Слайд 1
Тема: «Особенности формирования универсальных учебных действий на первой ступени обучения в соответствии с ФГОС»
Слайд 2
Номинация: «Современный урок русского языка в 3 классе в соответствии с ФГОС»
Учитель начальных классов первой категории
Дель Екатерина Анатольевна
Слайд 3
Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К. Д. Ушинский
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Эти возможности обеспечиваются тем,
Слайд 4
что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Слайд 5
В основу моей деятельности положен системно - деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Слайд 6
Учитель в образовательном процессе должен реализовать ряд важных условий:
- создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;
- обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат;
- развитие рефлексивных умений учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использование метода совместных (учитель - ученик; ученик - другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития;
- предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
Слайд 7
Сказанное выше определило проблему, над которой я работаю уже два год. Цель её - выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Слайд 8
Примером может послужить урок русского языка, тема урока: «Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, разделительного мягкого знака, мягкого знака, удвоенных согласных в корне слова.
Слайд 9 Тип урока повторение.

Слайд 10 ЗАДАЧИ
формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки;
уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
расширять словарный запас учащихся;
развивать внимание, мышление, речь учащихся.
формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;
развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Слайд 11
Прежде чем планировать урок, я четко для себя определяю, что должна получить в конце урока, то есть за основание беру конечный результат, а уже отсюда определяю какие формы, методы будут применяться на уроке. Определяю с помощью, каких средств необходимо воздействовать на деятельность учащихся для достижения результата. Определяю, какой вид учебной деятельности будет присутствовать на уроке.
Первостепенная задача учителя - создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД. Если принять эту задачу и понять, что необходимо для ее реализации, то о формировании УУД может идти речь уже на
Слайд 12
1.организационном этапе урока.
(дети произносят хором)
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
У. - Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно? Выскажите свои мысли
Формированию УУД каких видов способствует данный вопрос?
В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения у обучающихся формируются регулятивные УУД:
- ребята будут осуществлять самоконтроль;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.
У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
Слайд 13
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Значит, прежде всего, на этом этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик проанализировал, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Какие средства могут быть использованы на данном этапе урока?
Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий диалог. Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;
Подводящий диалог. Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
2.Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся; приём «актуальности»).
Стараюсь создать условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у ребят формируется готовность и способность принимать, осмысливать, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.
На данном этапе урока использую фронтальную работу Подводящий диалог.
-О чём вам говорит эта иллюстрация?
-Что вы знаете об олимпийских кольцах?
- Объясните смысл слова пятиборье.
- В виде чего вы представляете пятиборье на уроке русского языка?
( 5 заданий, 5 изученных правил)
- Сформулируйте … Тема нашего урока: «5 изученных правил».
Исходя из темы урока, какую цель можем поставить перед собой?
(как вы думаете, почему люди пишут с ошибками)
Цель:
- показать своё умение в применении этих правил на практике.
- узнать больше об Олимпийских играх
Слайд 14
Следующий этап: 3. Актуализация опорных знаний.
Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения.
Во время соревнований мы с вами познакомимся с некоторыми зимними видами спорт, входящими в программу Зимних Олимпийских игр.
-А КТО ЗНАЕТ ЦЕННОСТИ Олимпийских игр?
Ценности Олимпийских игр: СОВЕРШЕНСТВО, ДРУЖБА, УВАЖЕНИЕ
Я подбираю вопросы, которые могут способствовать формированию личностных УУД:
Слайд 15
На данных этапах формируются
личностные УУД:
- учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
коммуникативные
- строят понятные им высказывания, формулируют простые выводы
Слайд 16
4.Закрепление предметных умений
-А кто знает, в какой стране будут проходить эти Олимпийские игр?
РОССИЯ
- А какие ещё вы знаете слова с удвоенными согласными?
Сумма, суббота, класс, шоссе, бассейн, пассажир, коллектив.(запись на доске и в тетрадях)
- О чём задумался Незнайка, глядя на эти слова?(докажи свой ответ) перенос
Открывается словарное слово Хоккей (полный анализ слова , РАБОТА СО СЛОВАРЁМ
На своих уроках уделяю внимание работе с текстом, которая играет важнейшую роль в формировании УУД. Ребята учатся искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
- Определить тему текста (обосновать правильность выбора)
- Рассказать, что вы для себя открыли нового из этого текста
Слайд 17
На данном уроке я использую работу в малых группах, парах . Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до собеседников, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к мнению своих товарищей.
Использование взаимоконтроля позволяет мне решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии следующий прием: «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
Работа над предложением ( Работа в парах )
Сочи – это адин балшой пляш вдоль пабирежя чорного моря .
У.- Как проверяли?
Д.- изменяли слова так, чтобы после согласного стоял гласный
Слова: большой, побережье
У.- Как проверяли?
Д.- Подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемый звук стоял под ударением.
Слова: один, чёрного
У.- Как проверяли?
Д.- их надо запомнить , это словарные слова
Слова: большой, побережье
У.- Какие опасные места ещё есть в этих словах?
Д.- ь и ь- разделительный знак.
У.- Докажи свой ответ(фонетика)
Слайд18
Слайд 19
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические в зависимости от темы урока). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора.
Игра «Будь внимательным». (Одновременно работают на ноутбуке.)
У.– ребята я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
У.– Внимательно прочитайте текст и назовите словарные слова.
У.- Докажи свой ответ
Запишите эти слова в тетрадь.
Оцените работу вашей группы на данном этапе.
Одновременно вставляют пропущенные буквы на слайде, работая с ноутбукком.
-Вставить и объяснить пропущенные буквы (группы сменного состава)
Д.рев.я, цв.ты, кустарники растут буквально на каждом шагу.
Курорт Сочи обладает большими запасами л.чебных грязей.
Сочи — лучшее место для реабилитации сп.ртсменов.
Мя.кая и тёплая п.года привл.кат. многочисленных туристов,
которые едут туда не только со всех концов России, но и со всего мира. Сочи, не только м.рской курорт, а горо., в котором пройдут зимние олимпийские игры.
Слайд 20
Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют здоровье сберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных сложных задач современной школы.
Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательно провожу общие физминутки, физминутки для глаз, пальчиковую гимнастику.
Слайд 21
На уроке я реализую исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. В ходе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные умения. Ребята учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Дети учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать свое мнение, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Индивидуальная работа строится по алгоритму:
Найти информацию (о талисмане о.и.)
Проанализировать (для чего, зачем, почему)
Запомнить
Выдать информацию (составить рассказ)
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.
Слайд22
Этап урока: Подведем итога урока. Рефлексия
-Я научился…
-Я узнал на уроке…
-Мне было трудно, когда…
-Мне было интересно…
На этом этапе урока ребята: формулируют простые выводы т.е, Коммуникативные УУД
обосновывают и оценивают собственную деятельность , отделяют знания от незнания и прогнозируют будущую деятельность -Познавательные УУД
оценивают правильность выбора языковых средств устного общения на уроке -Регулятивные УУД
осознают необходимость самосовершенствования , выражают желание осваивать новые знания- Личностные УУД
Слайд 23
На уроке использовались различные технологии:
что делает урок зрелищным, интересным, помогает привлечь ученика к сотрудничеству. Это позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. А так же способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Слайд 24
2кл. | Кол-во учащихся | На "5" | На "4" | На "3" | На "2" | Успеваемость % | Качество знаний % |
3четв. | 14 | 0 | 7 | 2 | 5 | | |
4 четв. | 14 | 2 | 7 | 2 | 3 | | |
3кл | |
1 четв. | 14 | 2 | 9 | 2 | – | 100% | |
2 четв. | 14 | 2 | 9 | 2 | _ | 100% | |
Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.
Слайд 25
Спасибо за внимание!