СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное качество образования и принцип индивидуализации на уроках рисунка и живописи.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный этап развития общества диктует новые задачи в сфере образования. Характерная черта развития образования сегодня - переход к развивающему образовательному процессу. Обучение должно  быть не только « для всех" но и " для каждого". Его  главная задача - развитие обучающегося, причем не только развитие его мышления, а - в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию - за стенами колледжа.

У всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, памяти,воображения, поэтому  детям требуется разное время  для овладения учебными умениями и навыками. Преодолеть все эти трудности поможет личностно-ориентированное обучение.

Нередко под личностно-ориентированным характером в обучении понимают гуманное,уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально-положительный настрой класса на работу. От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций.

 

Основной замысел личностно ориентированного учебного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с заданиями и тем самым добиться усвоения содержания.Если на традиционном учебном занятии основное внимание учитель уделяет коллективным методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора,организатора самостоятельной работы класса,гибко распределяя детей по группам с учётом их личных способностей.

На личностно ориентированном занятии работают все, и работает каждый. Некоторые преподаватели видят в личностно – ориентированном обучении реализацию  индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями. Однако, руководствуясь своим личным  опытом, я согласна с большинством авторов, которые связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.

 

 

 

 

 

Очень важно:

  • Создать  комфортную, доброжелательную атмосферу  на занятиях;
  • Побудить  творческое  воображение ребят к  практической и творческой деятельности;
  • Поощрять  отход от шаблона.
  • важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию;

Учебная личностно ориентированная ситуация, т.е. ситуация в которой интересы,потребности, личностный опыт учащегося выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения.

На начальных этапах неизбежно включаются элементы формальной организации:

  • диагностика готовности детей к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;
  • поиск опорных мотивов, т.е. волнующих участников вопросов и проблем в области изобразительного искусства, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
  • переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострения сравнений, коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;
  • продумывание различных вариантов сюжетных линий диалога;
  • проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей,
  • гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно предусмотреть поведение его участников.

В личностно-ориентированном обучении  рисунку и живописи собственно-личностные функции ребенка включаются в образовательный процесс. В качестве таких функций нами были выделены следующие:

функция мотивации (приятие и обоснование изобразительной деятельности);

  • функция опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения ребенка в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и собственной творческой деятельности);
  • функция коллизий (видение скрытых противоречий в чужих и собственных произведениях);
  • функция рефлексии (конструирование и удержание определенного образа Я в собственной творческой деятельности);
  • функция смыслотворчества (определение смыслов творчества);
  • функция ориентации (построение личностной картины, индивидуального воззрения на искусство);
  • функция творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой изобразительной деятельности);
  • функция самореализации (стремление к признанию своего образа Я в искусстве окружающими);

 

Важно отметить, что в рамках личностно-ориентированного образования можно выделить:

- разноуровневый подход;

- дифференцированный подход;

- индивидуальный подход;

- субъектно-личностный подход.

 

При осуществлении индивидуального подходабольшое значение имеет знание свойств нервной системы (силы – слабости, лабильности, инертности), что помогает в профессиональном становлении обучаемых, которое будет проходить у каждого студента по-разному, в зависимости от перечисленных выше свойств. Студенты с повышенной нервной возбу­димостью начинают этюд легко, стремятся передать свое эмоциональ­ное отношение к натуре.  У студентов со слабой нервной системой первый этап работы над этюдом (выбор мотива, его композиционное решение) протекает вяло. Они бурно переживают свои неудачи в работе, что иногда тормозит процесс восприятия новых знаний, однако повышенная чувствительность этих студентов дает педагогу возможность быстро выводить их из этого состояния.

 

Роль индивидуального подхода в обучении изобразительному искусству хорошо видна в педагогической деятельности швейцарского педагога-художника И. Иттена, который особое внимание уделял индивидуальности и темпераменту ученика, сравнивал внешний вид студентов и их работы, описывая, таким образом, влияние внешности и темперамента на живопись и графику художника. По мнению педагога, существует изначальная взаимосвязь между конструкцией человека и художественными формами, которые он создает. И, действительно, наши личные  наблюдения во многом совпадают с его наблюдениями. Многие студенты отражают свое подобие в работах, особенно на начальных этапах обучения. Примеров можно дать множество. Студентка, с крупными, яркими чертами лица, создавала яркие контрастные композиции подобные своей яркой внешности. Робкий студент пишет боязливо, еле касаясь поверхности бумаги, работает медленно. Существует юмористическое высказывание у художников «художник даже когда рисует чайник, все равно создает свой портрет». В аудитории рядом работают студенты разных темпераментов, все они выполняют одинаковое задание, только результат получается разный, один берет цвет широко и сочно, воспринимая целостность композиции, другой работает по частям, а затем соединяет все кусочки работы в единое целое. Подход к работе, характер исполнения живописного этюда, безусловно, зависят от темперамента автора. Примером этому также может служить известное стихотворение Б. Окуджавы «Каждый пишет, как он дышит, каждый слышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить, так природа захотела, для чего не наше дело, для чего не нам судить».

 

 

 

Конечно, существуют определенные типы художественных склонностей и опытный преподаватель должен их определять и направлять работу студента в нужное русло, преодолевая слабые стороны и развивать  сильные. Различает три основных типа, склонных к материально –импрессивному, интеллектуально – конструктивному и духовно – экспрессивному.Художники материально – импрессивного типа исходят из наблюдения бесконечного многообразия природы и реалистичного ее отображения без экспрессивных дополнений. Их работы показывают результат точного зрительного наблюдения за натурой с передачей всех малейших деталей. Художники интеллектуально – конструктивного типа познают конструкцию предмета и пытаются разобрать и изобразить его геометрически. Художники духовно – экспрессивного типа руководствуются интуицией и безразличны к конструкции формы, но внимательны к гармонии цвета.

 

Обеспечение качества среднего специального образования в современном колледже  носит характер перехода на новый уровень образовательных технологий в обучении. Это отражается в выдаче информации, в активном использовании компьютеров,  электронных средств в обучении, в развитии у студентов умения работать дистанционно, поддерживая связь с педагогом через интернет во внеурочное время, развитие умения работать самостоятельно, заниматься самообразованием.Игровой аспект в изучении своеобразия живописи, дружная творческая атмосфера на занятиях и в коллективе, посещение выставок и музеев, проведение выставок студенческих работ, участие студентов в конкурсах способствуют формированию творческой активности в работе студентов, повышает интерес к учёбе и способствует профессиональному  становлению будущих специалистов.