Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить
оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными -образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
• цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
- Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
- Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).
- Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
- Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
- Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
- Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.
П. Волков).
- Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
- Педагогическая технология - это системный метод
создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
- Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
- Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко).
Понятие "педагогическая технология" может быть представлено в трех аспектах:
- процессуально-описательный,
- процессуально-действенный.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.