СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Способы изменения силы трения»


Тема



Способы изменения силы трения

Цель темы

Цель: изучить способы изменения явления трения (с учетом причин возникновения , закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  1. Сформировать представлений о способах изменения силы трения;

  2. Экспериментально установить, от чего зависит сила трения.

Личностные:

  1. Принятие социальной роли обучающегося.

  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

  1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

  2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.

  3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

  5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.


Основные понятия

Сила, сила трения, причина трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности,

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология

Математика

Групповая

Фронтальная

  • Учебник,

  • тетрадь,

  • компьютер,

  • проектор

  • мультимедийный проектор и экран,

  • лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые)






















  1. Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. Перышкин

Тема: «Способы изменения силы трения»

(Урок открытия новых знаний)

Технологическая карта изучения темы


Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап (Этап постановки целей и задач урока)

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу Подводит итог беседы.

Изучают тексты. Выдвигают предположения о теме и цели урока.

Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы

Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов.


Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.


Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Контролируют правильность ответов обучающихся.




Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

2-й этап (Открытие новых знаний)

Организует работу по наблюдению способов изменения силы трения. Организует беседу, выявляющую знания способах измерения, способах изменения Организует работу по определению и сравнению силы трения скольжения и качения с помощью динамометра. Организует работу в группах по выявлению зависимости силы трения от веса тела, площади соприкосновения, поверхности трущихся тел. Корректирует выводы.

Проводят опыт и делают вывод, записывают в тетрадь результаты, делают рисунок.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Работают в группах, выясняют с помощью опыта от чего зависит сила трения.

Делают вывод, записывают в тетрадь.

Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов.

Совершенствование навыков работы с приборами, осуществление совместной работы.


Рассуждают, делают предположения.

Взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме.

Планируют сотрудничество с одноклассниками.

Обсуждают и

планируют способы представления изученного материала.

Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

Обсуждение плана выступления.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Оценка выступления отвечающего.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Фиксировать результаты опытов и делать выводы.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.



3-й этап Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.


Отвечают на вопросы.


Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Структурировать знания, выделять существенную информацию.

Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме.


Получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Взаимодействовать с одноклассниками.

Контролируют правильность ответов обучающихся.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу.


4 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

Выполняют самостоятельную работу сравнение с эталоном


Выстраивать поиск решения заданий

Взаимодействуют с соседом по парте

Уметь представлять информацию в письменной форме

Проверяют работу напарника , анализируют и исправляют ошибки.

уметь анализировать степень усвоения нового учебного материала на основе сопоставления решения , уметь производить коррекцию.

5 этап Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.


Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают его в дневник.

Выделять существенную информацию


Получать необходимую информацию.



6 этап (Рефлексия) (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы.

Анализировать степень усвоения нового материала

Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение

Строить понятные для собеседника высказывания

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность.




Просмотр содержимого документа
«эталон эксперимента сила трения»

    1. 3.1. Экспериментальное обеспечение этапа 1. Конкретно-чувственное восприятие

      1. 3.1.1. Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, грузы с двумя крючками - 2 шт., карандаши круглые- 2шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения веса запишите в тетрадь.

3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показания динамометра, соответствующее началу движения бруска.













4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6. Сделайте вывод о том, какая сила больше:

а) вес тела или максимальная сила трения покоя?

б) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

в) сила трения скольжения или сила трения качения?

Экспериментальные данные:

  1. Вычислили цену деления шкалы динамометра , ц.д=0,1 Н

  2. Измерили вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра, P=2,7±0,1H.

  3. Измерили максимальную силу трения покоя бруска по столу. Fтр.п=1,2±0,1H.

  4. Измерили силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Fтр.ск=1±0,1H.

  5. Измерили силу трения качения бруска по столу. Fтр.ск=0, 2±0,1H.

  6. Вывод:

а) вес тела больше чем максимальная сила трения покоя.

б) максимальная сила трения покоя больше чем сила трения скольжения.

в) сила трения скольжения больше чем сила трения качения.












      1. 3.1.2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, грузы с двумя крючками- 2 шт., лист бумаги, лист наждачной бумаги.


а) Дерево по дереву. б) Дерево по гладкой бумаге. в) Дерево по наждачной бумаге

Рисунок 19- Измерение силы трения скольжения



Порядок выполнения работы

  1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

4. Результаты измерений запишите в таблицу.

5.Ответьте на вопросы:

1.Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить или уменьшить силу трения скольжения?



Пример таблицы в тетради ля записи результатов измерений

Виды трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, H

Дерево по дереву


Дерево по гладкой бумаге


Дерево по наждачной бумаге



Экспериментальные данные:

Вычислили цену деления шкалы динамометра , ц.д=0,1 Н

Таблица 13– Результаты измерений:


Виды трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, H

Дерево по дереву

1±0,1

Дерево по гладкой бумаге

0,8±0,1

Дерево по наждачной бумаге

1,6±0,1


Выводы:

1. Сила трения: а) зависит от рода трущихся поверхностей.

б) зависит от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Способы увеличения или уменьшения силы трения скольжения:

Увеличить: увеличить шероховатость трущихся поверхностей, насыпать между трущихся поверхностей частицы (стружку, опилки, песок).

Уменьшить: шлифовка, полировка трущихся поверхностей, нанесение смазки.







      1. 3.1.3. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, грузы с двумя крючками- 2шт.
















Порядок выполнения работы

  1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

  2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз и измерьте силу трения скольжения по линейке.

  3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

  4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

  5. Ответьте на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) от силы давления, и если зависит, то как?

б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления? [3].


Экспериментальные данные:

  1. Вычислили цену деления шкалы динамометра. ц.д=0,1 Н

  2. Измерили силу трения скольжения по линейке: Fтр.ск=0, 5±0,1H.

  3. Положили на брусок второй груз и снова измерили силу трения скольжения бруска по линейке. Fтр.ск=1±0,1H.

4.Положили на линейку брусок меньшей гранью, поставили на него два груза и снова измерили силу трения скольжения бруска по линейке. Fтр.ск=1±0,1H.

5.Ответы на вопрос: зависит ли сила трения скольжения:

а) зависит прямо пропорционально

б) не зависит от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления.


















Просмотр содержимого презентации
«7 класс урок Сила трения»

Что называется силой? Какие силы мы уже изучили? С помощью какого прибора можно измерить силу?

Что называется силой?

Какие силы мы уже изучили?

С помощью какого прибора можно измерить силу?

Определите, о какой силе говорится в тексте из книги Я. И. Перельмана “Занимательная физика” [3]:

Всем нам случалось выходить из дома в гололедицу: сколько усилий стоит нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходится нам проделывать, чтобы устоять!”

Инженеры стремятся по возможности устранить ее в машинах – и хорошо это делают”.

В прикладной механике о ней говорят как о крайне нежелательном явлении. И это правильно”.

Во всех прочих случаях мы должны быть ей благодарны; она дает возможность нам ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильница упадут на пол, что стол будет скользить, пока не упрется в угол, а ручка выскользнет из пальцев”.

Вы никогда не задумывались, почему траву косят рано утром, когда на полях лежит роса и почему, как только роса сходит, то работу прекращают? Этот факт даже отражен русской пословице: «Коси коса пока роса! Роса – долой, коса – домой!» Оказывается, при скашивании травы косарями умело используются одно из физических закономерностей, которые позволяют значительно облегчить работу и улучшить ее качество. Когда на траве находится роса, то есть вода, то она играет роль смазки, уменьшая тем самым ее.

А знаете ли вы, что в жизни многих растений она играет положительную роль, так , например, лианы, хмель, горох, бобы благодаря ей цепляются за любые опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Таким растениям, как репейник, она помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Семена же гороха и ореха благодаря своей шарообразной форме перемещаются легко сами.

А знаете ли вы, что в жизни многих растений она играет положительную роль, так , например, лианы, хмель, горох, бобы благодаря ей цепляются за любые опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Таким растениям, как репейник, она помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Семена же гороха и ореха благодаря своей шарообразной форме перемещаются легко сами.

Сила трения — сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела Сила трения — сила, характеризующее взаимодействие соприкасающихся тел и препятствующая их движению. Сила терния - сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Сила трения — сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела

Сила трения — сила, характеризующее взаимодействие соприкасающихся тел и препятствующая их движению.

Сила терния - сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

СИЛА ТРЕНИЯ СИЛА ТРЕНИЯ ПОКОЯ СИЛА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ СИЛА ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ Практическая работа «Измерение силы

СИЛА ТРЕНИЯ

СИЛА ТРЕНИЯ ПОКОЯ

СИЛА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ

СИЛА ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ

Практическая работа «Измерение силы

ЧТО ДЕЛАТЬ? Сегодня сильный гололёд,  Но должен ты идти вперёд,  Подумай, чтобы не упасть,  И под колёса не попасть ! Зачем нужно посыпать песком?

ЧТО

ДЕЛАТЬ?

Сегодня сильный гололёд, Но должен ты идти вперёд, Подумай, чтобы не упасть, И под колёса не попасть !

Зачем нужно посыпать песком?

Тема урока: «Способы изменения силы трения»

Тема урока: «Способы изменения силы трения»

ЦЕЛЬ УРОКА

ЦЕЛЬ УРОКА

  • изучить способы изменения силы трения
Практическая работа « Измерение силы трения »   ЦЕЛЬ : Выяснить от каких величин зависит сила трения. Оборудование : динамометр, лист бумаги, деревянная дощечка, набор грузов, деревянный брусок, наждачная бумага, линейка.

Практическая работа « Измерение силы трения »

ЦЕЛЬ : Выяснить от каких величин зависит сила трения.

Оборудование : динамометр, лист бумаги, деревянная дощечка, набор грузов, деревянный брусок, наждачная бумага, линейка.

ВЫВОД Сила трения зависит от поверхности движения , от массы тела и не зависит от площади поверхности

ВЫВОД

Сила трения зависит от поверхности движения , от массы тела и не зависит от площади поверхности

От чего зависит трение? Какие способы уменьшения и увеличения трения существуют? Зависит ли трение от среды, в которой оно возникает? Какие виды трения существуют вокруг нас?

От чего зависит трение?

Какие способы уменьшения и увеличения трения существуют?

Зависит ли трение от среды, в которой оно возникает?

Какие виды трения существуют вокруг нас?

2. Объясните поговорки о трении: перенесите в таблицу “ Не подмажешь – не поедешь”. “ Пошло дело как по маслу”. “ Угря в руках не удержишь”. “ Что кругло – легко катится”. “ Лыжи скользят по погоде”. “ Колодезная веревка сруб перетирает.” “ Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой”

2. Объясните поговорки о трении: перенесите в таблицу

Не подмажешь – не поедешь”.

Пошло дело как по маслу”.

Угря в руках не удержишь”.

Что кругло – легко катится”.

Лыжи скользят по погоде”.

Колодезная веревка сруб перетирает.”

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой”

Обобщение материала . Ответьте на вопросы:

Обобщение материала .

Ответьте на вопросы:

  • Какие самые главные выводы вы сделали из нашего урока?
  • Больше всего мне запомнилось?
  • А Вы знаете сегодня на уроке я ………..
Заполнить таблицу исп. Ифн.§32 Дополнить таблицу примерами изменения силы трения силы трения (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы). *Инд.задание: сочинение на тему: “Если бы исчезла сила трения”. Спасибо за урок!

Заполнить таблицу исп. Ифн.§32

Дополнить таблицу примерами изменения силы трения силы трения (о которых не упоминалось на уроке и в параграфе учебника, найти из дополнительной литературы).

*Инд.задание: сочинение на тему: “Если бы исчезла сила трения”.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!