Современные образовательные технологии
Плуталова Марина Александровна
Мастер производственного обучения
В центре внимания личностно ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится максимально реализовать свои возможности (самоактуализироваться), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания инновационной школы.
Своеобразие целей личностно ориентированных технологий заключается в том, что они делают ставку на личность, её формирование и развитие не по чьему – то заказу, а в соответствии с природными способностями. Личностно ориентированное образование представляет собой среду, в которой происходит социализация, становление и развитие личности ребенка, оно характеризуется гуманистической направленностью, обращенностью к человеку, гуманистическим нормам и идеалам.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Личностно ориентированные технологии позволяют создать атмосферу любви, заботы. Сотрудничества, они создают условия для творчества самоактуализации личности.
Базовая ценность личностно ориентированных технологий – личностный подход, т.е. совокупность взаимосвязанных социальных установок на отношения учителя к ученику, к самому себе и к организации педагогического взаимодействия. Это выражается в учете и признании права каждого учащегося на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, в принятии его мнения и позиции; в готовности к безоценочному отношению к нему как к личности; в общении, основанном на равноправии и равноценности личностных позиций педагогов и учащихся; в сотрудничестве, сотворчестве, соуправлении всех участников педагогического процесса.
В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого учащегося, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей учащегося. Но чтобы индивидуально работать с каждым учащимся, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей учащегося. Но чтобы индивидуально работать с каждым учащимся, учитывая его особенности, необходимо по – иному строить весь образовательный процесс. Технологизация личностно-образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием учащегося в ходе овладения знаниями.
Основные проблемы организации личностно-ориентированного процесса: учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечить выявление содержания субъектного опыта учащихся включая опыт его предшествующего обучения; изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирования, интегрирования, обобщения предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого учащегося, в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта учащихся с научным содержанием задаваемых знаний; активное стимулирование учащихся к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, умениями, навыками.
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы учащийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решении поставленных задач; необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки выполнения учебного задания, необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но главным обравзом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет учащийся, усваивая учебный материал; образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В том случае урок подчиняется общепрофессиональной проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), формированию компетенции конечно, работа на уроке п\о с субъектным опытом учащихся требует от учителя специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают учащиеся во время урока. Учащиеся не просто слушают рассказ родителей, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим опытом, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Педагог постоянно обращается к классу с вопросами: что вы знаете об этом, где эти признаками, свойства могут быть использованы, с какими вы уже встречались. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, педагог затем начинает «отрабатывать» их с помощью своего предмета, дидактических целей. Он должен не принуждать , а способствовать формированию у учащихся компетенции. Учащиеся не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены , почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно значимым смыслам. Именно такой урок называется личностно – ориентировочным.
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно – ориентированного обучения. По мнению И.С. Якиманской, признание учащегося действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно – ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно – ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия. Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе внешней (точнее.смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход- распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности. Субъектно – личностной подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во – вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого учащегося, ее устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В –третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования. Под личностно – ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель- ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. При подготовке и проведении личностно ориентированного урока педагог должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план учащегося, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого учащегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети. Как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика. Ориентированная на личность учащегося, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
В нашем понимании модель личностно – ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем обучения ребенка. Личностно – ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель – ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности учащегося.
Изменяется позиция учащегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чем же различие личностно – ориентированного урока от традиционного?
Целеполагание. Цель – развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог – учитель – ученик.
Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Центральная фигура – учащийся! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
Деятельность учащегося. учащийся является субъектом деятельности педагога. Деятельность идёт не от педагога, а от самого ребенка. Используются методы проблемно – поискового и проектного обучения, развивающего характера.
Отношения « учитель – ученик». Субъектно – субъектные. Работая со всей группой, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план учащегося, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.
В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе разработок Л.С. Выготского, базировавшихся на идее передачи знаний, умений и навыков по принципу «внешнее во внутреннее». Реализация данного принципа в педагогике и являлась основной для субъект – объектных отношений, где учащийся получает, а учитель активно передает знания и опыт. При этом учащийся должен был адаптироваться к формам, методам, способам и приемам работы педагога. С.Л. Рубинштейн в своей работе «Бытие и сознание» предлагает иной подход к организации процесса познания - «внешнее через внутреннее» - что, с нашей точки зрения, означает принципиально иную организацию обучения: создание условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.
К сожалению, реализация этого принципа все еще не нашла адекватного отражения в современной дидактике.
Традиционно способности связываются с успешностью в деятельности и, являются более высоким уровнем (метауровнем) по отношению к действиям, представляя собой обобщение различного арсенала действий и поведенческого репертуара. Так как реализация способностей происходит через конкретное поведение и действия, следовательно, качественные основания для определения способностей следует искать в структуре поведения, соответствующего данной способности. Для того чтобы выйти на метауровень, а не остаться на поведенческом уровне рассмотрения, необходимо ввести дополнительную характеристику, которая позволяла бы качественно различать разнообразные аспекты действий. Для этого предлагается ввести промежуточное понятие между деятельностью и способностями. Образовательная модель строится на следующих принципах:
Целью обучения должно быть развитие личности.
Учителя и учащиеся являются равноправными субъектами обучения.
Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
Прежде чем обучать учащихся конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.
Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
В процессе обучения учащиеся должны обучаться тому, как эффективно учиться.
В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный учащийся для собственного осмысления, понимания и применения знаний.
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.
Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов ее переработки учащимся. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания ( например, русского языка как школьного предмета).
Познавательный стиль учащегося и обучающий стиль должны быть согласованы в процессе обучения.
Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий.
Система оценивая должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивая.
В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.
Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта.
«Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого учащегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и поведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала : учебные тексты, карточки – задания, дидактические тексты.
Технологии личностно ориентированного обучения предполагают специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием учащегося.
Педагогика, ориентированная на личность учащегося, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивается не только результаты, но и процесс их достижения.
В процессе обучения важную роль играют психологические особенности возраста учащихся: социальной ориентацией личности, осознанием себя в качестве частицы социальной общности, учебно-производственного коллектива, жизненной позиции, коллективизма, профессиональной активности. Поэтому в процессе обучения мастер применяет приёмы, ставящие учащегося в активную позицию на уроке. Моя работа организована с учётом их индивидуальных особенностей (с изучения их личных дел).
Составляется на каждого учащегося индивидуальная карта (см. приложение № 1- 2)
Будущие отделочники в процессе обучения защищают своё мнение, доказывают правильность выбранных приёмов работы; вносят коррективы, помогают товарищам в выполнении упражнений; делятся своими знаниями друг с другом; находят не один, а несколько способов выполнения упражнений.
Стимулирую учащихся как высказыванием своего мнения о выполненной работе, так и выставлением оценки, причём в последнем случае надо показать учащимся, что высшего балла заслуживает активно работающий учащийся, проявивший творческий подход к решению задачи.
Список литературы
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
Педагогические основы формирования профессиональных интересов у учащихся профтехучилищ: Сборник научных трудов.- ВНИИ профтехобразования, 1988 г.
Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. – М.: Издательство АСВ, 2004. с. 164-167.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – 312с.
Приложение № 1
Ф.И.О. Смирнов Игорь Иванович
Группа: МОС
Дата рождения: 01.10.1997г Возраст: 15 лет
Телефон: 8-909-88-888-88
Сведения о семье:
№ | Статус | ФИО | Возраст | Примечание |
1 | мать | ---------------------------------------------------------- |
|
|
2 | отец | ----------------------------------------------------------- |
|
|
3 | сестра | Смирнова Елена Ивановна | 21 | Домохозяйка г. Благовещенск |
4 | брат | Смирнов Илья иванович | 10 | Школа- интернат г. Зея |
Личностно-характерологические, типологические и эмоционально-волевые особенности:
Обучающийся активный, подвижный
Спокойный, уравновешенный / возбудимый, неуравновешенный
Общительный / замкнутый
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)
Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.
Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)
В быту (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня: да / нет
Имеются трудности поведения: да / нет. Как они проявляются ______________________________________________________________________
Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности: да / нет
Характер волевой сферы(развита достаточно, слабая)
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях: да / нет
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются: на уроках производственного обучения, проявляет интерес к выбранной профессии, имеет навыки работы
Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)
Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).
Психологические особенности:
Особенности внимания:
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти:
Запоминает быстро или медленно, с трудом
Запоминает надолго, быстро забывает
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)
Интеллектуальное развитие:
Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания: развиты
Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе: есть
Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье: соответствует норме
Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета -в норме
Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления: средний уровень
Элементы развития логического мышления : средний уровень
Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения
Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)
Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)
Нарушение критичности ___относится правильно, адекватно____________________________________________
Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)
Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)
Уровень сформированности речи:
Активный словарный запас (малый, достаточный)
Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)
Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)
Работоспособность на занятиях:
Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)
Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается
Характер отвлечения (на внешние раздражители / в отсутствие раздражителей)
Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)
Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)
Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.)
_Общее заключение: обучаемый, активный, легко идёт на контакт, коммуниабелен, в силу своего возраста легко отвлекается на посторонние раздражители, на занятиях ведёт себя ровно, уравновешен.
Рекомендации: учащийся проявляет интерес к выбранной профессии, в свои 15 лет легко отвлекается на посторонние раздражители, но в тоже время легко включается в работу; к концу занятий утомляется - это выражается снижением качества работы, поэтому необходимо смена деятельности в процессе производственного обучения.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2
Протокол
по результатам проведенного психодиагностического исследования:
Дата проведения обследования: 20. 09. 2012г.
Имя испытуемого: Смирнов Игорь
Пол испытуемого: М
Возраст испытуемого: 15 лет
Группа: МОСР
Название методики, теста: «Экстроверсия – нейтролизм»
Автор: Айзенк
Исследуемая функция, цель: Диагностика психических состояний и свойств личности.
Вывод: Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий. Эстетичен, ровно оживлен.
Пути коррекции: Создать возможность для лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.
Примечание: Тип №23. Э: 16-20; Н: 8-12
Шкала лжи: 5 баллов, норма