СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар на тему: Современный урок в условиях внедрения ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»

Современный урок  в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы  Институт дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «ОГПУ»

Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы

Институт

дошкольного и начального образования

ФГБОУ ВО «ОГПУ»

План: Традиционный и системно-деятельностный подходы в построении урока: сравнительная характеристика. Структура деятельностного урока: основные элементы и этапы Формирование УУД Критерии анализа урока

План:

  • Традиционный и системно-деятельностный подходы в построении урока: сравнительная характеристика.
  • Структура деятельностного урока: основные элементы и этапы
  • Формирование УУД
  • Критерии анализа урока

РЕСУРСЫ  современного урока МЕТОДИЧЕСКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

РЕСУРСЫ современного урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

Суть системно-деятельностного подхода Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире). Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может. Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.

Суть системно-деятельностного подхода

  • Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире).
  • Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может.
  • Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.

Основные отличия  деятельностного урока от традиционного: Уровень активности учащихся Роль учителя на уроке Цель урока Методы, применяемые учителем Способы оценивания Структура урока

Основные отличия деятельностного урока от традиционного:

  • Уровень активности учащихся
  • Роль учителя на уроке
  • Цель урока
  • Методы, применяемые учителем
  • Способы оценивания
  • Структура урока

методика методика методика Системно-деятельностный подход Традиционный подход Развитие личности З + У З + У З + У З + У ТКМ МДО Проблемный диалог проектная З + У З + У З + У З + У З + У З + У З + У З + У КТП по предметам КТП по предметам

методика

методика

методика

Системно-деятельностный подход

Традиционный подход

Развитие личности

З + У

З + У

З + У

З + У

ТКМ

МДО

Проблемный диалог

проектная

З + У

З + У

З + У

З + У

З + У

З + У

З + У

З + У

КТП по предметам

КТП по предметам

Деятельностные технологии Технология критического мышления Метод проблемного диалога Метод диалога культур Технология учебного проектирования Технология учебного исследования Технология междисциплинарного обучения

Деятельностные технологии

  • Технология критического мышления
  • Метод проблемного диалога
  • Метод диалога культур
  • Технология учебного проектирования
  • Технология учебного исследования
  • Технология междисциплинарного обучения

Принципиальное различие: Системно-деятельностный подход Традиционный подход Научные знания и способы действия с ними «переносятся» и закрепляются в сознании ученика с помощью методики преподавания предмета. Желательно – без искажения и потерь. За счет привлечения различных методов попутно идет развитие определенных качеств и умений Научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности. Попутно усваиваются знания.

Принципиальное различие:

Системно-деятельностный подход

Традиционный подход

  • Научные знания и способы действия с ними «переносятся» и закрепляются в сознании ученика с помощью методики преподавания предмета. Желательно – без искажения и потерь.
  • За счет привлечения различных методов попутно идет развитие определенных качеств и умений
  • Научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности.
  • Попутно усваиваются знания.

Структура деятельностного урока: От цели – к результату

Структура деятельностного урока:

От цели – к результату

Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Построение урока: Традиционный подход Новая дидактика Структура урока определяется учебно-предметной темой и этапом ее изучения Цель урока = тема + действие с учебным знанием Цель: что изучаем? Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…) Цель урока = результат деятельности Цель: зачем изучаем?

Построение урока:

Традиционный подход

Новая дидактика

  • Структура урока определяется учебно-предметной темой и этапом ее изучения
  • Цель урока = тема + действие с учебным знанием
  • Цель: что изучаем?
  • Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)
  • Цель урока = результат деятельности
  • Цель: зачем изучаем?

4 важных характеристики деятельностного урока:

4 важных характеристики деятельностного урока:

Этапы учебной деятельности: 3 1 2

Этапы учебной деятельности:

3

1

2

Структура урока: Начало Основная часть Итог Результат Актуализ.зн. Усвоение знаний и развитие УУД Проблема Оценка Рефлексия Цель Перспектива

Структура урока:

Начало

Основная часть

Итог

Результат

Актуализ.зн.

Усвоение знаний

и

развитие УУД

Проблема

Оценка

Рефлексия

Цель

Перспектива

Деятельностные связи этапов урока: 1 Актуализация знаний и умений Проблема /интерес 2 Реализация плана: учебные действия, направленные на достижение цели Цель / Предполагаемый результат/План 3 Результат/ Оценка Рефлексия Перспектива

Деятельностные связи этапов урока:

1

Актуализация знаний и умений

Проблема /интерес

2

Реализация плана: учебные действия, направленные на достижение цели

Цель / Предполагаемый результат/План

3

Результат/ Оценка

Рефлексия

Перспектива

Этапы формирования умений, связанных с управлением деятельностью:

Этапы формирования умений, связанных с управлением деятельностью:

Формирование УУД

Формирование УУД

 можно пользоваться везде и всегда…  обобщенный…  общий для всего…  целостное, единоначалие…  пробный…  испытательный…  поисковый…  инициативное…  познание чего-то…  движение…  алгоритм…  способ…  способность делать что-то…  нагрузка…
  • можно пользоваться везде и всегда…
  • обобщенный…
  • общий для всего…
  • целостное, единоначалие…
  • пробный…
  • испытательный…
  • поисковый…
  • инициативное…
  • познание чего-то…
  • движение…
  • алгоритм…
  • способ…
  • способность делать что-то…
  • нагрузка…
Что такое  «универсальные учебные действия»? Способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и далее находить недостающие знания и осваивать недостающие умения. Г.А. Цукерман Способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь. М.Р. Битянова Способность ученика рассматривать методологические и теоретические аспекты решения конкретных предметных задач. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов

Что такое «универсальные учебные действия»?

Способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и далее находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.

Г.А. Цукерман

Способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.

М.Р. Битянова

Способность ученика рассматривать методологические и теоретические аспекты решения конкретных предметных задач.

В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов

У учителя есть чёткие маркеры в определении предметного результата , а вот что такое мета-предметный результат? Важно понимать содержание понятия УУД , как мета-предметного результата , а не просто фиксировать его из ФГОС! Учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия , которые он применил.
  • У учителя есть чёткие маркеры в определении предметного результата , а вот что такое мета-предметный результат?
  • Важно понимать содержание понятия УУД , как мета-предметного результата , а не просто фиксировать его из ФГОС!
  • Учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия , которые он применил.
Познавательные УУД Коммуникативные  УУД Регулятивные УУД  Логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.)  Общеучебные универсальные действия (построение речевого высказывания, смысловое чтение, моделирование и т.д.)  Постановка и решение проблемы  Умение формулировать свою мысль;  Умение строить речевое высказывание;  Умение задавать вопросы и т.д.  Постановка цели совместной работы  Планирование совместной работы  Оценивание результата совместной работы и т.д.  Постановка или принятие цели  Планирование  Выполнение действия  Контроль и коррекция  Оценивание результата  Рефлексия

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  • Логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.)
  • Общеучебные универсальные действия (построение речевого высказывания, смысловое чтение, моделирование и т.д.)
  • Постановка и решение проблемы
  • Умение формулировать свою мысль;
  • Умение строить речевое высказывание;
  • Умение задавать вопросы и т.д.
  • Постановка цели совместной работы
  • Планирование совместной работы
  • Оценивание результата совместной работы и т.д.
  • Постановка или принятие цели
  • Планирование
  • Выполнение действия
  • Контроль и коррекция
  • Оценивание результата
  • Рефлексия
Этапы формирования УУД  (универсальных СПОСОБОВ действия) ПАМЯТКА 4 . Постановка цели – выбор способа и выполнение 3. . Название способа - выполнение 2 . Описание способа - выполнение 1 . Предметный образец - выполнение

Этапы формирования УУД (универсальных СПОСОБОВ действия)

ПАМЯТКА

4 . Постановка цели – выбор способа и выполнение

3. . Название способа - выполнение

2 . Описание способа - выполнение

1 . Предметный образец - выполнение

«Я умею и знаю как... … СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ» … РАБОТАТЬ В ГРУППЕ» коммуникативные действия … ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ» … ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ» … ОБЪЕДИНЯТЬ ПРЕДМЕТЫ В ГРУППЫ» регулятивные действия познавательные действия

«Я умею и знаю как...

… СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ»

… РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»

коммуникативные действия

… ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ»

… ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ»

… ОБЪЕДИНЯТЬ ПРЕДМЕТЫ В ГРУППЫ»

регулятивные действия

познавательные действия

Основные критерии анализа урока: Структура урока Содержание урока Методика проведения урока Постановка заданий Формирование УУД

Основные критерии анализа урока:

  • Структура урока
  • Содержание урока
  • Методика проведения урока
  • Постановка заданий
  • Формирование УУД

Структура урока Наличие основных компонентов урока: организационный момент, актуализация знаний обучающихся, основная часть урока, рефлексия, подведение итогов урока. Рациональное распределение времени между этапами. Логические связи и переходы между этапами.

Структура урока

  • Наличие основных компонентов урока: организационный момент, актуализация знаний обучающихся, основная часть урока, рефлексия, подведение итогов урока.
  • Рациональное распределение времени между этапами.
  • Логические связи и переходы между этапами.
Содержание урока Реализация общедидактических принципов обучения (научности, доступности, последовательности, системности, наглядности и пр.). Соответствие возрастным особенностям. Актуализация жизненного опыта учеников. Наличие межпредметных связей

Содержание урока

  • Реализация общедидактических принципов обучения (научности, доступности, последовательности, системности, наглядности и пр.).
  • Соответствие возрастным особенностям.
  • Актуализация жизненного опыта учеников.
  • Наличие межпредметных связей
Методика проведения урока Анализ деятельности учителя. Анализ деятельности обучающихся. Анализ совместной деятельности.

Методика проведения урока

  • Анализ деятельности учителя.
  • Анализ деятельности обучающихся.
  • Анализ совместной деятельности.
Анализ деятельности учителя  Подбор и применение технологий и методов обучения (технология критического мышления, метод проблемного диалога, метод диалога культур, технология учебного проектирования, технология учебного исследования, технология междисциплинарного обучения). Использование разнообразных форм обучения (индивидуальная, коллективная, групповая, парная и т.д.). Создание эмоционально-положительной атмосферы урока. Применение наглядного материала. Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство.

Анализ деятельности учителя

  • Подбор и применение технологий и методов обучения (технология критического мышления, метод проблемного диалога, метод диалога культур, технология учебного проектирования, технология учебного исследования, технология междисциплинарного обучения).
  • Использование разнообразных форм обучения (индивидуальная, коллективная, групповая, парная и т.д.).
  • Создание эмоционально-положительной атмосферы урока.
  • Применение наглядного материала.
  • Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство.
Анализ деятельности обучающихся 1. Активность класса и отдельных учащихся; 2. Заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку; 3. Отношение учащихся к учителю; 4. Дисциплинированность и организованность учащихся; 5. Речь учащихся; 6. Задаваемые вопросы.

Анализ деятельности обучающихся

1. Активность класса и отдельных учащихся;

2. Заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

3. Отношение учащихся к учителю;

4. Дисциплинированность и организованность учащихся;

5. Речь учащихся;

6. Задаваемые вопросы.

Анализ совместной деятельности Постановка целей урока (целеполагание). Достижение планируемых результатов. Система оценивания результатов (формирование навыков самоконтроля и самооценки). Рефлексия.

Анализ совместной деятельности

  • Постановка целей урока (целеполагание).
  • Достижение планируемых результатов.
  • Система оценивания результатов (формирование навыков самоконтроля и самооценки).
  • Рефлексия.
Постановка заданий Соответствие задания программным требованиям. Формулировка задания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Представление права выбора уровня задания (базовый или повышенный). Ориентированность заданий на достижение метапредметных результатов. Адекватность критериев оценивания

Постановка заданий

  • Соответствие задания программным требованиям.
  • Формулировка задания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
  • Представление права выбора уровня задания (базовый или повышенный).
  • Ориентированность заданий на достижение метапредметных результатов.
  • Адекватность критериев оценивания
Формирование УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Формирование УУД

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Познавательные УУД
Главная задача современного учителя: 1 Не просто научить, а научить учиться  Показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотного её применения 2 Сделать учащихся мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации  3

Главная задача современного учителя:

1

  • Не просто научить, а научить учиться

  • Показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотного её применения

2

  • Сделать учащихся мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации

3

Ребенок на современном уроке  Цель - готовность к саморазвитию Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям 1 Умение ставить перед собой цель, принимать решения 2 Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации 3 Умение проконтролировать себя, свои собственные действия 4 Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать 5 Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться 6

Ребенок на современном уроке Цель - готовность к саморазвитию

Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям

1

Умение ставить перед собой цель, принимать решения

2

Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации

3

Умение проконтролировать себя, свои собственные действия

4

Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать

5

Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться

6