СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрываются несколко приемов, технологий для формирования УДД у младших школьниуов

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии»

1 СЛАЙД

Добрый день!

Тема нашего сегодняшнего выступления: «Формирование учебно-познавательных компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления».

2 СЛАЙД

Что такое компетенция всем нам уже известно, не будем на этом останавливаться.

3 СЛАЙД

При определении состава ключевых компетенций нами была взята за основу классификация Андрея Викторовича Хуторского.

Андрей Викторович выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:

  • Ценностно-смысловые

  • Общекультурные

  • Учебно-познавательные

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Социально-трудовые

  • Компетенции личностного совершенствования

4 СЛАЙД

В рамках сегодняшнего выступления нам хотелось бы остановиться на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.

В рамках реализации современных образовательных задач, у нашего МО возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

5 СЛАЙД

Среди многих нас заинтересовала «Технология развития критического мышления».

Сегодня в научных источниках критическое мышление определяют как разумное рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

Признаки критически думающего человека вы можете видеть на слайде.

6 СЛАЙД

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.


7 СЛАЙД

На стадии вызова можно использовать такие приёмы как «Кластер», «Верю –неверю», «Верные и неверные утверждения», «Корзина идей» и другие.

8 СЛАЙД

Так на уроке обучения грамоте, при ознакомлении с новой буквой Я, использован элемент этого приёма. Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

- Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных букв?

- Верите ли вы , что гласная а является показателем мягкости предшествующего согласного звука?

- Верите ли вы, что буква Я может обозначать как один звук в слове, так и два?

9 СЛАЙД

Начиная со второго класса можно использовать приём «Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения. В таблице, в первом столбике, они ставят плюс, если согласны и минус, если не согласны. Второй столбик у них пока остаётся пустой. После знакомства с основной информацией (тест параграфа) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

10 СЛАЙД

На второй стадии осмысления можно применять следующие приёмы: «Инсерт или чтение с пометками», «Чтение с остановками», «Кластер» и другие.

11 СЛАЙД

     Приём «Инсерт»

- Во время чтения нового текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

12 СЛАЙД

Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия.

Задания-«ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой вопрос. Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему.

К  примеру, когда перед ребенком нарисованы схемы трех- и пятизвукового слов, а учитель просит найти «звуковой домик» для слова ТИГР. Разумный ученик с начатками учебной самостоятельности не будет наугад выбирать схему, а объяснит учителю, почему задание невыполнимо.

13 СЛАЙД

На заключительном этапе Рефлексия можно использовать следующие приёмы: дискуссия, «Синквейн», «Письмо учителю», «Архивариус», творческие и исследовательские работы.

14 СЛАЙД

Так на уроке обучения грамоте, после изучения буквы, ребята выполняют мини-проект «Спрячь букву в любой предмет».

15 СЛАЙД

И последний приём, о котором нам хотелось бы рассказать, особо полюбившийся нашим четвероклассникам – это «Синквейн».

В переводе с французского слово « синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам  Синквейн – мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий  и информации.

16 СЛАЙД

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в парах.

Правила написания синквейна.

  • Первая строка – существительное, тема синквейна.

  • Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.

  • Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.

  • Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.

  • Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

Примеры работ, выполненных учениками 4-ых классов вы можете видеть на слайде.

17 СЛАЙД

А теперь я вам предлагаю подвести итог нашей работы и написать синквейн на тему критическое мышление. Не забывая о правилах его написания:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ТРИ ГЛАГОЛА

ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ

СИНОНИМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Наш вариант синквейна вы можете видеть на слайде.

18 СЛАЙД

И в заключении хочу сказать, что цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни.