СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в малокомплектной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности организации уроков русского языка в малокомплектонй школе.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в малокомплектной школе»

Выступление на РМО

Тема «Современный урок в условиях малокомплектных школ. Технологии и методики преподавания»



Учитель Русского язык: Дудина Светлана Николаевна

Учитель МБОУ Павло-Антоновская ООШ

Август, 2024



Особенности организации обучения в малокомплектной школе

в подавляющем большинстве сельских школ урок продолжает оставаться основной формой организации образовательного процесса. Одновременно происходят расширение целевых установок и изменение некоторых существенных признаков урока. Эти тенденции наблюдаются в первую очередь в связи со специфическими особенностями малочисленных отдаленных школ, среди них:
-замкнутый и ограниченный социум;
-малочисленный состав и как следствие дефицит общения учащихся;
-более низкий образовательный уровень населения;
-сверхопека (гиперопека) учителем учащихся и др.
Наличие названных проблем влечет за собой невысокий уровень развития у обучающихся коммуникативных умений, когнитивных структур, познавательного интереса. Если в классе всего 2‑3 ученика и все они с низкой мотивацией к учению и низким уровнем логических способностей, то есть ученики не готовы быть активными помощниками учителя на этапе открытия нового знания, не могут осуществлять само- и взаимоконтроль, требуют неоднократного повторения ранее изученного материала, не имеют образцов правильного выполнения заданий, грамотной речи и т. п., то учитель испытывает дополнительные трудности при разработке и проведении уроков в этом классе.


Малое количество учащихся приводит к тому, что каждый из них все 45 минут урока находится под пристальным вниманием учителя, отвечает (выходит к доске) не только каждый день, но и по нескольку раз за один урок. Учитель имеет возможность проверить не только конечный результат работы каждого ученика, но в поле его зрения и промежуточные шаги выполнения задания. Сверхактивность и повышенное нервное напряжение могут привести к психологическому дискомфорту ученика. При планировании урока учителю необходимо предусмотреть такую последовательность этапов и чередование форм работы, которые позволили бы уменьшить негативные следствия малочисленности класса.

Моделирование урока в малокомплектной школе должно не только учитывать особенности организации образовательного процесса в учреждениях этого типа, но также отражать тенденции современного образования: обновление содержания, системно-деятельностный подход в обучении, гуманизация, гуманитаризация образовательного процесса, личностно ориентированную направленность, использование новых образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий и другие инновации образования.


В условиях малой школы учителю легче осуществлять: индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений; личностно - ориентированный подход в обучении , при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг друга; больше возможности практической направленность учебной деятельности учащихся. Как правило в малокомплектной школе обучение строится в разновозрастных классах одновременно (1-4) (2-3) (1-2-3) (1-2-3-4), таким образом постоянно осуществляется работа в группах, парах.

В малокомплектной остро стоит вопрос: как планировать урок? Урок в малокомплектной школе- это такая форма организации деятельности учащихся, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них. Учитель использует виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения.

Технологическая карта позволяет: организовать эффективный учебный процесс обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения существенно сократить время на подготовку учителя к уроку спроектировать учебный процесс по темам

Виды уроков 1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Существует множество эффективных видов работы учеников, применяемых учителем при работе с учениками в процессе обучения. Самостоятельная работа является одним из видов деятельности на уроке, на которую нужно обращать особое внимание учеников.

Самостоятельная работа – это один из видов работы учащихся, причем не только на уроке. К тому же это вид работы, без которого не может обойтись ни один учитель независимо от своих целей, форм преподавания и методов. Поэтому проблема эффективности самостоятельной работы является актуальной для всех практикующих преподавателей. В том числе и для преподавателей малокомплектных школ. Одним из ключей к повышению эффективности является повышение мотивации к самостоятельной деятельности, повышение интереса учащихся. Таким способом является, например, применение наглядности при самостоятельной работе. При этом повышение эффективности вызвано не только повышением мотивации к обучению, но и особенностями психологии детей и подростков. Ведь, как известно, максимальное количество информации запоминается учениками, если информация воспринимается органами зрения. Приведем примеры средств наглядности, которые может применять учитель при самостоятельной деятельности учащихся. К ним можно отнести дидактический материал. Особенно широко этот вид наглядного материала применяется в малокомплектной школе. В дидактическом материале указываются задания, причем делается это с помощью рисунка, графика, схемы, т. е. задание формулируется не словесно (или не только словесно), а схематически. Этот вид работы намного интереснее для учащихся, чем стандартная формулировка заданий в учебнике. Такой вид работы развивает наблюдательность школьников, позволяет увидеть практическое применение полученных ими знаний. А если на данном уроке целью учителя является проверка знаний, умений и навыков учеников, плюсом дидактического материала является большое число его вариантов. А в условиях малокомплектной школы задания могут стать индивидуальными. Также в качестве наглядных пособий в малокомплектных школах применяется наглядный раздаточный материал. Это различные плакаты, схемы, картины, макеты, модели, гербарии, коллекции и другие средства наглядности. Их применяют в основном на уроках, целью которых является объяснение нового материала или его закрепления. Особую актуальность эти средства наглядности приобретают в условиях малокомплектной школы, ведь в таких условиях практический каждый ученик может достаточно подробно разглядеть предлагаемое средство наглядности. Такой вид работы позволяет ученикам лучше воспринимать предлагаемую информацию, а также вспомнить материал при его закреплении и проверке. Также очень интересным может быть применение на уроках таких средств наглядности, как учебные слайды, учебные фильмы, телепередачи.

 

Современные образовательные технологии, используемые в МКШ

1.     Технология развития критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

 На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

 Основные методические приемы развития критического мышления

 1.         Прием «Кластер»

 2.         Таблица

 3.         Учебно-мозговой штурм

 4.         Интеллектуальная разминка

 5.         Зигзаг, зигзаг -2

 6.         Прием «Инсерт»

 7.         Эссе

 8.         Приём «Корзина идей»

 9.         Приём «Составление синквейнов»

 10.       Метод контрольных вопросов

 11.       Приём «Знаю. /Хочу узнать…/Узнал…»

 12.       Да – нет

           13.         Приём «Чтение с остановками»

 14.       Приём «Взаимоопрос»

2.      Технология интерактивного обучения

Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.  Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.

К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:

1.Мозговые штурмы

2.Круглые столы (дискуссия, дебаты)

3.Деловые и ролевые игры

4.Мастер-классы

Однако есть и другие популярные методики, например, сократические диалоги, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое. Говоря о технических новинках, стоит рассказать, прежде всего, об интерактивных досках, главная функция которых – демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия.

3.Главная цель технологии развивающего образования состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом») [2]. Основой такой технологии является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учащихся вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Преподаватель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Также технология развивающего обучения предполагает, что преподаватель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учащимися в различных формах (доклад, комментарии, спор, доказательства, диалог и др.).

4.Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения

Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.

   В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

   В течение последних лет активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.

5. В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.

6. ИКТ - информационно-коммуникативные технологии.
Внедрение образовательных средств ИКТ и их возможности в организации предпрофильного и профильного обучения в МКШ будут иметь огромное значение для поднятия качества образования учащихся.
Вместе с тем развитие и применение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования значительно отстают от потребности.
Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.
7. Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением. Познавательные игры – это интерактивный метод, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Таким образом, вовлечение учащихся в социально значимые виды деятельности будет способствовать формированию у них положительных нравственных качеств, выработке качеств общественников, активных граждан.
 Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

   В разработке технологий обучения в МКШ, прежде всего, необходимо ориентироваться на принципы учета психолого-педагогических, физиолого-возрастных и других особенностей детей и подростков.  Конструирование   инновационных образовательных технологий не дань моде, а необходимость, продиктованная временем. Достижение целей образования, в том числе и цели присвоения научного метода познания, возможно только на основе технологического подхода к организации учебного процесса.