СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки технологии составляют главную ступень в практической подготовке молодого поколения для современного общества.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в современной школе»

Современный урок в современной школе

Когда был этот сентябрь - сейчас или много лет назад, неважно. Первый у школьников урок технологии для меня, как учителя, всегда особенно значителен. В этот день в мастерские и кабинеты придут будущие педагоги, врачи, ученые, юристы, рабочие, технологи. Здесь, в стенах школы они сделают свой первый шаг в будущую взрослую трудовую жизнь. Сколько еще шагов на этом пути им предстоит сделать, но этот навсегда сохранится в памяти.

Так начинается у нас трудовое обучение. Нередко, говоря об уроках технологии, мы видим в них далеко не главную ступень в практической подготовке молодого поколения к участию в общественном производстве и забываем, что именно в школьных кабинетах технологии закладывается основа готовности к труду. Здесь, вместе с первыми навыками дети получают представления о современном производстве, учатся применять на практике полученные знания, развивать в себе творческие качества, фантазию, задатки конструктора, модельера, умельца, знакомятся с различными профессиями.

Во всем этом наша учительская роль – и самая важная, и самая незаменимая. Важная. согласитесь вы, да, но почему незаменимая? Да потому, что маленький человек должен самостоятельно дойти до всего. Мы же нередко буквально за руку тащим его: вот дескать, как надо! И тут я хочу выделить важную мысль – ребенок должен сделать все сам! А это не просто. Помимо теоретических знаний он должен обладать и практическими умениями, чтобы завершить начатое, уметь организовать свою работу, выбирать наиболее рациональный путь достижения цели. Еще с первых уроков необходимо создавать условия, способствующие формированию у детей таких качеств, как аккуратность в работе, бережливость, внимательное отношение к правилам безопасной работы.

Очень важно разбудить у школьника интерес к творчеству, исследованию, чтобы каждый урок для него был определенным путем для достижения положительных результатов. Одними беседами и наставлениями не обойтись. По-моему мнению, чем больше детский труд похож на взрослый, тем он интересней. И опыт работы убеждает нас в том, что изготовление изделий близких к реальным и настоящим, а не детским и игрушечным, действует на школьников лучше словесной агитации за труд. Одно из главных побуждений в любом деле – значимость и масштабность замысла.

Однако не только приобретение практических умений и навыков важно на уроках технологии, но и развитие умственных способностей ребенка, чтобы он почувствовал себя мыслителем, творческой личностью. исследователем и экспериментатором не останавливающимся на достигнутом, а постоянно шел вперед к достижению новых побед и результатов.

Каков же он - современный урок? Мнений по этому поводу много. Несмотря на все происходящие изменения, урок всегда был и остаётся главной составной частью учебного процесса, именно поэтому уровень и качество подготовки учащихся в той или иной предметной направленности определяется, прежде всего, уровнем подготовки и проведения урока, его содер­жательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как же сделать так, чтобы на уроке ребята не только получали знания, умения и навыки, что, безусловно, очень важно и необходимо, но, и всё, что на нём происходит было интересно, увлекало, формировало творческое сознание? Ответственность учителя всегда была исключительной, а в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта она становится ещё более существенной, т. к. наиболее акту­альными становятся такие приемы и методы, которые развивают у детей самостоятельность, которая активизирует их на самостоя­тельное определение целей и добывание знаний, на самостоятельный сбор необходимой информации, на умение самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т. е. те, которые форми­руют универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самооценке.
.Но главное – чтобы школьнику было интересно. А для этого учитель должен построить свой урок методически грамотно и профессионально. Он должен создавать проблемные ситуации, чтобы была возможность суждения и потребность ученика сделать правильный выбор и найти разумное решение. Методически правильно созданная проблемная ситуация раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения, с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения. Например, при проведении урока по построению и графическому изображению поясного изделия перед учениками была поставлена задача – построить на основе одной базисной сетки сразу три чертежа. Сначала дети не поняли сложности этого задания. Но когда начали его выполнять, обнаружились затруднения, которые вызвали проблемную ситуацию. Первоначально действия были на прямоугольной геометрической сетке.. А сейчас им предстояло найти правильное решение, пользуясь другой геометрической фигурой – конусом. Возникло несоответствие между известным и неизвестным способами действия. И здесь немаловажную роль играет роль учителя. Достаточно внести некоторые корректировки в ход урока, направить ход мыслей учеников, и они сами приняли решение.

Большое влияние на качество урока оказывает организационная сторона его проведения. Продумав содержание и методику проведения занятия, учитель выполняет разработку конспекта. В нем фиксируется все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно - функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия.

Необходимо оснастить урок большим количеством иллюстрационного материала, ЭОР, что позволит быстро найти правильное решение.

На уроке учитель работает с группой учеников, не оставляя без внимания отдельных детей. Учёт особенностей и организация индивидуальной работы на уроках технологии на основе применения современных образовательных технологий, таких как: метод проектов, личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, саморазвития лич­ности, игровые технологии, технологии групповой деятельности дают особый результат. Индивидуальный подход к личности позволяет скорректировать действия слабых по знаниям школьников и направить их для решения отдельных способов действия. Дополнительное инструктирование их в ходе работы помогает быстрее продвигаться вперед за более сильными учениками. В ходе урока стараюсь не подсказывать решение ситуации, а наводящими вопросами пробудить мысль о достижении результата. Моя цель – добиться правильного решения или ответа от самого ученика, чтобы он сам нашел выход из создавшегося положения.

Немаловажным звеном индивидуального подхода является его коллективная направленность. При выполнении любой практической работы индивидуально, ученики взаимодействуют друг с другом, осу­ществляя взаимоконтроль, а при необходимости, и взаимопомощь, что способствует формированию у них таких необходимых качеств как способность устанавливать прочные и позитивные отношения с окружающими и умение поддерживать эти отношения длительное время. Использование, на уроках технологии, индивидуального подхода в обучении, при сочетании коллективной и индивидуальной работы, делает процесс обучения успешным и продуктивным, тем самым обеспечивая эффективность реализации ФГОС.
Накопленные знания школьники должны использовать в жизни наиболее эффективно. При этом необходимо учить детей не просто мыслить, а мыслить логически, последовательно, эмоционально, вызывать чувство уверенности в своих возможностях, самостоятельно переносить уже имеющиеся знания в новую проблемную ситуацию. На уроке должна присутствовать атмосфера поиска, творчества, нестандартное решение задач. Так можно на уроке использовать «пятиминутки», в которых знакомить ребят с новостями моды, о новых веяниях в среде модельеров, о современных направлениях в моде, о новых видах одежды, способах изменения интерьера. Можно изменить отдельные формы уроков, их структуру, использовать игровые моменты, отдавая ход урока в руки детей. Это позволит им обрести уверенность не только в своих знаниях, но и в самом себе.

Таким образом современный урок должен отражать не только грамотность, профессионализм и мастерство учителя со всеми его приемами и методами работы, но и выявить теоретические и практические умения обучающихся, которые они смогли бы использовать в жизненных ситуациях и стать полноценной личностью для нашего общества. К этой цели каждый из нас и должен стремиться.