«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому?
Что делать, чтобы победить реакцию:
«Не хочу!..»
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Мотивация
Одна из самых сложных задач психологии
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это поиск ответов на вопросы:
- Почему?
- Зачем?
- Для какой цели?
- Ради чего?
- Какой смысл?
Определение мотивации.
Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Что же такое мотивация?
Что она объясняет?
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Цикл мотивации
Потребности
Усилия
Удовлетворение
Вознаграждение
Действие
4
Виды мотивации
Внешняя мотивация
Внешне положительные.
Внешне отрицательные.
(Желание хорошо учиться; получать высокие оценки.)
(Чтобы не ругали; отстали с просьбами.)
Внутренняя нравственно – волевая мотивация
Мотивация на каждом этапе урока
- 1-й этап. Возникновение мотивации
- 2-й этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации
- 3-й этап. Мотивация завершения
Какие мотивы побуждают школьников учиться
Начальная школа
Ведущие мотивы:
- чувство долга
- престижная мотивация – желание получить высокую отметку;
- мотив избегания санкций.
Основная мотивация: внешняя. Мотивация отличается неустойчивостью, что означает отсутствие интереса к определенным предметам, способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.
.
Общая структура мотивации к учению: а) Познавательная мотивация
- Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация.
- Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Общая структура мотивации к учению: б) Мотивация достижения успеха
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Общая структура мотивации к учению: в) Престижная мотивация
Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями . Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Она становится мощным двигателем развития отличника. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.
Общая структура мотивации к учению: г) Мотивация избегания неудачи
У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.
Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность
Общая структура мотивации к учению: д) Компенсаторная мотивация
У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием … Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.
- Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха , с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности
- Связанна непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)
- Заложена в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ
Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Главные мотиваторы — в душе человека , а не вне ее, необходимо использовать внутреннюю энергетику, а не сооружать хитроумные внешние рычаги .
Условия хорошей мотивации
- учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так и чрезмерно трудными;
- важно определить достаточно времени на работу;
- деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер;
- оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев;
- стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей;
- положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием.
Лучшая мотивация всегда приходит изнутри.
Майкл Джонсон
Анкета « Стиль преподавания»
1. Если класс не приведен в порядок
1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2) не вмешивается в мою работу 3) дает четкие указания
4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
Анкета « Стиль преподавания»
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7. По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина
8. Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика
1) нет , это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу
10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю
Анкета « Стиль преподавания»
- Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.
- Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
- преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
- преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.