СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный открытый урок русского языка в начальной школе с использованием новых образовательных технологий по теме "Части слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке отражены основные УУД, формируемые в ходе изучения данной темы. Представлены несколько вариантов тестов в качестве контрольно-измерительных материалов.

Просмотр содержимого документа
«Современный открытый урок русского языка в начальной школе с использованием новых образовательных технологий по теме "Части слова".»

Конспект урока русского языка для 4 класса
по теме «Повторение. Состав слова»


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова.

Задачи: -развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный
запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
-воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства: учебник для 4 класса , автор В.П. Канакина;
девиз урока:«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
схема слова: корень, суффикс, окончание
рисунок ствола дерева, листочки деревьев;
тесты по теме «Повторение. Состав слова» - по вариантам;


Ход урока.
1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание – 
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.


  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?


  • Какое настроение вызывает у вас такая погода? 


  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? 


  • Надо просто улыбнуться. 


  • Дети повернитесь друг к другу и скажите:


Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.


-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.



2.Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться 

Улыбка никому не вредит. (японская пословица)

-Как вы понимаете данную пословицу?

3. Сообщение темы и целей урока.

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

-Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

-Как называется общая часть родственных слов? (корень)

-А какие части слова вы знаете ещё? (окончание, суффикс, приставка)

-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

-Ребята, а для чего надо знать части слова? 

(Чтобы правильно писать слова.)

-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока.

а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с 

упражнения «Найди «лишнее» слово».

Поле, полька, полюшко, полевод.

(Полька - не однокоренное слово.)

-Что такое корень?

Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет. 

(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

-Что такое приставка?

Носик, машинист, берёза, колечко.

(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

-Что такое суффикс?

-А какой части слова мы ещё не сказали?

-Что такое окончание?

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

- А с помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

б) Работа по учебнику.

Упр.279 стр.130

-Образуйте однокоренные слова и запишите их.

(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с указанием части речи;

Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой;

устно составляется предложение с одним из слов)
(Проверка)
- Какая часть в словах одинаковая и какие части разные? (корень)

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

5.Физкультминутка

(Индивидуальное задание у компьютера)


6.Повторение пройденного материала.

Упр.282

-Прочитайте,

-Спишите любое предложение. Разберите в нем каждое слово по составу.
(Проверка)


7. Самостоятельная работа. 

Тест по теме «Состав слова» -по вариантам. 

8. Подведение итогов.


  1. Какие части слова мы сегодня повторили?


  2. Какие части слова служат для образования новых слов? 


  3. Какие слова называются однокоренными? 


-Послушайте сказку:

-Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

(У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске). 

Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)

9. Рефлексия.

1. Урок был – полезный, познавательный… 

2. На уроке чувствовал себя…. 

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу...

10. Выставление оценок.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

11. Домашнее задание.

Упр.283,с. 131

Учитель
: Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

-Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

-Я благодарю вас за успешную работу на уроке. 

-Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!







Тест . Вариант 1.


1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова: 

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова: 

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) Повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы

б) рыбак

в) перелесок

г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса: 

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) Стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками: 

а) (по)горели

б) (по)горе

в) (за)болели

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок 

б) мышиный

в) смышленый

г) мышка















Тест. Вариант 2.

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова: 

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова: 

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы

б) рыбак

в) перелесок

г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса: 

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками: 

а) (от)боли

б) (за)грустил

в) (у)лететь

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) жалость 

б) жалоба

в) жалкий

г) жалить