Тема:
«Современный урок, как основополагающий фактор в управлении качеством образовательного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Подготовила выступление: Кузнецова Л.Н.,
учитель английского языка первой категории
МОАУ «СОШ № 29 г. Орска»
2014г.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Особый интерес в настоящее время к системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам развивающего обучения.
Цель должна быть:
Конкретна.
Измеряема. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Достижима.
Реальна.
Ориентирована на результат.
Ориентирована по времени.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Возможные приемы целеполагания:
ü Тема-вопросплан
ü Работа над понятием
ü Ситуация яркого пятна
ü Исключение
ü Домысливание
ü Проблемная ситуация
ü Группировка.
ü Прием «знаю - не знаю»
ü Подводящий диалог
ü Собери слово
ü Исключение
ü Проблема предыдущего урока.
ü Скрытая ошибка
Учебная задача – это цель, личностно-значимая для ученика, мотивирующая на изучение нового материала.
Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:
Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее принятие.
Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства.
Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос план
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, в 4 классе можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?
1.Посмотреть на комнату.
2. Послушать рассказ о комнате.
3. Прочитать текст.
4. Расспросить.
Так формулируются конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
« Как образуются порядковые числительные?»
Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)
Какие слова в формулировке вопроса не понятны?
Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?
Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?
Мозговой штурм
Прием “Brainstorming” способствует быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду.
Одним из вариантов приема может стать предложение учащимся заполнить кластер.
Темаурока “Seasons” Учащимся необходимо ответить на вопрос “Whatisyourfavouriteseason?”, внести свои предположения в кластер, обосновывая собственный выбор.
Другим вариантом данного приема может быть «побуждающий» или «подводящийдиалог».
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставитсяцель.
Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »
Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать из предложенных слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.
Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.
- Отсроченная отгадка.
Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить Поиск правильного решения и станет целью урока. Использую этот прием в 6 классе, при изучении темы «FamousFaces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с творчеством Джона Толкина и Шекспира
- Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
Этот прием позволяет учителю проверить знание фактического материала предыдущего урока, а ребенку осознать важность внимания
Например, тема “Home, sweethome” в 6 классе.
Прием “Unfinishedsentences” способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, быстрому включению их в процесс формулировки целей и задач урока.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Прием «Исключение» или «Группировка»
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких идомашних животных».
Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,
Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.
Что общего во всех словах? Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Например, тема урока " Home, sweethome" в 6 классе.
Второй вид. Ряд слов, предметов, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Группировка
Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.
Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.
Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.
Прием использования пословиц, поговорок, кроссвордов, загадок
Данный прием можно использовать как вначале, так и в конце урока. Задания такого типа позволяют вырабатывать быстроту реакции, внимание и сосредоточенность. Особенно это актуально на уроках английского языка в начальной школе, учитывая возрастные особенности учащихся и их уровень владения иностранным языком.
Обобщая материал на данную тему, необходимо отметить, что приемы целеполагания могут быть разными. Это зависит от ряда факторов: типа урока в цикле уроков по данной теме, возрастных особенностей учащихся и их уровня владения предметом и т.д. Но всегда нужно помнить, что:
Домысливание
Формирование цели при помощи опорных глаголов
Учитель называет тему урока, например «Enjoyingyourhome», просит сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных и психологических особенностей школьников).
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Прием «знаю - не знаю»
Предъявляю тему урока в начале 4 класса « Speakingaboutseasonsandtheweather»
На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать … Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура Itiscold и т.д.)
Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо сказочному герою; помочь справиться с заданием; представить, что встретились с героями; рассказать от лица кого-то. Один из возможных приемов целеполагания, который я использую в 3 классе: «Ребята, мы уже с вами говорили о временах года. Но сегодня к нам пришел мышонок Джерри и просит помочь ему научиться рассказывать о временах года. Вы согласны ему помочь?».Урок сопровождается презентацией и анимационными картинками.
обязательными условиями использования приемов целеполагания являются:
учет уровня знаний и опыта детей;
доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Использование подобных приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять и принять цели урока, сделает ваш урок эффективным и ярким, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.
Приемы организации целеполагания.
№ | Прием | Комментарий |
1 | Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся, учителя. | Заложенное противоречие между знанием и незнанием способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. |
2 | Использование наглядногообраза, объекта и Т.П. | Незаконченная схема, таблица или объекты, например: приизученииграмматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей познания. |
3 | «Kлючевоеслово» | Опорное слово из темы служит объектом рассуждения и целеполагания. |
4 | «Oтcроченнaядогaдкa» | Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу и затруднения в объяснение, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. |
5 | «Удивительное рядом» | Предлагается яркийтекст, сказка, стихотворение, обеспечивающиеформирование мотивацииицелеполагание в ходе совместнойбеседы. |
6 | «Мозговая атака» | Используяформулировку темы урока, организовать «мозговую атаку» и выделить цель урока. |
7 | От актуализации к целеполаганию | Провести актуализацию знаний, определить тему урока (можно тему зашифровать), организовать фронтальную беседу поопределению и формулированию цели познания. |
8 | От частного к общему | Отсформированных рaзрозненных понятийи представлений к синтезу знаний и определению целей |
9 | От рефлексии к целеполаганию | Организация рефлексии предполагает определение целей дальнейшей работы субъекта обучения. |
10 | Скрытaя ошибка | На этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо учитывать и знать, чтобы ошибку исключить |
Источники информации
1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
2.Образовательная технология и целеполагание. Г.Г.Левитас//Завуч.-2003г.-№ 1
3.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
4.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.
5.Целеполагание при проектировании урока. http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16748018