Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы
Институт
дошкольного и начального образования
ФГБОУ ВО «ОГПУ»
План:
- Традиционный и системно-деятельностный подходы в построении урока: сравнительная характеристика.
- Структура деятельностного урока: основные элементы и этапы
- Формирование УУД
- Критерии анализа урока
РЕСУРСЫ современного урока
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
Суть системно-деятельностного подхода
- Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире).
- Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может.
- Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.
Основные отличия деятельностного урока от традиционного:
- Уровень активности учащихся
- Роль учителя на уроке
- Цель урока
- Методы, применяемые учителем
- Способы оценивания
- Структура урока
методика
методика
методика
Системно-деятельностный подход
Традиционный подход
Развитие личности
З + У
З + У
З + У
З + У
ТКМ
МДО
Проблемный диалог
проектная
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
КТП по предметам
КТП по предметам
Деятельностные технологии
- Технология критического мышления
- Метод проблемного диалога
- Метод диалога культур
- Технология учебного проектирования
- Технология учебного исследования
- Технология междисциплинарного обучения
Принципиальное различие:
Системно-деятельностный подход
Традиционный подход
- Научные знания и способы действия с ними «переносятся» и закрепляются в сознании ученика с помощью методики преподавания предмета. Желательно – без искажения и потерь.
- За счет привлечения различных методов попутно идет развитие определенных качеств и умений
- Научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности.
- Попутно усваиваются знания.
Структура деятельностного урока:
От цели – к результату
Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Построение урока:
Традиционный подход
Новая дидактика
- Структура урока определяется учебно-предметной темой и этапом ее изучения
- Цель урока = тема + действие с учебным знанием
- Цель: что изучаем?
- Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)
- Цель урока = результат деятельности
- Цель: зачем изучаем?
4 важных характеристики деятельностного урока:
Этапы учебной деятельности:
3
1
2
Структура урока:
Начало
Основная часть
Итог
Результат
Актуализ.зн.
Усвоение знаний
и
развитие УУД
Проблема
Оценка
Рефлексия
Цель
Перспектива
Деятельностные связи этапов урока:
1
Актуализация знаний и умений
Проблема /интерес
2
Реализация плана: учебные действия, направленные на достижение цели
Цель / Предполагаемый результат/План
3
Результат/ Оценка
Рефлексия
Перспектива
Этапы формирования умений, связанных с управлением деятельностью:
Формирование УУД
- можно пользоваться везде и всегда…
- обобщенный…
- общий для всего…
- целостное, единоначалие…
- пробный…
- испытательный…
- поисковый…
- инициативное…
- познание чего-то…
- движение…
- алгоритм…
- способ…
- способность делать что-то…
- нагрузка…
Что такое «универсальные учебные действия»?
Способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и далее находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.
Г.А. Цукерман
Способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.
М.Р. Битянова
Способность ученика рассматривать методологические и теоретические аспекты решения конкретных предметных задач.
В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов
- У учителя есть чёткие маркеры в определении предметного результата , а вот что такое мета-предметный результат?
- Важно понимать содержание понятия УУД , как мета-предметного результата , а не просто фиксировать его из ФГОС!
- Учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия , которые он применил.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
- Логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.)
- Общеучебные универсальные действия (построение речевого высказывания, смысловое чтение, моделирование и т.д.)
- Постановка и решение проблемы
- Умение формулировать свою мысль;
- Умение строить речевое высказывание;
- Умение задавать вопросы и т.д.
- Постановка цели совместной работы
- Планирование совместной работы
- Оценивание результата совместной работы и т.д.
- Постановка или принятие цели
- Планирование
- Выполнение действия
- Контроль и коррекция
- Оценивание результата
- Рефлексия
Этапы формирования УУД (универсальных СПОСОБОВ действия)
ПАМЯТКА
4 . Постановка цели – выбор способа и выполнение
3. . Название способа - выполнение
2 . Описание способа - выполнение
1 . Предметный образец - выполнение
«Я умею и знаю как...
… СОСТАВЛЯТЬ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ»
… РАБОТАТЬ В ГРУППЕ»
коммуникативные действия
… ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРОВ»
… ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ РАБОТУ»
… ОБЪЕДИНЯТЬ ПРЕДМЕТЫ В ГРУППЫ»
регулятивные действия
познавательные действия
Основные критерии анализа урока:
- Структура урока
- Содержание урока
- Методика проведения урока
- Постановка заданий
- Формирование УУД
Структура урока
- Наличие основных компонентов урока: организационный момент, актуализация знаний обучающихся, основная часть урока, рефлексия, подведение итогов урока.
- Рациональное распределение времени между этапами.
- Логические связи и переходы между этапами.
Содержание урока
- Реализация общедидактических принципов обучения (научности, доступности, последовательности, системности, наглядности и пр.).
- Соответствие возрастным особенностям.
- Актуализация жизненного опыта учеников.
- Наличие межпредметных связей
Методика проведения урока
- Анализ деятельности учителя.
- Анализ деятельности обучающихся.
- Анализ совместной деятельности.
Анализ деятельности учителя
- Подбор и применение технологий и методов обучения (технология критического мышления, метод проблемного диалога, метод диалога культур, технология учебного проектирования, технология учебного исследования, технология междисциплинарного обучения).
- Использование разнообразных форм обучения (индивидуальная, коллективная, групповая, парная и т.д.).
- Создание эмоционально-положительной атмосферы урока.
- Применение наглядного материала.
- Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство.
Анализ деятельности обучающихся
1. Активность класса и отдельных учащихся;
2. Заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
3. Отношение учащихся к учителю;
4. Дисциплинированность и организованность учащихся;
5. Речь учащихся;
6. Задаваемые вопросы.
Анализ совместной деятельности
- Постановка целей урока (целеполагание).
- Достижение планируемых результатов.
- Система оценивания результатов (формирование навыков самоконтроля и самооценки).
- Рефлексия.
Постановка заданий
- Соответствие задания программным требованиям.
- Формулировка задания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.
- Представление права выбора уровня задания (базовый или повышенный).
- Ориентированность заданий на достижение метапредметных результатов.
- Адекватность критериев оценивания
Формирование УУД
- Личностные УУД
- Регулятивные УУД
- Коммуникативные УУД
- Познавательные УУД
Главная задача современного учителя:
1
- Не просто научить, а научить учиться
- Показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотного её применения
2
- Сделать учащихся мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации
3
Ребенок на современном уроке Цель - готовность к саморазвитию
Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям
1
Умение ставить перед собой цель, принимать решения
2
Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации
3
Умение проконтролировать себя, свои собственные действия
4
Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать
5
Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
6