СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС (материал для проведения семинара)

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Оказание методической помощи педагогам.
  2. Популяризация инновационных идей.
  3. Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов  к решению поставленных в ходе семинара вопросов.
  4. Повышение интереса к профессиональной деятельности.
  5. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект семинара Современный урок в свете реализации ФГОС»



йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс







«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения».


Методический семинар


.01.2017


Чистова Т.С.,учитель русского языка






МКОУ Половино-Черемховская СОШ



Методический семинар

«Структура современного урока в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения».

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация 

Цели:

  1. Оказание методической помощи педагогам.

  2. Популяризация инновационных идей.

  3. Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов.

  4. Повышение интереса к профессиональной деятельности.

  5. Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

3адачи:

  1. Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов, развитие сплоченности, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  2. Систематизация теоретических знаний о социально-педагогических понятиях в образовании, связанных с внедрением ФГОС НОО и ООО.

  3. Рассмотрение способов конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимых для реализации учебного успеха обучающихся.

  4. Обучение участников семинара конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.



Ход семинара:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Позвольте задать Вам вопрос.

С чего начинаются Ваши рабочие будни, и мыслями о чём заканчивается любой день недели? (Урок)

Урок - главная составная часть учебного процесса.

Сегодня требования к образованию поменяли свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии — урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!



А для Вас, что такое урок? Охарактеризуйте данное понятие одним словом.

Итак, УРОК – это…



Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Из чего он состоит?

Ответ на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня.



Тема семинара Структура современного урока в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

Какие требования к современному уроку предъявляются в условиях введения ФГОС?

• Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• Учитель должен планировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулировать тему, цель, задачи урока.
• Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
• Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
• Вывод делают сами учащиеся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
• Времясбережение и здоровьесбережение.
• В центре внимания урока – дети.
• Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
• Умение учителя демонстрировать свое методическое искусство.
• Урок должен быть добрым.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
• демонстрирует универсальные и предметные способы действий,
• инициирует действия учащихся,
• консультирует и корректирует их действия,
• находит способы включения в работу каждого ученика,
• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентно-стью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. По-этому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания.
Функция ученика – активный деятель. Учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
• сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотива-цию;
• сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
• сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.


Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Откройте Белый конверт(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Перед Вами многообразие понятий. Из множества предложенных выберите то, что относится к основным типам урока. (группы выбирают понятие и вывешивают на доске).

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки отработки умений и рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля

А названия чего остались у Вас на столе?( виды уроков) Распределите их в соответствии с типами.(результат работы отражается на доске)

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок отработки умений и рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.


Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу.

Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать интересные вещи. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...

В Цветных конвертах находится «конструктор для сборки урока» - элементы его структуры (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). У вас элементы того типа урока, который вы определили. Ваша задача – выстроить эти элементы в необходимом порядке и представить результат своей работы.


Структура урока открытия нового знания:

  1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

  2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии;

  3. этап выявления места и причины затруднения;

  4. этап построения проекта выхода из затруднения;

  5. этап реализации построенного проекта;

  6. этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

  7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  8. этап включения в систему знаний и повторения;

  9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Структура урока отработки умений и рефлексии:

  1. этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

  2. этап актуализации и пробного учебного действия;

  3. этап локализации индивидуальных затруднений;

  4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

  5. этап реализации построенного проекта;

  6. этап обобщения затруднений во внешней речи;

  7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  8. этап включения в систему знаний и повторения;

  9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке;


Структура урока систематизации знаний

  1. Самоопределение.

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  3. Постановка учебной задачи, целей урока.

  4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

  5. Реализация выбранного проекта.

  6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  7. Этап рефлексии деятельности.

Структура уроков развивающего контроля:

    1. этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

    2. этап актуализации и пробного учебного действия;

    3. этап локализации индивидульных затруднений;

    4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

    5. этап реализации построенного проекта;

    6. этап обобщения затруднений во внешней речи;

    7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    8. этап решения заданий творческого уровня;

    9. этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.


На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Давайте и мы попытаемся связать эти элементы таким образом, чтобы наш урок был целостным, деятельностным и результативным.

О подходах к структуре урока и ваших интересных «наработках» прошу рассказать вас, дорогие коллеги ______________________________________.


Рефлексия. Какие Ваши ожидания оправдались? Прошу выразить эмоциональное отношение к проведенному мероприятию, прокомментировав ваши записи, возможно дополнить их.

Заключение. Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".



Просмотр содержимого документа
«раздатка цели к этапам урока»

Этап урока

Цель

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение фиксация.

Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия и их обоснование.

3. Выявление места и причины затруднения

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Формулирование проблемы и темы урока. Постановка целей и выбор способа выхода из проблемной ситуации

5. Построение и реализация проекта выхода из затруднения ( «открытие» нового знания)

Построение проекта выхода из затруднения, выбор способов действия. Фиксация способов.

6. Первичное закрепление

Решение типовых задач на новый способ действия (усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения) с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Решение обучающимися заданий нового типа. Самооценка обучащимися результатов своей

учебной деятельности с привлечением эталона решения.

9. Рефлексия учебной деятельности

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Просмотр содержимого презентации
«к семинару»

МКОУ Половино-Черемховская СОШ Методический семинар «Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения».     26.01.2017

МКОУ Половино-Черемховская СОШ

Методический семинар

«Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения».

26.01.2017

«Урок – это зеркало общей и  педагогической культуры учителя,  мерило его интеллектуального богатства,  показатель его кругозора, эрудиции».   В.А. Сухомлинский

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А. Сухомлинский

Тема семинара  Структура современного урока в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

Тема семинара

Структура современного урока в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

Как же построить урок,  чтобы реализовать требования   Стандартов второго поколения?

Как же построить урок,

чтобы реализовать требования  

Стандартов второго поколения?

Типология уроков деятельностной направленности по целеполаганию уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля
  • Типология уроков деятельностной направленности по целеполаганию
  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки отработки умений и рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС № 1. Тип урока по ФГОС Урок открытия нового знания Виды уроков 2. Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. Урок отработки умений и рефлексии 3. Урок общеметодологической направленности 4. Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

1.

Тип урока по ФГОС

Урок открытия нового знания

Виды уроков

2.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Урок отработки умений и рефлексии

3.

Урок общеметодологической направленности

4.

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Структура урока открытия нового знания:

Структура урока открытия нового знания:

  • этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  • этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии;
  • этап выявления места и причины затруднения;
  • этап построения проекта выхода из затруднения;
  • этап реализации построенного проекта;
  • этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • этап включения в систему знаний и повторения;
  • этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока отработки умений и рефлексии:

Структура урока отработки умений и рефлексии:

  • этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
  • этап актуализации и пробного учебного действия;
  • этап локализации индивидуальных затруднений;
  • этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • этап реализации построенного проекта;
  • этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • этап включения в систему знаний и повторения;
  • этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
Структура урока систематизации знаний

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.
Структура уроков развивающего контроля:

Структура уроков развивающего контроля:

  • этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап локализации индивидульных затруднений; этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; этап реализации построенного проекта; этап обобщения затруднений во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап решения заданий творческого уровня; этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
  • этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
  • этап актуализации и пробного учебного действия;
  • этап локализации индивидульных затруднений;
  • этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • этап реализации построенного проекта;
  • этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • этап решения заданий творческого уровня;
  • этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!