30
V межрайонные педагогические чтения
по теме «Воспитание и обучение
(Традиции, инновации, результативность)»
Современные подходы
к организации
дополнительного образования детей
на примере работы
эколого-биологического кружка «Юные друзья природы»
Автор: Сафонова Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ
Владимирская средняя
общеобразовательная
школа.
2012
Содержание
Аннотация 3
Введение (обзор литературы) 4
Цели и задачи 10
Обобщение личного опыта 11
Использованная литература 13
Приложение 14
Аннотация
Предмет изучения в рамках выбранной темы – современный подход к организации дополнительного образования детей.
Объект изучения – работа эколого-биологического кружка «Юные друзья природы».
Система дополнительного образования в России развивается с XIX века и занимает важное место в системе образования и воспитания детей. На современном этапе каждый педагог дополнительного образования имеет возможность обучать детей по авторской программе, самостоятельно выбирать формы, методы, технологии обучения и воспитания. Более разнообразными стали средства обучения: кроме книг и наглядных пособий на бумажных носителях появились и стали доступными технические средства обучения, сеть Интернет.
Определены задачи системы дополнительного образования:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга;
удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
Детское объединение «Юные друзья природы» направлено на решение задач обеспечения условий для личностного развития, формирования общей культуры, адаптации детей к жизни в обществе и организации содержательного досуга.
Введение
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы, которая возникла в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года. 1 Система внешкольного образования развивалась и в послевоенное время: создавались Дома и Дворцы пионеров, Станции юных туристов, техников, натуралистов, загородные пионерские лагеря, детско-юношеские спортивные школы. Многие звёзды искусства, спорта, науки были воспитанниками системы внешкольного воспитания. Особенностью учреждений дополнительного образования в этот период было подчинение единой идеологии. После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но и получила дальнейшее развитие.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.2
____________________________________________________________
Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. — М., 1971. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Дополнительное_образование_детей (дата обращения 9.03.2012)
Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (дата обращения 9.03.2012)
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. N 752 определено основное предназначение дополнительного образования детей
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Задачи дополнительного образования:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга;
удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.1
Основным структурным звеном в системе дополнительного образования детей является детское объединение дополнительного образования. Особенностью таких объединений является совместная социально направленная деятельность детей на добровольной основе. Добровольное объединение возможно лишь тогда, когда дети видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Педагогическая ценность детских объединений проявляется в целях, связанных с воспитанием и развитием детей.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006 г., 10 марта 2009 г.).
URL: http://base.garant.ru/136913 (дата обращения 9.03.2012)
Выделяют следующие педагогические функции, присущие детским объединениям: развивающую – обеспечение становления личности ребенка, развитие его творчества, умений взаимодействовать с людьми; ориентированную – обеспечение условий для ориентации детей в системе общечеловеческих ценностей; компенсаторную – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является.1
На современном этапе предъявляются высокие требования к документальной регламентации работы детских объединений. Самыми важными документами для детского объединения являются образовательная программа, план учебно-воспитательной работы на учебный год, журнал учёта работы детского объединения. Дополнительно в комплект документов может быть включено Положение о детском объединении.2
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского объединения как системное развитие потенциальных возможностей ребёнка. Для достижения этой цели педагог должен продумать содержание, разнообразие форм и методов учебно-воспитательной работы на каждом этапе деятельности детского объединения.
В содержании учебной работы детского объединения выделяют два взаимосвязанных направления: теоретическую и практическую подготовку воспитанников. Необходимо помнить, что главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность, поэтому основной составляющей занятия является практическая подготовка.
Синицына Г. П., Воспитание современного школьника: Учебное пособие. URL: http://www.ahmerov.com (дата обращения 17.03.2012)
Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 4-6.
Важным аспектом современного дополнительного образования является выбор педагогом методов, форм и средств обучения. Методы изучения, закрепления, повторения, проверки знаний и умений воспитанников не отличаются от таковых, применяемых в процессе обучения в школе, хотя предпочтение отдаётся игровым, практическим методам. Выбор методики (то есть сочетания методов) также связан с преимущественно практической направленностью дополнительного образования и относительно небольшой наполняемостью группы.
З. А. Каргина предлагает использовать следующие методики обучения в сфере дополнительного образования:
методика дифференцированного обучения, когда теоретический материал излагается для всех воспитанников, а практическое задание подбирается в зависимости от возраста, уровня подготовки, способностей, предпочитаемого вида деятельности;
методика индивидуального обучения, которая может применяться в исследовательской или проектной деятельности воспитанников;
методика проблемного обучения, в ходе чего дети сами получают теоретические знания и практические умения под руководством учителя, который предлагает проблему, связанную с повседневной жизнью и интересами ребят;
методика проектной деятельности, которая предполагает индивидуальное или коллективное планирование, поиск информации и практическое воплощение учебного проекта самими воспитанниками.1
_________________________________________________________________
Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 37-38
В современной педагогике принято выделять педагогические технологии - совокупность форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. С другой стороны, педагогическая технология - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В дополнительном образовании можно широко использовать такие педагогические технологии как обучение критическому мышлению через чтение и письмо, технологию коллективного творческого дела и др.
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более интересным и эффективным. Формы занятий можно разделить на две группы:
занятия в учебном кабинете (тематические, интегрированные, игровые, контрольные);
выездные занятия (экскурсии, походы, экспедиции, полевые практики, практические занятия на местности).
Наиболее традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в рамках которого изучается и закрепляется одна учебная тема. Чаще всего такие занятия проводятся в учебном кабинете. Интегрированные занятия предполагают использование нескольких видов творческой деятельности воспитанников (например, работа с микроскопом и изображение наблюдаемого препарата – интеграция биологии и изобразительного искусства).1
1. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 41
Игровые формы обучения редко применяются на уроках в школе, но востребованы на занятиях детского объединения как эффективное средство усвоения знаний, умений, навыков без излишнего напряжения, с удовольствием. Контроль усвоения информации в процессе обучения не менее важен, чем в общеобразовательной школе, но может осуществляться в более свободной форме с учётом разного уровня подготовки воспитанников: конкурсы загадок, рисунков, викторины, игры, защита проекта или исследовательской работы. Организация выездных занятий часто затруднена в системе общего образования (временное ограничение, строгая зависимость от школьного расписания), но эффективна в дополнительном образовании.
Наиболее оптимальным является сочетание разных форм занятий.
Образовательная деятельность детского объединения не может ограничиваться лишь строго запланированным учебным процессом. Педагогу необходимо активно использовать массовые формы работы, позволяющие расширить границы учебного процесса и создать «ситуацию успеха» для каждого воспитанника.
По мнению Каргиной З. А. наиболее распространёнными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются выставки, концерты, клубные дни (например, вечера поэзии, любителей музыки, встречи с интересными людьми и др.), состязательные мероприятия (соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и т. д.).1
Важным этапом в работе детского объединения дополнительного образования является итоговая аттестация, которая может осуществляться в форме экзамена, зачёта, выставки, конференции и т. п.
1. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., 2007. С. 57-59
Цели и задачи темы
Цель - обобщить личный опыт педагогической деятельности в области дополнительного образования.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Изучить опыт работы объединений дополнительного образования, представленный в различных источниках информации.
Обобщить опыт работы кружка за 2010-2012 годы.
Систематизировать накопленный материал.
Проанализировать опыт работы кружка.
Наметить пути дальнейшего повышения качества работы в направлении дополнительного образования.
Обобщение опыта работы кружка «Юные друзья природы»
Деятельность эколого-биологического кружка «Юные друзья природы» осуществляется под моим руководством на базе Владимирской средней общеобразовательной школы в течение двух лет.
Работа кружка регламентируется соответствующими нормативными документами: авторской образовательной программой, планом учебно-воспитательной работы и др.
Воспитанниками кружка являются ребята 5-8 классов. Возраст ребят диктует и преобладающие формы работы: практические, лабораторные работы, постановка опытов, викторины, конкурсы рисунков, широкое использование технических средств обучения для демонстрации ярких иллюстраций, интерактивных схем, виртуальных опытов, учебных видеофильмов.
Программа работы детского объединения рассчитана на 1 год, поэтому в течение учебного года осуществляется изучение основных разделов школьного курса биологии: «Растения», «Животные», «Здоровье человека», а также включены разделы «Исследовательская деятельность», «Экология», «Общие свойства живого». Планирование работы кружка по каждому разделу составляется на один учебный год. Учитывается возраст воспитанников: теоретический материал не повторяет школьную программу, а расширяет и дополняет её таким образом, чтобы было интересно и доступно для изучения и пятиклассникам, и более старшим ребятам. Например, при изучении раздела «Растения» на каждом занятии кружка проводится викторина в сопровождении слайдов по темам «Овощные культуры», «Фрукты: знакомые и экзотические», «Деревья и кустарники родного края», «Грибы» и другие. Вопросы викторин составлены таким образом, чтобы показать свою эрудицию мог каждый ребёнок: в виде загадок, строк из детских стихов и песен, исторических сведений, мифов и легенд. При изучении раздела «Животные» также используются подготовленные викторины на электронных носителях с сопровождением из загадок и вопросов, требующих творческого подхода: «Многообразие беспозвоночных», «Насекомые и их знакомые», «Бабочки».
Для развития активности и самостоятельности воспитанников разработаны индивидуальные инструкционные карточки для проведения лабораторных и практических работ с вопросами для проверки уровня усвоения знаний (представлены в Приложении). Для организации полноценных практических занятий кабинет оборудован индивидуальными мини-лабораториями с комплектом инструментов и оборудования и методическими рекомендациями по проведению лабораторного практикума.
Воспитанники кружка принимают активное участие в массовых мероприятиях: конкурсе «Юный знаток биологии», районной и областной научно-практической конференции, областной научно-практической выставке, конкурсах исследовательских работ «Тайны леса», «Подрост», экологических акциях «День Земли», «День Воды», День Птиц».
В рамках кружка организована исследовательская деятельность учащихся. Были подготовлены и успешно защищены исследовательские работы по темам «Ядовитые растения м. Владимирский Лагерь», «Ядовитые комнатные растения», «Флористический список территорий, прилегающих к м. Владимирский Лагерь», «Лекарственные растения м. Владимирский Лагерь», «Составление экологического паспорта школы», «Исследование и сравнение ценопопуляций плауна булавовидного в лесах Себежского Национального парка и м. Владимирский Лагерь».
Силами воспитанников кружка подготовлены атласы – определители комнатных растений. Участники детского объединения помогают в оформлении школьных стендов по темам «Ядовитые растения», «Правильное питание – залог здоровья», «Осторожно – клещи», «Защитим себя от гриппа».
Использованная литература
Галеева Н.Л., Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. - М.: «5 за знания», 2007. - 96 с.
Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. URL: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (дата обращения 9.03.2012)
Каргина З. А., Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сб. — М., 1971. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Дополнительное_образование_детей (дата обращения 9.03.2012)
Синицына Г. П., Воспитание современного школьника: Учебное пособие. URL: http://www.ahmerov.com (дата обращения 17.03.2012)
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006 г., 10 марта 2009 г.).
URL: http://base.garant.ru/136913 (дата обращения 9.03.2012)
Приложение
Содержание приложения:
Викторина по теме «Беспозвоночные животные», 7 класс.
Сопровождение к викторине «Многообразие беспозвоночных»
Сопровождение к викторине «Гигиена»
К викторине «Строение организма человека»
Викторина «Великие учёные»
Биологический опыт «Гигроскопические движения у растений»
Инструкционные карточки для проведения лабораторных работ
Викторина по теме «Беспозвоночные животные», 7 класс.
Эти мягкотелые свободноплавающие кишечнополостные в процессе своего развития иногда ведут прикреплённый образ жизни. Как называется прикреплённая и свободноплавающая форма существования этого животного? (Полип и медуза).
Эти животные устроены примитивно, имеют скелет, ведут сидячий образ жизни. Учёные считают, что эти организмы возникли очень давно, одними из первых среди многоклеточных животных. Как они называются? (Губки).
Эта группа животных имеет удлинённое тело без конечностей. Их тело состоит из сегментов с парными выростами—параподиями. среди сегментов тела выделяются своей формой головной и хвостовой сегменты. (Многощетинковые черви).
Эти кишечнополостные могут иметь разные форму и размеры, но для всех них характерна форма зонтика со щупальцами по краям и ртом в нижней части зонтика. Как называются эти животные?
Тело кишечнополостных состоит из нескольких слоёв клеток, между которыми располагается слой неклеточного вещества. Сколько слоёв клеток в теле кишечнополостных? (2). Как называется промежуточный слой неклеточного вещества? (Мезоглея).
Отличительной чертой кишечнополостных является наличие особых клеток, служащих для захвата добычи и защиты от хищников. Как называются эти клетки и как они действуют? (Стрекательные, прокалывают покровы хищника и впрыскивают яд).
У этих беспозвоночных имеется отсутствующая у всех других животных амбулакральная (водно-сосудистая) система, служащая для движения, выделения и осязания. Как называются эти животные? (Иглокожие).
Представители этого класса иглокожих имеют длинные тонкие лучи из огромного количества известковых члеников, плоское ярко окрашенное тело. Как называются эти иглокожие? (Офиуры).
К этому классу иглокожих относятся морские огурцы и кубышки. В момент опасности эти животные выбрасывают из задней кишки липкий секрет или все содержимое полости тела. Способны к регенерации внутренних органов. Как называется этот класс иглокожих? (Голотурии).
Наиболее высокоорганизованные среди всех червей. У них впервые появляется набор систем органов, характерный для всех высших групп организмов, включая млекопитающих. Как называется этот тип червей? (Кольчатые).
Кольчатые черви совершают разнообразные движения благодаря наличию двух групп мышц. Как называются эти группы мышц? (Кольцевые и продольные).
Особый белок, который выделяют эти кольчецы, препятствует свертыванию крови в ране, облегчая питание этим паразитическим червям. Назовите этот класс кольчецов и белок, который они выделяют. (Пиявки, гирудин).
Медицинская пиявка используется в медицине, а также в качестве лабораторного животного. Как называется область медицины, в которой применяются пиявки? (Гирудотерапия).
К этому типу беспозвоночных относятся аскариды, сингамы, ришта и другие. Назовите этот тип. (Круглые черви).
Вытянутое, двустороннесимметричное тело этих беспозвоночных напоминает по форме пластину или ленту. У большинства видов оно не разделено на сегменты, однако у одного класса — разделено на членики. Назовите этот тип беспозвоночных. (Плоские черви). Перечислите классы этого типа. (Ресничные, сосальщики, ленточные).
Многие моллюски — промежуточные хозяева паразитических червей. Назовите известного вам пресноводного моллюска, который является промежуточным хозяином червя--паразита человека, и этого опасного паразита. (Малый прудовик, печёночный сосальщик). Вспомните цикл развития этого паразитического червя и расскажите, как не допустить заражения им своего организма? ( Соблюдать санитарно-гигиенические нормы, не брать в рот траву рядом с водоёмами).
Сопровождение к викторине «Многообразие беспозвоночных»
Амеба (показать фото): с помощью чего передвигается? К какому подцарству относится? Один из видов амёб вызывает заболевание человека. Какое? Как проявляется это заболевание?
Инфузория – туфелька: это животное относится к тому же подцарству, что и амёба, но передвигается с помощью ресничек. Показать фото. Как человек использует этих животных? (Для очистки сточных вод)
Радиолярия (показать фото): как по-другому называются эти животные? К какому подцарству относятся?
Эвглена зелёная: это животное иногда относят к растениям. Почему? Как оно называется? Показать фото: с помощью чего оно передвигается? Чем похоже на растения, а чем на животных?
Губки (показать фото): как называется? На какие классы делят тип Губки? Чем отличаются от других многоклеточных животных? Как питается? Как человек использует этих животных? Какую пользу они приносят в природе?
Коралловые полипы (показать фото): к какому типу относятся? Что ещё называется «полип»?
Сцифоидные медузы: эти кишечнополостные напоминают раскрытые зонтики, как они называются? Чем могут быть опасны? Как называются клетки, которые служат для защиты?
Гидра (показать фото): кто это? К какому типу относится? Как размножается в тёплое время года? Какие организмы также размножаются почкованием?
Планария (показать фото): кто это? Какой образ жизни ведёт? К какому типу относится? Какие классы выделяют в этом типе?
Сосальщики (показать 1 фото): кто это? Показать 2 фото. Какой образ жизни ведёт? Какие меры профилактики нужно соблюдать, чтобы не заразиться этим паразитом? Почему?
Бычий цепень: это самое длинное животное на Земле, длина некоторых особей более 30 м. Это паразит кишечника человека. Показать фото.
Дождевой червь: родственники этого известного вам животного, обитающие в Австралии. Достигают 2 м, а у нас это животное небольшое, но очень полезное: чем больше особей на участке земли, тем плодороднее этот участок. Показать фото: как размножаются эти животные? К какому типу относится?
Пиявка (показать фото): тело этого животного состоит из 33 сегментов. Обитают они только в чистых водоёмах. Выделяют вещество гирудин. Их используют для лечения. Как называется лечение этими животными?
Морской многощетинковый червь (показать фото): это морской обитатель. Родственник пиявки. С помощью чего передвигаются эти животные?
Осьминог: один из представителей этого рода, проживавший в Берлинском зоопарке, недавно прославился своими предсказаниями. Глаза этого морского животного похожи на глаза человека. Иногда на теле китов находят следы, оставленные этими животными. К какому типу относятся? Как передвигаются? Показать фото.
Кальмар: гигантских представителей этого рода называют спрутами. Но чаще всего они небольшие. Их используют в пищу люди. Показать фото. Сколько щупалец у этих животных? Из чего образовались эти щупальца? (Из ноги)
Виноградная улитка: одно из самых медлительных животных. Многие думают, что на голове у него рожки, но это органы чувств. Какие? Показать фото: чем питается? Что находится на кончике «рожек»? К какому типу и классу относится?
Большой прудовик (показать фото): кто это? Родственник этого животного является промежуточным хозяином паразитического червя. Какого? (Печёночного сосальщика)
Катушка (показать фото): как называется этот моллюск? Где живёт?
Устрицы (показать фото): это съедобные животные. Как называются?
Морская звезда: у этих животных есть особенная система органов – амбулакральная. Для чего она нужна? Как называется по-другому? Показать фото: кто это? Какой тип симметрии у этих животных? Как они питаются?
Морской ёж: он напоминает известное вам сухопутное животное, которое сворачивается в случае опасности. Но не является его родственником. Кто это? Показать фото.
Змеехвостка: она напоминает морскую звезду, но имеет более тонкие и длинные лучи. Кто это? Показать фото. Как по-другому называется?
Голотурия (морской огурец): назван в честь растения, но является животным. Родственник морских звёзд. Показать фото.
Сопровождение к викторине по теме «Гигиена»
Назовите область науки, изучающую влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающую профилактику различных заболеваний; обеспечивающую оптимальные условия для существования; сохраняющую здоровье и продлевающую жизнь (гигиена)
В средневековых городах были законы, которые обязывали жителей домов трижды кричать «Поберегись!» прежде, чем сделать это. Что они собирались сделать? (Вылить помои на улицу через окно)
По средневековым представлениям забота об этом «полагалась греховной, а чрезмерно частое мытьё и связанное с тем лицезрение» этого — соблазнительными. «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует» делать это «как можно реже», — предупреждал об опасности Св. Бенедикт. О чём эти слова? (О мытье тела)
Как часто и когда именно следует чистить зубы? (Не менее 2 раз в день после завтрака и после ужина)
Как часто следует обращаться к стоматологу? (2 раза в год, даже если зубы не беспокоят)
Как правильно чистить зубы? (По направлению их роста — от десны к краю, снаружи и по внутренней стороне, жевательные поверхности круговыми движениями)
Наука гигиена названа в честь дочери врача Асклепия (Эскулапа) и в древности часто изображалась в виде женщины, обвитой холоднокровным животным, которое считалось символом святости, мудрости и чистоты. Назовите это животное. Где в наше время можно увидеть изображение этого животного? Что оно обвивает на этих символических рисунках? (Это змея. Рисунок всегда изображён на дверях аптеки. Змея обвивает чашу на высокой ножке)
Известно, что чистая кожа имеет бактерицидные свойства. Что это означает? (Она способна убивать микроорганизмы)
Как правильно делать кожу чистой? (умываться тёплой или прохладной водой с туалетным мылом или специальными средствами для умывания, 2 раза в день, желательно после школы, прогулки, жирные участки протирать специальными средствами — купить в аптеке)
Как правильно расчёсывать короткие волосы? (От корней к кончикам редкой расчёской)
Как правильно расчёсывать длинные волосы? (Сначала расчесать концы, затем постепенно подниматься выше к корням, расчёсывать массажной щёткой)
Как часто нужно мыть волосы? (Жирные — 1 раз в 7 дней, сухие — 1 раз в 10-14 дней, водой без моющих средств можно мыть чаще)
Как часто нужно менять носки и нижнее бельё? (ежедневно или чаще 1 раза в день по необходимости)
Как вы считаете, что вреднее для глаз — свет или темнота? (Темнота, так как глаза природой предназначены для восприятия света)
Для чего зимой иногда рекомендуют носить солнцезащитные очки? (От снега отражается слишком много световых лучей)
Как вы думаете, что опаснее для глаз — посещение кинотеатра или чтение нечётко пропечатанных текстов? (Последнее вызывает нарушения зрения и психики, а первое способствует тренировке глазных мышц)
Если у ребёнка затруднённое носовое дыхание, частый насморк; храп во сне, рот ребёнка часто открыт, то подозревают, что у него аденоиды. Это заболевание связано с разрастанием какоё- то ткани. Где и какая ткань разрастается? Почему это происходит? (Лимфоидная ткань в носоглотке, из-за увеличения необходимости вырабатывать лимфоциты для борьбы с инфекцией)
Как называется врач, к которому нужно обратиться при этом заболевании? (ЛОР, отоларинголог, ухогорлонос)
Как в быту называют ринит? (насморк)
Если заболевает кожа, то это означает и заболевание какой-то системы органов. Какой? (пищеварительной)
Одышка и сердцебиение после подъёма по лестнице – это признак нормального здоровья или заболевания? (Заболевания сердечно-сосудистой системы)
К викторине «Строение организма человека»
1. У птиц в этом органе часто находят мелкие камешки. Назовите этот орган. Откуда берутся эти камешки? Для чего нужны? (Желудок, птицы глотают, для перетирания пищи вместо зубов) – фото
2. Фото – что это? Для чего нужен этот орган? Сколько частей имеет? А у рыб? У земноводных? У пресмыкающихся? У птиц? (Сердце, для выталкивания крови, 4 камеры, 2 камеры, 3 камеры, 3 камеры, 4 камеры)
3. Этот орган очищает кровь. Это самая крупная железа организма. Фото. (Печень здорового человека)
4. Фото – что это? (Печень алкоголика)
5. У планеты – это леса, а у нас – что? (Лёгкие) Фото.
6. Фото – что это? (Лёгкие курильщика)
7. Фото – что это? Из какой ткани состоит? (Крестец, из соединительной)
8. Фото – что это? ( Шейный позвонок)
9. У других приматов она сильно выступает вперёд, а у человека она плоская. Что это? (Грудная клетка) Фото.
Это единственная подвижная кость скелета головы. (Нижняя челюсть) Фото
10. Фото – что это? (Почка)
11. Эта кость отсутствует в скелете лошади и других непарнокопытных. А где она находится у человека? (В плечевом поясе) Фото
12. Фото – что это? (Стопа)
13. Фото – Где располагается эта кость? (Внутри бедра)
14. Фото – что это? (Участок артерии)
15. Фото – что это? (Трахея и бронхи)
16. Фото – что это? (Лопатка)
17. У этого органа одно имя с инструментом художника. Что это? (Кисть)
ВИКТОРИНА «ВЕЛИКИЕ УЧЁНЫЕ» для 8 класса
Этот нидерландский учёный увлекался шлифовкой стёкол. Это увлечение помогло ему создать прибор, который используется для изучения маленьких организмов. Назовите фамилию учёного и прибор, который он изобрёл.
С помощью изобретённого прибора этот учёный впервые наблюдал клетки организма человека. Какие именно? Для чего эти клетки нужны организму человека?
Также с помощью этого прибора учёный открыл и зарисовал одну из тканей организма человека. Какую именно? Перечислите известные вам ткани, входящие в состав организма человека.
Этот учёный первым открыл существование безъядерных организмов. Назовите Царство живой природы, к которому относятся эти организмы. Какую роль они играют в природе и жизни человека?
Одним из первых этот учёный стал проводить опыты на себе. Какие именно? Чем опасны такие эксперименты?
Этот учёный первым описал процесс размножения у тлей, при котором яйцеклетка развивается без оплодотворения. Как называется такой способ размножения? Каким организмам, кроме тлей, свойственна такая форма размножения?
Биологический опыт «Гигроскопические движения у растений»
Цель опыта: изучить значение воды в движениях растений и влияние температуры воды на скорость движения семенных чешуй шишек.
Объекты: 2-4 сухие шишки сосны и ели.
Оборудование: 2 ёмкости для воды, холодная вода (температура 10 % С), горячая вода (50 % С), часы.
Опыт основан на исследованиях Ч. Дарвина в 1865-1880 годах, Д.Ч.Боса в 1895-1937 годах, И.Ф.Леваковского и Т.И.Вяземского в 1860-1901 годах. Результатом этих исследований стало доказательство того, что раздражимость так же свойственна растениям, как и животным. Под раздражимостью понимают способность организма воспринимать воздействия внешней и внутренней среды и реагировать изменением процессов жизнедеятельности. Раздражимость растений лежит в основе активных движений - тигмонастий (двигательных реакций на прикосновения), ростовых (тропизмов и настий) и тургорных (у насекомоядных растений) движений. Кроме активных движений, растениям свойственны и пассивные, среди которых наиболее распространены гигроскопические движения.
В основе гигроскопических движений лежит способность оболочек растительных клеток к поглощению воды и набуханию. При набухании вода поступает в пространство между молекулами целлюлозы в оболочке и белка в цитоплазме клетки, что приводит к увеличению объёма клетки.
Набухание чешуй шишек приводит к изменению их положения в пространстве из-за того, что строение и состав клеток на внешней и внутренней стороне чешуи различаются. Оболочки клеток внешней стороны чешуи более эластичны, поэтому при поглощении воды клетки внутренней части чешуи быстрее увеличиваются в объёме, что и приводит к движению чешуи вниз (шишка закрывается). В процессе обезвоживания клетки внешней стороны теряют воду быстрее, что приводит к загибанию чешуи вверх.
Методика проведения опыта:
Для изучения влияния температуры воды на скорость гигроскопических движений необходимо приготовить две ёмкости с горячей и холодной водой.
В каждую ёмкость поместить одинаковое количество сходных по размерам шишек сосны и ели.
Отметить время начала опыта.
Наблюдать за движением чешуй.
Отметить время, которое потребовалось для полного смыкания чешуй.
Вынуть шишки из воды, наблюдать за обратным движением чешуй.
Отметить время, за которое чешуи вернутся в исходное положение.
Данные наблюдений оформить в виде таблицы.
Сделать выводы.
Описание этапов опыта
Для изучения влияния температуры воды на скорость гигроскопических движений необходимо приготовить две ёмкости с горячей и холодной водой.
В каждую ёмкость поместить одинаковое количество сходных по размерам шишек сосны и ели.

Время начала опыта - 17 часов 25 минут
Первыми сомкнулись чешуи шишек, помещённых в горячую воду: сначала еловых, а затем сосновых.
Затем сомкнулись чешуи шишек, помещённых в холодную воду в том же порядке.
Окончание первой части опыта (полное смыкание всех чешуй шишек) - 22 час 22 минуты.

По мере высыхания шишек наблюдается обратный процесс - раскрытие чешуй шишек: первыми раскрываются сосновые шишки, а затем еловые.

Таблица № 1. Зависимость скорости смыкания чешуй от температуры воды.
Объект наблюдения | Время смыкания чешуй, в минутах | Время размыкания чешуй |
В холодной воде | В горячей воде |
Шишка сосны, длина 4 см | 232 | 135 | В течение суток |
Шишка сосны, 7 см | 237 | 140 | В течение суток |
Шишка ели, 6 см | 137 | 66 | Через двое суток |
Шишка ели, 8 см | 140 | 83 | Через двое суток |
Среднее значение | 186,5 | 106 | |
Выводы:
Движение семенных чешуй шишек обусловлено потерей и поглощением воды.
Минимальное время смыкания семенных чешуй выявлено но для еловой шишки длиной 6 см, погружённой в горячую воду, и составило 66 минут.
Максимальное время смыкания семенных чешуй выявлено но для сосновой шишки длиной 7 см, погружённой в холодную воду, и составило 237 минут.
Скорость смыкания семенных чешуй зависит от температуры воды, в которую погружены шишки: в горячей воде скорость смыкания выше и составляет в среднем 106 минут, что на 80, 5 минут меньше среднего значения скорости смыкания чешуй в холодной воде.
Скорость смыкания семенных чешуй зависит от размера шишек: для шишек длиной 4-6 см время смыкания в горячей воде составило в среднем 100,5 минут, в холодной воде - 184, 5 минут, что на 11 и 4 минуты меньше соответствующих средних результатов для больших шишек.
Скорость смыкания семенных чешуй зависит от вида хвойных: у еловых шишек среднее время смыкания чешуй выше в горячей и холодной воде, чем у сосновых, и составляет 74, 5 и 138, 5 минут соответственно, что на 63 и 69,25 минут меньше для горячей и холодной воды.
Использованная литература
Батурицкая Н.В., Фенчук Т.Д., Удивительные опыты с растениями: Кн. Для учащихся. - Мн.: Нар. Асвета, 1991. - 208 с.: ил.
Инструкционные карточки для проведения лабораторных работ
Лабораторная работа, 6 класс
Тема: типы корневых систем
Цель: формировать умения применять теоретические знания в практической деятельности, закрепить знание типов корневых систем
Оборудование: 5-6 гербарных растений с разными типами корневых систем
Ход работы:
Рассмотрите растения и разделите их на группы в соответствии с типом корневой системы
Как называются такие корневые системы? Нарисуйте и подпишите разные типы корневых систем
Определите принадлежность растений к классам Однодольные и Двудольные по типу корневой системы
Результаты работы оформите в виде таблицы:
№ | Название растения | Тип корневой системы | Класс |
| | | |
| | | |
Лабораторная работа, 7 класс
Тема: простейшие
Цель: формировать представления о многообразии простейших, о значении их в природе и жизни человека
Оборудование: постоянный микропрепарат, микроскоп, лупа
Ход работы:
Рассмотрите микропрепарат невооружённым глазом. Что вы видите? Почему? Как называется изучаемое простейшее животное?
Рассмотрите препарат с помощью лупы. Что вы видите? Почему?
Рассмотрите препарат при малом увеличении микроскопа: определите форму тела животного, найдите оболочку, цитоплазму, ядро. Сколько ядер в клетке: Какой они формы?
Рассмотрите препарат при среднем или большом увеличении микроскопа. Какие части клетки видны? Для чего они нужны?
Зарисуйте одну особь простейшего, обозначьте увиденные компоненты клетки, укажите функции этих компонентов.
Докажите, что простейшие - животные, а не одноклеточные растения или бактерии.
Лабораторная работа, 8 класс
Тема: предшественники современных людей
Цель: формировать представления о происхождении и историческом развитии современных людей
Оборудование: модели «Происхождение человека»
Ход работы:
Рассмотрите модели, найдите черты сходства и различия у шимпанзе и предков человека, запишите их в 2 столбца. Какой предок человека наиболее похож на шимпанзе? Почему?
Выявите отличительные черты внешности предков людей современного типа: соотношение размеров мозгового и лицевого отделов черепа, величина надбровных валиков, наличие или отсутствие подбородочного выступа, его размер, форма носа. Результаты наблюдений оформите в виде таблицы:
№ | Название модели | Внешние особенности | Образ жизни (речь, умения, другие особенности) |
| | | |
| | | |
| | | |