Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших – это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить «никто» - так считал В.А. Сухомлинский
- Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложиться на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего – либо.
Все формы с родителями подразделяются на:
- Коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
- Традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.
Коллективные
Индивидуальные
Наглядно-
информационные
- Родительские собрания
- Конференции
- Круглые столы
- Анкетирование
- Семинары
- Беседы
- Тематические консультации
- Фотографии
- Выставки детских работ
- Ширмы
- Папки-передвижки
- Утренники
- Стенды
- Буклеты
Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Информационно - аналитические
Познавательные
Наглядно-
Досуговые
информационные
- Информационные папки для родителей
- Организация дней открытых дверей
- Открытых просмотров занятий
- Выпуск газет
- Презентация детского сада
- Информация о детском саде на сайте
- Семинары –практикумы
- Родительская гостиная
- Проведение собраний
- Консультации в нетрадиционной форме
- Игры с педагогическим содержанием
- Библиотека для родителей
- Совместные досуги
- Праздники
- Участие родителей и детей в выставках
- Участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях ДОУ
- Социологические срезы
- Опросы
- «Почтовый ящик»
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила
перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тестом контакте с семьями своих воспитанников.
- Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за
детьми и игры с ними. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обустраивать и украшать групповые помещения.
В этот день родители, а также другие близкие ребёнку люди принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сёстры), имеют возможность свободно посетить ДОУ; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Благодаря журналу «В мире слов» родители из пассивных наблюдателей
и слушателей становятся союзниками и активными партнёрами.
Такое мероприятие хорошее дополнение к родительским собраниям, беседам,
тематическим выставкам и т.п.