СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в условиях реализации обновлённых ФГОС»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в условиях реализации обновлённых ФГОС»»

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования является их деятельностный подход, во главе которого стоит развитие личности ученика.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в огромном потоке информации. Сегодня «выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума, возник спрос на «выпускника умеющего, творческого, имеющего ценностные ориентации». Традиционная формула «послушай -повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию школьников в обществе.

Учащегося необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности.

Меняются цели, меняется содержание образования и требования к результатам, появляются новые стандарты и технологии обучения, но урок был, есть и остаётся по-прежнему основной дидактической единицей образовательного процесса, и именно от его содержательности, эффективности, результативности напрямую зависит качество получаемого в школе образования.

Я думаю, что каждый учитель согласен с этими утверждениями теоретически, но на практике, волей-неволей, мы сталкиваемся с разнообразными проблемами, так как исходя из требований времени, меняется подход к уроку. Конечно, можно работать и «по старинке», ведь любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Так что же такое современный урок? Как его построить и провести, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он мог достигнуть желаемых целей и результатов?

Каждый учитель имеет на этот счёт свое совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов и обсуждение достигнутого на уроке. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос. Но ясно одно: современным урок делают вовсе не использование информационных технологий, не установка новейшего оборудования, и даже не изменение содержания изучаемого материала.

В качестве основных характеристик современного урока называют: 1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач; 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем).

Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный всем участникам образовательного процесса, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату, то есть перестает быть «уроком» в классическом смысле.

Современный урок по ФГОС – это

• Профессиональная и методическая подготовка учителя

• Целеполагание и мотивация учения

• Системно-деятельностный подход

• Современные средства обучения

• Выбор оптимальных средств обучения

• Создание условий для саморазвития

• Анализ каждого учебного занятия.

Конечно, современный урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны, это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Проведение уроков в соответствии с новыми образовательными стандартами в корне отличается от привычных традиционных представлений об образовательном процессе. Назову некоторые отличительные черты:

  1. Педагог в традиционной школе ставил цели урока сам, а современные стандарты требуют, чтобы этот этап работы проводился совместно с учащимися для полного осмысления ими тех задач, которые необходимо решить.

  2. Для усвоения материала важна мотивация. На традиционном уроке учитель мотивирует сам за счет внешних стимулов, а современная школа требует наличие опоры на внутренние мотивы школьников.

  3. Для достижения целей и учебных задач на традиционном уроке педагог сам выбирает подходящие средства обучения, а на современном уроке происходит совместный выбор наиболее эффективных средств.

  4. Педагог полностью организует и регламентирует все действия на традиционном уроке, а образовательные стандарты приветствуют, когда есть для учащихся вариативность в соответствии с их возможностями.

  5. На современном уроке важно достижение учащимися личностно-значимого результата и на первом плане внутренние позитивные изменения, а на традиционном уроке сам педагог подводит класс к тому результату, который был им намечен.

  6. Традиционный урок не предполагал самооценку, учитель всегда сам оценивал результаты труда своих учеников. Стандарты ориентируют на возможность производить оценку своей работы на уроке самими школьниками.

Как видим, доминирующей на уроке становится деятельность ученика, а деятельность учителя, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.





Выводы и предложения

  • В условиях внедрения ФГОС основным должно стать развивающее обучение

  • Взять теоретические аспекты современного урока за основу и руководствоваться ими в своей дальнейшей педагогической работе

  • Учиться строить урок согласно современным требованиям к структуре урока.

  • Регулярно проводить анализ результатов в соответствии с требованиями ФГОС