одно: «Хочу ответить». Красный – не хочу. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции учащегося: он вынужден снова фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу.

При опросе типа В учащимся даются верные или неверные утверждения, и они показывают соответствующий «светофор».

Например, урок на тему: «Атмосферное давление» начинается – Если вы согласны с утверждением, то показываете зеленый светофор, если нет – красный:

  • В состав воздуха входит водород

  • Кислород поддерживает горение

  • Примесей в воздухе больше 10%;

  • Азот необходим для дыхания;

  • Воздух сжимаем и упруг;

  • Воздух занимает место;

  • Воздух хорошо проводит тепло;

  • При нагревании воздух сжимается; - При охлаждении воздух сжимается; - Пуховое одеяло греет человека.


Метод «Заверши фразу», который можно использовать на каждом занятии, с него начинается организация взаимодействия учителя с учащимися. Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Необходимое оборудование: тетради, ручки.

1. Продолжительность – 7-10 минут.

Порядок реализации метода:

1. Предлагаю за 2 минуты завершить письменную фразу, например: «Дорога – это…»,

2. После этого каждому предоставляется возможность представить свой вариант завершения фразы


Метод «Ассоциации» направлен на развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности.

Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Лист ватмана, 2-3 фломастера.

3. Продолжительность 10 минут.

Порядок реализации метода:

1. Знакомлю с сущностью метода: к предложенному понятию подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие,; из составленного смыслового ряда выделить те слава, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

2. Предлагаю понятие для рассмотрения, например: безопасность, транспорт и т.п., и записываю его на листе ватмана или на доске.

3. В течение 1-2 минут учащиеся подбирают 2-3 слова и записать их в своей тетради.

4. Поочередно предлагаю всем учащимся назвать свои ассоциации, фиксирую неповторяющиеся на листе, а учащиеся в своей тетради.

5. После всех называю и записываю свои ассоциации.

6. Теперь зачитываю весь ряд и прошу учащихся выделить 2-3 слова, которые, по их мнению, наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

7. Учащиеся по очереди зачитывают свой выбор, ставлю над ним точку. Отмечаю и свой выбор. Учащиеся делают это в тетради.

8. Выделяем вместе те слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов.

9. Затем анализируем полученный результат – насколько полно и точно выделенные слова отражают сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

10. 10 Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываю сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.


Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ.

Метод «Алфавит» эффективен при закреплении изученной темы, на этапе обобщения.

Его назначение – развитие сознания, мышления, интеллекта через организацию смыслотворчества, мыследеятельности, творческой познавательной деятельности.

Требования к реализации метода:

1. Участвует весь класс.

2. Необходимое оборудование: лист ватмана, на котором сверху вниз записан алфавит, кроме тех букв, с которых слова не могут начинаться, 2-3 маркера.

Порядок реализации метода:

1. Предлагаю учащимся тему «Загрязнение среды обитания» и вывешиваю технологическую карту на доску.

2. Этап 1- смыслотворчества – заполнить технологическую карту – вписать маркером в каждую строку начинающиеся с соответствующей буквы алфавита слова, раскрывающие смысл изученного понятия.

Учащиеся поочередно вписывают в технологическую карту свои понятия. Каждый может записать от одного до нескольких понятий, вслух называя их. Можно выходить несколько раз.

Заполнение технологической карты заканчиваем тогда, когда у нее побывали все учащиеся и на каждую букву записано хотя бы одно слово.

2 этап – аналитический. Предлагаю из всех записанных на технологической карте понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность закрепляемого понятия.

3 этап – рефлексивный. Алгоритм рефлексии может быть и таким:

- Зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно изменилось?

- Определите причины этого состояния.

- Оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.

Высказываются каждый участник метода.

Метод «Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Его можно использовать с учащимися любого возраста.




Метод «Синквейн» – это стихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу (Козлова, 2000).

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

  1. первая строка – название синквейна – одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдёт речь в синквейне;

  2. вторая строка  два слова (прилагательные или причастия), описывающие признаки и свойства предмета или объекта;

  3. третья строка – три глагола, описывающие характерные действия;

  4. четвертая строка – фраза на тему синквейна;

  5. пятая строка – суть предмета или объекта (одно существительное или фраза).

Например,

  1. Огонь

  2. Сильный, стремительный

  3. Охватывает, губит, уничтожает

  4. Распространяется быстро, превращая все в пепел.

  5. Пожар

  1. Служба

  2. Опасна, трудна

  3. Спасает, защищает, выручает

  4. Готова встретиться с бедой – огнём

  5. Охрана



Кроме этого, с помощью тестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку, выявлять угрозу собственной безопасности и определять порядок действий в экстремальной ситуации, закрепляю полученные ранее знания, учу применять их и развиваю творческое мышление, объективно проверяю уровень полученных знаний путем усложнения тестовых заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, что тестовые задания на моих уроках служат не только инструментом проверки знаний учащихся, но и средством их развития, а также способствуют выработке навыков применения полученных знаний.



Заключение

Так что же представляет из себя современный урок Основ безопасности

жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Это:

- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

- урок, содержащий разные виды деятельности;

- урок, на котором ученику должно быть комфортно;

- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной

активности ученика;

- современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего

ученика-интеллектуала.


Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.






ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=17728


  1. https://videouroki.net/razrabotki/sovriemiennyi-urok-obzh-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html


  1. https://edu-time.ru/pub/107702