Фрэнк Гери – архитектор всего самого шокирующего и смелого в современной архитектуре. Его работы являют собой изломанность традиционных элементов наряду с грубыми, крошащимися поверхностями и распадающимися объёмами. Это деконструктивизм, который Гери взял за основу своего неофициального подчерка, полного эфемерности, противоречий, жёсткости и отсутствия претенциозности.
Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе
Архитектор Фрэнк Гери родился в Канаде 28 февраля 1929 г. В 18 лет он переселился в Калифорнию и, получив гражданство США, начал учёбу. Ему прекрасно давалась математика, и по окончании Лос-Анджелесского колледжа Гери поступил и успешно окончил архитектурную школу в Южной Калифорнии. Затем, с 1954 года, Фрэнк стал работать у Виктора Груэна и продолжать своё образование.
Отель Marques De Riscal. Испания.
После армейской службы его допускают к обучению в Гарварде – в высшую школу дизайна, где Гери изучает градостроение и планирование среды города. Потом Фрэнк снова переезжает в Лос-Анджелес, и недолго работает на Перейру и Лакманна. После чего возвращается в ателье Виктора Груэна и до 1960 года работает там.
В 1961 году Фрэнк с женой Анитой, на которой женился в 1952, и двумя дочерьми уехал работать в парижскую мастерскую Андре Ремондэ. Целый год молодой мастер изучал работы Неймана и Ле Корбюзье, занимаясь реставрацией местных церквей.
В 1962 году у Фрэнка появляется собственная студия в Лос-Анджелесе под названием Frank O. Gehry and Associates, которую к 1979 году он преобразовывает в фирму Gehry&KruegerInc. А в 2002 году создаётся обширная компания «Gehry Partners, LLP». Первыми работами студии были проекты интерьеров торговых центров и магазинов. В начале семидесятых годов Гери уже спроектировал множество домов, в основном частных, они отличались отсутствием традиционных и привычных форм.
Свой собственный «антиархитектурный» дом он спроектировал и построил в Санта-Монике в 1977-79 годах. Продолжением экспериментальной серии с жилыми домами стали постройки Нью-Йоркский Де Меснил резиденс, Дэвис в Малибу и калифорнийский Спиллер резиденс.
Частный дом, СантаМоника
Уже тогда стало очевидно умение архитектора творить крупномасштабные композиции, что полностью подтвердил комплекс супермаркетов и стоянок в Санта-Монике (1979–81). Все эти композиции лишь немного напоминают традиционные постройки…
Комплекс супермаркетов в Санта-Монике
Фрэнк неоднократно говорил о своей неприязни к стандартным «цепям» и сетовал, что именно они окружают его творения. Есть ещё одно довольно знаменитое здание, которое Фрэнк Гери спроектировал в 1981 году. Это калифорнийский авиационный Музей.
Авиационный музей в Калифорнии
Вторая половина восьмидесятых предстала для архитектора самым плодотворным временем, когда в различных уголках мира оживлялись сразу несколько его проектов. Именно в то время Фрэнк выиграл конкурс на проект музыкального зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.
зал Уолта Диснея
В 1989 году Гери стал лауреатом Притцкеровской премии. Сегодня здания известного архитектора не могут не воодушевлять общество на неординарные поступки, чего только стоит танцующий дом в Чехии (1994-96) или музей Гуггенхайма в Испании (1997). Фрэнк Оуэн Гери – один из немногих представителей своей профессии, который способен создавать всегда разные здания.
"Танцующий дом" в чехии
Музей Гуггенхайма
Музей "Vitra Design" в Германии
Административный корпус завода Novartis. Базель. Швейцария
Фотогалерея
15.10.2011
Макаревич Юлия
Заха Хадид
Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950г (кстати, ее имя в переводе с арабского языка означает "сияющая" ). Ее отец был крупным промышленником, принадлежавшим демократической партии, поэтому Заха легко могла выезжать за пределы родины. В 1972 году приехала в Лондон и поступила в знаменитую архитектурную ассоциацию.
Национальный музей. Рим.
Во время учебы вместе со своим учителем Ремом Колхасом они посещают Россию, чтобы своими глазами увидеть русский архитектурный авангард, который оказал большое влияние на ее творчество. В первых проектах Захи использованы принципы, открытые при изучении русского авангарда.
Абстрактное искусство было инновационным в то время в архитектурной среде, и это направление впоследствии стали называть деконструктивизмом (первым шагом в архитектуре стал международный конкурсный проект спортивного клуба «Пик» в самой высокой точке Гонконга).
Пожарное депо Витра. Германия.
Проработав 3 года у Рема Колхаса, в 1980 Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. 13 лет она шла к своей первой реализации проекта. В 43 года Заха Хадид строит свое первое творение - Пожарное Депо «Витра» в городе Вайль-на-Рейне, Германия, ныне используется как выставочный зал.
Пожарное депо Витра, Германия
Пожарное депо Витра, Германия
Затем она выигрывает конкурс на строительство оперного театра в Великобритании, который в итоге не будет построен из-за скандала внутри страны - консервативное общество не могло принять столь радикальный проект. Неприятие общества и власти стало существенной проблемой для Захи. Но она продолжала сражаться со стереотипами, и в конце 90-х ряд ее проектов был принят к реализации:
вокзал и автостоянка г. Страсбург во Франции (1998-2001). Проект очень важен с градостроительной точки зрения - здесь горожане должны оставлять свой личный транспорт и пересаживаться на общественный, чтобы попасть в центр города.
Вокзал и автостоянка Франция. Страсбург
Вокзал и автостоянка Франция. Страсбург
Трамплин в Инсбруке, Австрия (1998-2002), был построен для предстоящих зимних олимпийских игр (в замену прежнему трамплину, не подходящему по международным стандартам). Заха сделала из трамплина общественное сооружение с кафе и смотровой площадкой.
Трамплин
Трамплин
Самый значительный проект в ее творчестве - Центр современного искусства в г. Цинциннати, США (1997-2003).С этим проектом в 2004 г. она становится лауреатом Притцкеровской премии, войдя в историю как первая женщина-архитектор, которая удостоилась такой высокой награды.
Центр современного искусства lois&richard rosenthal. CША, Цинциннати
Центр современного искусства lois&richard rosenthal. CША, Цинциннати
Центр современного искусства lois&richard rosenthal. CША, Цинциннати
С одинаковой страстью она создает градостроительные концепции, выставочные павильоны, масштабные комплексы, частные дома и обувь(Lacoste), мебель, театральные декорации. Теория деконструктивизма осталась в прошлом, теперь ее интересуют обтекаемые формы, идеи пластичных и текучих пространств, таких, как здание Гражданского суда комплекса «Кампус правосудия», Мадрид, Испания, 2007.
Здание гражданского суда Испания. Мадрид
Здание гражданского суда Испания. Мадрид
Национальный музей искусств XXI века — MAXXI, Рим, Италия, 2009
Научный центр «Фэно», Вольфсбург, Германия, 2000-2005
Центр современного искусства, Абу-Даби,ОАЭ,2007
Олимпийский центр водных видов спорта, Лондон, Великобритания 2005-2011
Национальный музей в Риме.
Национальный музей в Риме
Национальный музей в Риме
Научный центр. Германия.
Научный центр. Германия
abu-dhabi центр искусств
abu-dhabi центр искусств
водный стадион в Лондоне
водный стадион в Лондоне
Заха Хадид добилась невозможного - она изменила представление об архитектурном пространстве, покорив оппонентов и архитектурных критиков. Она всего добилась сама в этой нелегкой профессии.