СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные педагогические технологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются современные образовательные и воспитательные технологии (здоровьесберегающая, технология учебной деловой игры, технология развития критического мышления и др.). Применение данных технологий позволяет более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс и удовлетворить образовательные потребности каждого обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии»

Колмакова Жанна Владимировна

КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», преподаватель английского языка



Современные педагогические технологии

Воспитательный процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности применяемой воспитательной технологии.

Современные педагогические технологии

  • технология здоровьесберегающая;

  • технология учебной деловой игры;

  • технология развития критического мышления;

  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;

  • шоу-технологии;

  • ситуативные технологии;

  • Диалоговые технологии;

  • «информационное зеркало»;

  • Технология индивидуального рефлексивного воспитания;

  • Кейс – технология;

  • Арт – технология;

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного и воспитательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Использование здоровьесберегаюших технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий, т.е. защита здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Именно поэтому реализуется интеграция валеологических знаний в предметы естественного цикла (биологию, химию).

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья.

Технология учебной деловой игры.

Игра — это деятельность понарошку, но c серьезными последствиями.

В игре ученик понарошку, но все-таки осваивает различные виды деятельности, учится видеть деятельность не только в простой последовательности действий, но в комплексе, неразрывно с результатами (промежуточными и конечными, основными и косвенными).

Являясь средством моделирования разнообразных условий деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов выполнения деятельности», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером какой - либо деятельности».

В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».

Особенности деловых игр обуславливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения, а именно:

– Игра позволяет радикально сократить время накопления опыта;

– Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем;

– В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа ситуации»;

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

Технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Преимущества критического мышления:

- Формирование позитивного опыта из всего, что происходит с человеком.

- Формирование самостоятельного, ответственного мышления.

- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения).

- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).

- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.

- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).

Основная идея – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Тьюторство – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования и воспитания. Главные «движущие силы» в такой системе – это педагог-тьютор и обучающийся, его подопечный. Главный инструмент обучения и воспитания в такой образовательной системе и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы. Эта программа постоянно уточняется и корректируется, изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений обучающегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим понятием индивидуализация образования.

Отличительными особенностями позиции тьютора и учителя являются следующие: если традиционный учитель, как правило, представляется обладателем определенного знания, которое необходимо донести до ученика, а последний должен неукоснительно его усвоить, то тьютор выступает в роли направляющего, активизирующего инициативу, самостоятельность и стремление к саморазвитию

Итак, тьютор – это педагог, который работает по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы.

Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь».

Шоу-технология, используемая в воспитательной работе, имеет три основных особенности:

- деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);

- соревновательность на сцене;

- заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.

Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются и применя­ются в связи с определенными обстоятельствами: например, в классе регуляр­но возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор манипу­лирует товарищами и даже взрослыми. Педагог специально выстраивает технологию «ситуации анализа очередной ссоры»:
□ задает участникам ссоры вопросы, которые побуждают каждого из них по-своему описать происходящее;

□ дает «пострадавшей стороне» понять, что видит ситуацию так же, как она;

□ выводит поссорившихся на размышление о том, почему так развивались их отношения;

□ обсуждает с детьми варианты разрешения случившегося.

Такая технология позволит создать у учащихся собственный опыт оценки по­ступков товарищей, мотивов их поведения, развенчать зачинщика ссор, обна­жить непривлекательность его действий и вызвать желание не ссориться.

Технология «Информационное зеркало»

Педагогическая работа осуществляется опосредованно, не через прямые действия воспитателя, а через информацию, поданную в графическо-настенной форме.

  • Создание установки на будущую информацию

  • Появление информации

  • Открытие обратной связи

  • Действие с информацией


Цель технологии: формировать у воспитанников опыт активного отношения к публичной графический информации.


Формы реализации технологии: стенгазета, информационный стенд, «доска гласности» и др.

Основные признаки результата: рост активности воспитанников в работе с «информационным зеркалом», увеличение среди воспитанников количества авторов идей и текстов, расширение круга обсуждаемых проблем, совершенствования внешнего вида «информационного зеркала».


Рефлексивные воспитательные технологии.

Рефлексия ( «reflexio» - обращение назад) – обращение субъекта на свое знание или на свое собственное состояние.

В обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

В воспитательном процессе можно условно выделить следующие виды рефлексии:

1. Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий.

2. Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании какого-либо воспитательного мероприятия участники могут проанализировать, что произошло, что изменилось.

3. Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем личностном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными.

Основная цель рефлексивных методик и технологий – формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм, т.е. это адаптация ребенка к внешним требованиям.

Кейс - технология (метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание разнообразных реальных ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Недостающую информацию участники обсуждения и принятия решения могут домысливать и строить на основе этого прогноза.

Выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования качеств обучаемых.

Арт-педагогика представляет собой синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса развития детей через искусство и художественно-творческую деятельность. Составляющая термина "арт" акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества и т.д.) в воспитании детей.

Педагогическая система арт-педагогики позволяет без насилия корректировать просчеты воспитания и негативные черты личности ребенка. В то же время она дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика.

Можно говорить о некотором преимуществе арт-технологий перед другими формами воспитательной работы:

- практически каждый ребенок может стать участником арт-технологий, не требующих от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических);

- арт-технологии являются средством преимущественно невербального общения, что иногда является для ребенка единственно возможным для выражения чувств и переживаний. Особенно ценно это для тех детей, кто замкнут, стеснителен, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется словами выразить свои переживания;

- в процессе участия в арт-технологиях ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-технологий как средства свободного самовыражения ребенка создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.

Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного обучения. В последние годы образование направлено на расширение использования коммуникаций и гуманизацию, поэтому технологии учебного диалога являются в настоящее время чрезвычайно востребованными и актуальными.

Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Диалог – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение любого материала при этом происходит не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.

Диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

В основе диалоговой технологии лежит познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного и воспитательного процесса на основе индивидуального подхода, с учетом особенностей каждого ученика.

Диалоговая технология включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и главное рефлексию. В ходе диалога формируется речевая культура учащихся, навыки публичного выступления и обсуждения проблемы.

При использовании диалоговой технологии очень важна позиция учителя, терпимое отношение к различным взглядам учащихся, возможность принять взаимоисключающие точки зрения, не бояться признать поражение, способность обмениваться идеями и мнениями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге - это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, это стимулирует его на пути овладения знаниями. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

В формировании коммуникативной компетентности учащихся большую роль играют методические, теоретические, экспериментально-практические, символико-графические, компьютерные и другие умения, специфика которых определяется предметным содержанием.

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации полезно использовать следующие методические приемы:

  • формулирование проблемы и анализ способов её решения;

  • выражение собственной точки зрения в контексте иных;

  • эффективное слушание и понимание собеседников;

  • выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;

  • оценку смысла и значения поступающей информации;

  • выделение различных причинно - следственных связей;

  • логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;

  • разные интерпретации информации;

  • выражение оценочных суждений и самооценку;

  • формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это - часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя - терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога

  • Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

  • Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

  • Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

  • Пытаться разобраться в том, что непонятно.

  • Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так, чтобы это способствовало пониманию проблемы.

  • Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

  • Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.