СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в ОУ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные подходы к  организации контрольно-оценочной деятельности в ОУ    

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.   

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в ОУ»

Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в ОУ

Современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в ОУ

Этапы трансформации оценочной системы в отечественном школьном образовании 1846 г. введена пятибалльная система оценки; с мая 1918 г. – постановлением Народного комиссариата  по просвещению, введено безотметочное обучение; с сентября 1935 г. – восстановление пятибалльной,  словесной системы оценки знаний, умений и навыков; 1944-1998 гг . – введение цифровых отметок (пятибалльная система оценки знаний); с 1998 г. – утверждение четырёхбалльной системы оценки Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №156 1/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Введено безотметочное обучение в первом классе и первой четверти второго класса; с 2004 – общепринятая система дополнена оцениваем сформированности общеучебных умений и навыков; с 2010-2011 гг. переход на новый ФГОС НОО, разработка системы оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обр.    «Опять двойка» Ф. Решетников, 1952 г.

Этапы трансформации оценочной системы в отечественном школьном образовании

  • 1846 г. введена пятибалльная система оценки;
  • с мая 1918 г. – постановлением Народного комиссариата

по просвещению, введено безотметочное обучение;

  • с сентября 1935 г. – восстановление пятибалльной,

словесной системы оценки знаний, умений и навыков;

  • 1944-1998 гг . – введение цифровых отметок (пятибалльная система оценки знаний);
  • с 1998 г. – утверждение четырёхбалльной системы оценки Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №156 1/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Введено безотметочное обучение в первом классе и первой четверти второго класса;
  • с 2004 – общепринятая система дополнена оцениваем сформированности общеучебных умений и навыков;
  • с 2010-2011 гг. переход на новый ФГОС НОО, разработка системы оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обр.

«Опять двойка»

Ф. Решетников, 1952 г.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, пункт 13. Проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.  Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по-прежнему остается компетенцией образовательной организации ( статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся).  Итоговая аттестация после этапа начального общего образования не носит статус государственной ( статья 59, пункт 3 ).

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, пункт 13. Проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по-прежнему остается компетенцией образовательной организации ( статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся).

Итоговая аттестация после этапа начального общего образования не носит статус государственной ( статья 59, пункт 3 ).

Положения ФГОС НОО 2009 г., связанные с контрольно-оценочной деятельностью II. Требования к результатам освоения  основной образовательной программы НОО  Пункт 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания , лежащих в основе современной научной картины мира.

Положения ФГОС НОО 2009 г., связанные с контрольно-оценочной деятельностью

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО

Пункт 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания , лежащих в основе современной научной картины мира.

Положения ФГОС НОО 2009 г., связанные с контрольно-оценочной деятельностью Требования к метапредметным результатам освоения ООП НОО 2009 г. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Положения ФГОС НОО 2009 г., связанные с контрольно-оценочной деятельностью

Требования к метапредметным результатам

освоения ООП НОО 2009 г.

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы решения;

умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

II . ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ   ООП ООО 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности , системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

10.  Метапредметные результаты освоения ООП ООО

должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Положения ФГОС НОО 2009 г., связанные с контрольно-оценочной деятельностью

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО

  • Пункт 13 Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
  • В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
  • - результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ( Промежуточная аттестация обучающихся отражает динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП);
  • - результаты итоговых работ , характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования ( Итоговая аттестация характеризует уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования).
Положения ФГОС НОО 2009 г., связанные с контрольно-оценочной деятельностью III. Требования к структуре ООП НОО 19.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:  1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.  … должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( стандартизированные письменные и устные работы , проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Положения ФГОС НОО 2009 г., связанные с контрольно-оценочной деятельностью

III. Требования к структуре ООП НОО

19.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

… должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга ( стандартизированные письменные и устные работы , проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

18.1.3 . Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна:

  • 1)  определять  основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам  освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
  • 4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
  • 5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
  • 6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного  учреждения и системы образования разного уровня.
  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
Объекты итоговой оценки ФГОС: ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом  личностные : самоопределение смыслообразование морально-этическая  ориентация  предметные : метапредметные : саморегуляция коммуникация познавательная освоение системати-  деятельность  ческих знаний, преобразование, при-  менение и самостоя-  тельное пополнение  знаний способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

Объекты итоговой оценки

ФГОС: ориентация на результат: в чем

проявляется достижение результатов

Овладение системой учебных действий

с изучаемым учебным материалом

личностные :

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • морально-этическая

ориентация

предметные :

метапредметные :

  • саморегуляция
  • коммуникация
  • познавательная
  • освоение системати-

деятельность

ческих знаний,

  • преобразование, при-

менение и самостоя-

тельное пополнение

знаний

способность к решению

учебно-познавательных и

учебно-практических задач

О бъекты контроля и оценки в соответствии с ФГОС   основные способы действия в отношении к опорной системе знаний (предметные результаты)  универсальные учебные действия, составляющие умение учиться (метапредметные результаты).  В предметных результатах, за которые педагоги отвечали всегда, стандарт делает новый акцент: теперь это не только система основополагающих элементов научного знания, а еще и освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт  специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. В центр внимания при итоговой оценке предметных результатов стандарт ставит не знания в чистом виде, а способы действия с приобретенными знаниями.

О бъекты контроля и оценки в соответствии с ФГОС

  • основные способы действия в отношении к опорной системе знаний (предметные результаты)
  • универсальные учебные действия, составляющие умение учиться (метапредметные результаты).

В предметных результатах, за которые педагоги отвечали всегда, стандарт делает новый акцент: теперь это не только система основополагающих элементов научного знания, а еще и освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. В центр внимания при итоговой оценке предметных результатов стандарт ставит не знания в чистом виде, а способы действия с приобретенными знаниями.

 Особенности системы оценки  планируемых результатов образования Комплексный подход к оценке результатов образования (личностных, метапредметных, предметных); Использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной баз оценки; Оценка успешности освоения содержания учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; Оценка динамики образовательных достижений обучающихся, использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; Использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования; Использование наряду со стандартизированными работами таких методов оценки, как проекты, практические творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Особенности системы оценки планируемых результатов образования

  • Комплексный подход к оценке результатов образования (личностных, метапредметных, предметных);
  • Использование планируемых результатов освоения ООП в качестве содержательной и критериальной баз оценки;
  • Оценка успешности освоения содержания учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • Оценка динамики образовательных достижений обучающихся, использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • Использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • Использование наряду со стандартизированными работами таких методов оценки, как проекты, практические творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Компоненты системы контроля и оценки образовательных достижений школьников Внешний контроль и оценка Внутренний контроль и оценка  Внешний итоговый контроль как независимая оценка качества, мониторинговые исследования разных уровней (международные, федеральные, региональные и т.д.) Система внутришкольного мониторинга: самообследование, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, система оценки достижения планируемых результатов Контрольно-оценочная деятельность педагога (микродиагностика, педагогическая диагностика, текущий и итоговый контроль) Контрольно- оценочная деятельность самих учащихся (контроль и оценка, самоконтроль, самооценка)

Компоненты системы контроля и оценки

образовательных достижений школьников

Внешний контроль и оценка

Внутренний контроль и оценка

Внешний итоговый контроль как независимая оценка качества, мониторинговые исследования разных уровней (международные, федеральные, региональные и т.д.)

Система внутришкольного мониторинга: самообследование, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, система оценки достижения планируемых результатов

Контрольно-оценочная деятельность педагога (микродиагностика, педагогическая диагностика, текущий и итоговый контроль)

Контрольно-

оценочная

деятельность

самих учащихся

(контроль и оценка, самоконтроль, самооценка)

 Контрольно-оценочная деятельность педагога  текущий контроль (контроль знаний, умений и навыков), в том числе с использованием многоуровневых работ, стандартизированных работ оценивание уровня овладения универсальными учебными действиями, ключевыми компетентностями (с использованием предметных и комплексных работ) оценивание творческих образовательных достижений (в том числе создание портфолио учащегося) педагогическая диагностика (педагогическая диагностика готовности к школьному обучению, микродиагностика на каждом уроке, регулярно проводимые диагностические работы) оценивание индивидуального прогресса в образовательных достижениях каждого учащегося оценивание уровня овладения определенными способами взаимодействия, в том числе учебного, готовности сотрудничать с другими людьми создание собственных контрольно-измерительных материалов и критериев оценивание уровня выполнения

Контрольно-оценочная деятельность педагога

текущий контроль (контроль знаний, умений и навыков), в том числе с использованием многоуровневых работ, стандартизированных работ

оценивание уровня овладения универсальными учебными действиями, ключевыми компетентностями (с использованием предметных и комплексных работ)

оценивание творческих образовательных достижений (в том числе создание портфолио учащегося)

педагогическая диагностика (педагогическая диагностика готовности к школьному обучению, микродиагностика на каждом уроке, регулярно проводимые диагностические работы)

оценивание индивидуального прогресса в образовательных достижениях каждого учащегося

оценивание уровня овладения определенными способами взаимодействия, в том числе учебного, готовности сотрудничать с другими людьми

создание собственных контрольно-измерительных материалов и критериев оценивание уровня выполнения

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования  Контрольно-оценочная деятельность учащихся осознание параметров, по которым необходимо осуществлять контроль и самоконтроль учебного действия совместная разработка критериев оценивания различных видов работ совместный контроль и оценка выполнения различных видов работ взаимоконтроль и взаимооценка выполнения различных видов работ в паре самоконтроль и самооценка выполнения различных видов работ оценивание собственного индивидуального прогресса в образовательных достижениях, в том числе создание собственного портфолио создание собственных контрольно-измерительных материалов и критериев оценивания уровня выполнения

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Контрольно-оценочная деятельность учащихся

  • осознание параметров, по которым необходимо осуществлять контроль и самоконтроль учебного действия

совместная разработка критериев оценивания различных видов работ

совместный контроль и оценка выполнения различных видов работ

взаимоконтроль и взаимооценка выполнения различных видов работ в паре

самоконтроль и самооценка выполнения различных видов работ

оценивание собственного индивидуального прогресса в образовательных достижениях, в том числе создание собственного портфолио

создание собственных контрольно-измерительных материалов и критериев оценивания уровня выполнения

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования как объект контроля контроль и оценка учителя  ученик как субъект контроля самоконтроль самооценка

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

как объект

контроля

контроль

и оценка

учителя

ученик

как субъект

контроля

самоконтроль

самооценка

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Особенности новой системы оценивания 1) оценивание является постоянным процессом ; 2) оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3) критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и ученикам могут вырабатываться ими совместно; 4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Особенности новой системы оценивания

  • 1) оценивание является постоянным процессом ;
  • 2) оценивание может быть только критериальным . Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • 3) критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и ученикам могут вырабатываться ими совместно;
  • 4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Совершенствование системы контроля и оценки  образовательных достижений Разработка инструментария для текущего и итогового оценивания метапредметных результатов. Совершенствование предметных работ для текущего и итогового оценивания. Разработка заданий, оценивающих способы действия, применение знаний в процессе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.  Реализация многоуровневого подхода к оцениванию предметных достижений. Одно и то же действие, умение может быть достигнуто и, соответственно, оценено как на базовом, так и на повышенном уровне. Разработка подходов к оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося. Первым шагом является стартовая диагностика. Разработка методов эффективной обратной связи, т.е. способов влияния данных, полученных в процессе функционирования системы контроля и оценки образовательных достижений, на изменение самого процесса обучения. Увеличение степени участия в процессе контроля и оценки самих обучающихся.

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Совершенствование системы контроля и оценки

образовательных достижений

  • Разработка инструментария для текущего и итогового оценивания метапредметных результатов.
  • Совершенствование предметных работ для текущего и итогового оценивания. Разработка заданий, оценивающих способы действия, применение знаний в процессе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Реализация многоуровневого подхода к оцениванию предметных достижений. Одно и то же действие, умение может быть достигнуто и, соответственно, оценено как на базовом, так и на повышенном уровне.
  • Разработка подходов к оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося. Первым шагом является стартовая диагностика.
  • Разработка методов эффективной обратной связи, т.е. способов влияния данных, полученных в процессе функционирования системы контроля и оценки образовательных достижений, на изменение самого процесса обучения.
  • Увеличение степени участия в процессе контроля и оценки самих обучающихся.
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Классификация контроля по цели деятельности Контроль результата Рефлексивный контроль Контроль процесса

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Классификация контроля по цели деятельности

Контроль

результата

Рефлексивный

контроль

Контроль

процесса

Планируемые результаты  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ познавательные коммуникативные чтение регулятивные работа с инфор- целеполагание  мацией: поиск,  запись, восприятие  в т.ч. средствами  ИКТ речевые средства, в поиск инфор- мации  т.ч. с опорой на ИКТ планирование способ действия коммуникация при  взаимодействии преобра- зование, интерпре- тация инфор- мации контроль использование  моделей, знаков  и символов,схем коррекция логические опе-  рации: анализ,  синтез, сравнение,  сериация, класси-  фикация, обобще-  ние, подведение  под понятие, ана-  логия, суждение Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения оценка инфор- мации

Планируемые результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

познавательные

коммуникативные

чтение

регулятивные

  • работа с инфор-
  • целеполагание

мацией: поиск,

запись, восприятие

в т.ч. средствами

ИКТ

  • речевые средства, в

поиск

инфор-

мации

т.ч. с опорой на ИКТ

  • планирование
  • способ
  • действия
  • коммуникация при

взаимодействии

преобра-

зование,

интерпре-

тация

инфор-

мации

  • контроль
  • использование

моделей, знаков

и символов,схем

  • коррекция
  • логические опе-

рации: анализ,

синтез, сравнение,

сериация, класси-

фикация, обобще-

ние, подведение

под понятие, ана-

логия, суждение

Оценка по

результатам

выполнения

Оценка в

процессе

выполнения

оценка

инфор-

мации

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования  Контроль процесса выполнения работы    Пооперационный контроль Цель: умение действовать по готовому алгоритму; умение оценить правильность выполнения конкретного «шага» алгоритма; умение восстанавливать правильную последовательность «шагов» алгоритма; умение обнаружить ошибку в последовательности «шагов» алгоритма; Пооперационный контроль - контроль над правильностью ПРОЦЕССА осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебного действия его ориентировочной основе («плану действия»).

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Контроль процесса выполнения работы

  • Пооперационный контроль
  • Цель: умение действовать по готовому алгоритму;
  • умение оценить правильность выполнения конкретного «шага» алгоритма;
  • умение восстанавливать правильную последовательность «шагов» алгоритма;
  • умение обнаружить ошибку в последовательности «шагов» алгоритма;

Пооперационный контроль - контроль над правильностью ПРОЦЕССА осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебного действия его ориентировочной основе («плану действия»).

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Контроль результата выполнения работы   Необходимые умения Типы заданий, направленные на формирование умения  находить свою ошибку учебный диалог: ответ на вопрос «что сделано?» сравнивать результат своей работы с верным ответом, с ответом другого ученика (верным или неверным)  установить причину своей ошибки (трудность) задания на сравнение полученного учеником ответа с верным результатом задания на оценку достоверности …верно / неверно  характеризовать ошибку определить пути исправления своей ошибки (что нужно сделать?) поиск ошибки и ее исправление задания с установкой на характер ошибок  корректировать свою работу по результатам проверки задания, в которых даны «ключи» к проверке; задания типа «Проверь себя» и т.д.

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Контроль результата выполнения работы

Необходимые умения

Типы заданий, направленные на формирование умения

находить свою ошибку

учебный диалог: ответ на вопрос «что сделано?»

сравнивать результат своей работы с верным ответом, с ответом другого ученика (верным или неверным)

установить причину своей ошибки (трудность)

задания на сравнение полученного учеником ответа с верным результатом

задания на оценку достоверности …верно / неверно

характеризовать ошибку

определить пути исправления своей ошибки (что нужно сделать?)

поиск ошибки и ее исправление

задания с установкой на характер ошибок

корректировать свою работу по результатам проверки

задания, в которых даны «ключи» к проверке; задания типа «Проверь себя» и т.д.

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Методики организации контрольно-оценочной  деятельности учащихся  Критериальное самооценивание (линеечки, цветовые дорожки, светофор).  Цели применения методик:  научить детей оценивать свои знания, более критично относиться к своей работе; помочь ученикам установить границу собственного знания и незнания;  прирост в личностных ресурсах обучаемых (внимательность, старание, терпение, усидчивость и др.);  умение сопоставлять свою оценку за работу с оценкой учителя.  Критериальное взаимооценивание ( 1 этап: целевые установки; 2 этап: обсуждение и фиксация критериев по которым будет проходить оценивание; 3 этап: представление работ в ходе общей дискуссии или парной /групповой работы.

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Методики организации контрольно-оценочной

деятельности учащихся

  • Критериальное самооценивание (линеечки, цветовые дорожки, светофор).

Цели применения методик:

  • научить детей оценивать свои знания, более критично относиться к своей работе;
  • помочь ученикам установить границу собственного знания и незнания;
  • прирост в личностных ресурсах обучаемых (внимательность, старание, терпение, усидчивость и др.);
  • умение сопоставлять свою оценку за работу с оценкой учителя.
  • Критериальное взаимооценивание ( 1 этап: целевые установки; 2 этап: обсуждение и фиксация критериев по которым будет проходить оценивание; 3 этап: представление работ в ходе общей дискуссии или парной /групповой работы.
Критериальное самооценивание Методика «Светофор» Задание: оцените свою работу на уроке  Если вы работали активно, выполняли задания чётко и правильно выберите жёлтую звезду;  Если в вашей работе не всё удалось, выберите красную звезду;  Если вам было трудно и что-то не получилось, выберите синюю звезду.   Свои звёздочки разместите на карте-схеме звёздного неба.

Критериальное самооценивание

Методика «Светофор»

Задание: оцените свою работу на уроке

  • Если вы работали активно, выполняли задания чётко и правильно выберите жёлтую звезду;
  • Если в вашей работе не всё удалось, выберите красную звезду;
  • Если вам было трудно и что-то не получилось, выберите синюю звезду.
  • Свои звёздочки разместите

на карте-схеме звёздного неба.

"Образовательный процесс в условиях реализации ФГОС НОО: проблемы контроля и оценки планируемых результатов"

Варианты организации работы по самооценке Методика незаконченного предложения Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы    Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? ) ___________ Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? ) ____  Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? ) ____________________________________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________ Осталось непонятным ( ЧТО? ) ________________ Я бы хотел(а) еще раз послушать объяснение учителя о ______________________________ УТОЧНИТЬ ПО РАСПЕЧАТКЕ 24

Варианты организации работы по самооценке

Методика незаконченного предложения

Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы

 

  • Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? ) ___________
  • Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? ) ____
  • Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? ) ____________________________________
  • Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________
  • Осталось непонятным ( ЧТО? ) ________________
  • Я бы хотел(а) еще раз послушать объяснение учителя о ______________________________

УТОЧНИТЬ ПО РАСПЕЧАТКЕ

24

Варианты организации работы по самооценке   (ученикам предлагается заполнить бланк по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ___________________ Наиболее трудным мне показалось  _________  Я думаю, это потому, что ___________________   Самым интересным было __________________   Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________   Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _______________   Я бы хотел попросить своего учителя _________  

Варианты организации работы по самооценке

  (ученикам предлагается заполнить бланк по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы)

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ___________________
  • Наиболее трудным мне показалось  _________ 
  • Я думаю, это потому, что ___________________
  •   Самым интересным было __________________
  •   Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________
  •   Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _______________
  •   Я бы хотел попросить своего учителя _________

 

Утверждение ДА Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы НЕ ВСЕГДА   Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение НЕТ       Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне           Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними     Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу         Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании            

Утверждение

ДА

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы

НЕ ВСЕГДА

 

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение

НЕТ

 

 

 

Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне

 

 

 

 

 

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними

 

 

Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу

 

 

 

 

Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании

 

 

 

 

 

 

Варианты организации работы по самооценке Лист самооценивания  ВОПРОС ОТВЕТ Легко ли тебе было найти ошибки в речевой ситуации?     2. Смог (смогла) ли ты объяснить, в чем заключалась ошибка в речевой ситуации?   3. Что было самым интересным и важным для тебя в этом задании? 4. Как ты думаешь, активно ли ты работал/работала в группе?         5. Оцени в баллах (от 0 до 25 баллов) свой вклад в общий результат работы группы.  

Варианты организации работы по самооценке

Лист самооценивания

ВОПРОС

ОТВЕТ

  • Легко ли тебе было найти ошибки в речевой ситуации?

 

 

2. Смог (смогла) ли ты объяснить, в чем заключалась ошибка в речевой ситуации?

 

3. Что было самым интересным и важным для тебя в этом задании?

4. Как ты думаешь, активно ли ты работал/работала в группе?

 

 

 

 

5. Оцени в баллах (от 0 до 25 баллов) свой вклад в общий результат работы группы.

 

Методики организации контрольно-оценочной  деятельности учащихся  Карта понятий,  Цель:

Методики организации контрольно-оценочной

деятельности учащихся

Карта понятий,

Цель:

Методики организации контрольно-оценочной  деятельности учащихся  Составление тестов

Методики организации контрольно-оценочной

деятельности учащихся

Составление тестов

    Содержательная и критериальная основа  оценки качества образования Оценка индивидуальных достижений обучающихся Оценка состояния системы начального образования планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиям реализации ООП НОО. планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиям реализации ООП НОО. планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»).

    Содержательная и критериальная основа оценки качества образования

    Оценка индивидуальных достижений обучающихся

    Оценка состояния системы начального образования

    • планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиям реализации ООП НОО.
    • планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (разделы «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»), а также требования ФГОС к условиям реализации ООП НОО.
    • планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования (раздел «Выпускник научится»).
    Примеры многоуровневых заданий 1 . Базовый уровень Найди в тексте две ошибки. Запиши правильно слова, в которых допущены ошибки, рядом запиши проверочные.  Ночью река замёрзла. На трове лежал первый снег. Зема в этом году пришла рано. 2 . Повышенный уровень Прочитай несколько географических названий: Борисовка, Завидово, Павловский посад, Ырбан, Васильково, Михайловка, Чяпкяляй, Медведица, Снигирёвка, Полюшко, Любимовка, Горовец, Ферапонтово. Найди подчеркни такие названия, написание которых, не соответствует существующим правилам русского языка

    Примеры многоуровневых заданий

    • 1 . Базовый уровень
    • Найди в тексте две ошибки. Запиши правильно слова, в которых допущены ошибки, рядом запиши проверочные.
    • Ночью река замёрзла. На трове лежал первый снег. Зема в этом году пришла рано.
    • 2 . Повышенный уровень
    • Прочитай несколько географических названий:
    • Борисовка, Завидово, Павловский посад, Ырбан, Васильково, Михайловка, Чяпкяляй, Медведица, Снигирёвка, Полюшко, Любимовка, Горовец, Ферапонтово.
    • Найди подчеркни такие названия, написание которых, не соответствует существующим правилам русского языка
    Особенности заданий  базового и повышенного уровней Базовый уровень Повышенный уровень Составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик научится» Воспроизведение, применение знания (правила, алгоритма и т.п.) в стандартной ситуации Способ выполнения задания известен ученику Составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик научится» Применение знаний в нестандартной ситуации Необходимо проявить несколько предметных результатов (из разных тем, разделов курса) Работа в ситуации, когда имеется выбор способа из нескольких или способ необходимо сконструировать из известных; Наряду с предметным результатом обучения проверяет сформированность конкретного универсального учебного действия

    Особенности заданий базового и повышенного уровней

    Базовый уровень

    Повышенный уровень

    • Составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик научится»
    • Воспроизведение, применение знания (правила, алгоритма и т.п.) в стандартной ситуации
    • Способ выполнения задания известен ученику
    • Составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик научится»
    • Применение знаний в нестандартной ситуации
    • Необходимо проявить несколько предметных результатов (из разных тем, разделов курса)
    • Работа в ситуации, когда имеется выбор способа из нескольких или способ необходимо сконструировать из известных;
    • Наряду с предметным результатом обучения проверяет сформированность конкретного универсального учебного действия
    Критерии оценки личностных результатов обучения соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов универсальных личностных действий с учетом стадиальности их развития соответствие социально желательным свойствам личности (качественным характеристикам) учет индивидуальности личности соответствие зоне ближайшего развития благополучие эмоционального состояния (тревожность, фрустрация, стресс)

    Критерии оценки личностных результатов обучения

    • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов универсальных личностных действий с учетом стадиальности их развития
    • соответствие социально желательным свойствам личности (качественным характеристикам)
    • учет индивидуальности личности
    • соответствие зоне ближайшего развития
    • благополучие эмоционального состояния (тревожность, фрустрация, стресс)
    Формы оценки личностных результатов Мониторинг - эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения ( отдельной школы, региона, образовательной системы страны) Индивидуальное или групповое обследование – индивидуальный прогресс Личностные результаты, как зафиксировано в Проекте стандартов общего образования второго поколения, не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации. Формами фиксации результатов оценивания должны стать заключение по эффективности образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения; психолого-педагогическая характеристика и портфолио учащегося. Психолого-педагогическая характеристика направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств учащегося, определения приоритетных задач и направлений личностного развития и систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить их успешную реализацию

    Формы оценки личностных результатов

    • Мониторинг - эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения ( отдельной школы, региона, образовательной системы страны)
    • Индивидуальное или групповое обследование – индивидуальный прогресс

    Личностные результаты, как зафиксировано в Проекте стандартов общего образования второго поколения, не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации. Формами фиксации результатов оценивания должны стать заключение по эффективности образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения; психолого-педагогическая характеристика и портфолио учащегося.

    Психолого-педагогическая характеристика направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств учащегося, определения приоритетных задач и направлений личностного развития и систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить их успешную реализацию

    Оценка индивидуального прогресса развития обучающегося – возрастно-психологическое консультирование  оценка личностных результатов обучения как индивидуального прогресса учащегося должна стать основой для решения следующих задач: - ориентации родителей, учителей и других лиц, участвую­щих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; - составления (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудно­стей в школьном обучении для учителей, родителей, воспитателей; - разработки и реализации программы оптимизации межличностных отношений, общения и взаимодействия учащихся в классе и других малых группах со сверстниками и педагогом; - составление рекомендаций по воспитанию детей в семье и гармонизации детско-родительских отношений; - проведения в случае необходимости психологической коррекционной работы индивидуально или/и в специальных группах  при кон­сультации с детьми и родителями.

    Оценка индивидуального прогресса развития обучающегосявозрастно-психологическое консультирование

    • оценка личностных результатов обучения как индивидуального прогресса учащегося должна стать основой для решения следующих задач:
    • - ориентации родителей, учителей и других лиц, участвую­щих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
    • - составления (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудно­стей в школьном обучении для учителей, родителей, воспитателей;
    • - разработки и реализации программы оптимизации межличностных отношений, общения и взаимодействия учащихся в классе и других малых группах со сверстниками и педагогом;
    • - составление рекомендаций по воспитанию детей в семье и гармонизации детско-родительских отношений;
    • - проведения в случае необходимости психологической коррекционной работы индивидуально или/и в специальных группах при кон­сультации с детьми и родителями.
    Содержание диагностического заключения о личностном развитии учащегося Структура заключения:  общая оценка личностного развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития в терминах «благополучия-неблагополучия»; Описание индивидуальных особенностей развития ребенка, отличительных черт как его личности; Выделение «сильных» сторон личностного развития ребенка, определяющих его достижения и зону ближайшего развития; Психологическая квалификация характера, содержания и степени выраженности установленных психологических проблем ребенка,  Описание генезиса, источников и механизмов формирования трудностей развития, Определение зоны ближайшего развития ребенка; Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации, профилактике и коррекции личностного развития учащихся.

    Содержание диагностического заключения о личностном развитии учащегося

    Структура заключения:

    • общая оценка личностного развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития в терминах «благополучия-неблагополучия»;
    • Описание индивидуальных особенностей развития ребенка, отличительных черт как его личности;
    • Выделение «сильных» сторон личностного развития ребенка, определяющих его достижения и зону ближайшего развития;
    • Психологическая квалификация характера, содержания и степени выраженности установленных психологических проблем ребенка,
    • Описание генезиса, источников и механизмов формирования трудностей развития,
    • Определение зоны ближайшего развития ребенка;
    • Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации, профилактике и коррекции личностного развития учащихся.
    Инструментарий для организации внешнего контроля Комплексные работы на межпредметной основе:  работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем   материалы целенаправ-ленных наблюдений  Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ работы учащихся  карта наблюдений видеозапись презентация  лист планирования и продвижения по заданию листы самооценки Вторая часть – 2-3 урока Первая часть – 1 урок

    Инструментарий для организации внешнего контроля

    Комплексные работы на межпредметной

    основе:

    • работа с текстом
    • решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем

    материалы целенаправ-ленных наблюдений

    Работа в группе:

    • саморегуляция
    • сотрудничество
    • коммуникация
    • использование ИКТ

    работы учащихся

    • карта наблюдений
    • видеозапись
    • презентация

    • лист планирования и продвижения по заданию
    • листы самооценки

    Вторая часть – 2-3 урока

    Первая часть – 1 урок

                    Описание инструментария: групповые проекты  Познавательный  «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ?» Конструкторский  «МАКЕТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ»         Исследовательский  «КАК МЫ ПРОВО- ДИМ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?»     Социальный  «ПОМОГИ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ»     Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию,  которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. выделяют возможные проблемы первоклассников и составляют план помощи/опеки короткий текст, вопросы к нему и иллюстрации, загадки, пословицы список литературы  вопросы, опрос диаграмма текст-интерпретация макет – рисунок, или из ЛЕГО, или из пластилина + пояснения Наблюдаем : планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность

    Описание инструментария: групповые проекты

    Познавательный

    «ЧТО МЫ ЗНАЕМ

    О ЗЕМЛЕ?»

    Конструкторский

    «МАКЕТ ДЕТСКОЙ

    ПЛОЩАДКИ»

    Исследовательский

    «КАК МЫ ПРОВО-

    ДИМ СВОБОДНОЕ

    ВРЕМЯ?»

    Социальный

    «ПОМОГИ

    БУДУЩЕМУ

    ПЕРВОКЛАССНИКУ»

    Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта,

    планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию,

    которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее

    понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы

    и свой вклад в работу группы.

    выделяют возможные

    проблемы

    первоклассников и

    составляют план

    помощи/опеки

    короткий текст,

    вопросы к нему

    и иллюстрации,

    загадки, пословицы

    список литературы

    вопросы, опрос

    диаграмма

    текст-интерпретация

    макет – рисунок,

    или из ЛЕГО,

    или из пластилина

    + пояснения

    Наблюдаем : планирование работы и ее исполнение, взаимодействие,

    конфликты, активность, инициативность

    Показатели (групповой уровень) макс. балл баллы 1 3 0 2 4% не было 6% едино-личное 90% совме-стное 2 Планирование 2 61%  полное Распределение функций 10% не было 28% части-чное 2 3 28%  лидер 57% совме-стный 2% не было 14% инди-вид. Контроль 2 30% коллектив. Презентация 9%  лидер 40% лидер, отд. уч. 2 70% не было 27%  иногда Конфликты: частота 3% час-то 29% частич-но Конфликты: решение 2%  ссора 69%  полное 2 Лидерство 4% борь-ба 36% не было явных 2 60% был явный

    Показатели (групповой уровень)

    макс. балл

    баллы

    1

    3

    0

    2

    4%

    не было

    6%

    едино-личное

    90%

    совме-стное

    2

    Планирование

    2

    61%

    полное

    Распределение функций

    10%

    не было

    28%

    части-чное

    2

    3

    28%

    лидер

    57%

    совме-стный

    2%

    не было

    14%

    инди-вид.

    Контроль

    2

    30%

    коллектив.

    Презентация

    9%

    лидер

    40%

    лидер, отд. уч.

    2

    70%

    не было

    27%

    иногда

    Конфликты: частота

    3%

    час-то

    29%

    частич-но

    Конфликты: решение

    2%

    ссора

    69%

    полное

    2

    Лидерство

    4%

    борь-ба

    36%

    не было

    явных

    2

    60%

    был

    явный

    Показатели (индивидуальный уровень) РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, макс. балл 9 2 баллы 0 1 2 3 10% не участ. Участие в планировании 18%  лидер 43% активно 29% частично Участие в распределении функций и их выполнении 4%  не участ. 28% не со-гласов. дейст. 68% согласован. дейст Соответствие исполнения плану 24% части-чное 69%  полное 7% не было Активность в контроле 48% Всю работу 14% не участ. 38% только себя КРИТЕРИИ: Ниже базового – от 0 до 2 баллов Базовый – от 3 до 7 баллов Повышеный – 8-9 баллов

    Показатели (индивидуальный уровень)

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, макс. балл 9

    2

    баллы

    0

    1

    2

    3

    10%

    не участ.

    Участие в планировании

    18%

    лидер

    43%

    активно

    29%

    частично

    Участие в распределении функций и их выполнении

    4%

    не участ.

    28%

    не со-гласов. дейст.

    68%

    согласован. дейст

    Соответствие исполнения плану

    24%

    части-чное

    69%

    полное

    7%

    не было

    Активность в контроле

    48%

    Всю работу

    14%

    не участ.

    38%

    только себя

    КРИТЕРИИ:

    Ниже базового – от 0 до 2 баллов

    Базовый – от 3 до 7 баллов

    Повышеный – 8-9 баллов

    Показатели: индивидуальный уровень КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, макс. балл 12 2 баллы 0 1 2 Участие в презентации 54% активно 29% частично 17% не участ. 11% инициатор Участие в конфликте 78% не участ. 10% участ-ник 25% уступает Характер взаимодействия 20% бескомпромис 55% ищет решен. 56% актив. и иниц. Активность и инициативность 10%  нет 34% только активн Ориентация на партнера 4%  нет 36%  иногда 60%  да Лидерство и работа в команде 38%  «ведо-мый» 16% стрем. но не умеет 46% стрем. и умеет КРИТЕРИИ: Ниже базового – от 0 до 4 баллов Базовый – от 5 до 7 баллов; не более двух «0» Повышеный – 8-12 баллов; нет «0»

    Показатели: индивидуальный уровень

    КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, макс. балл 12

    2

    баллы

    0

    1

    2

    Участие в презентации

    54%

    активно

    29%

    частично

    17%

    не участ.

    11%

    инициатор

    Участие в конфликте

    78%

    не участ.

    10%

    участ-ник

    25%

    уступает

    Характер взаимодействия

    20%

    бескомпромис

    55%

    ищет

    решен.

    56%

    актив. и иниц.

    Активность и инициативность

    10%

    нет

    34%

    только активн

    Ориентация на партнера

    4%

    нет

    36%

    иногда

    60%

    да

    Лидерство и работа в команде

    38%

    «ведо-мый»

    16%

    стрем. но не умеет

    46%

    стрем. и умеет

    КРИТЕРИИ:

    Ниже базового – от 0 до 4 баллов

    Базовый – от 5 до 7 баллов; не более двух «0»

    Повышеный – 8-12 баллов; нет «0»

    Показатели: индивидуальный уровень РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, макс. балл 9 2 баллы 0 1 2 3 10% не участ. Участие в планировании 18%  лидер 43% активно 29% частично Участие в распределении функций и их выполнении 4%  не участ. 28% не со-гласов. дейст. 68% согласован. дейст Соответствие исполнения плану 24% части-чное 69%  полное 7% не было Активность в контроле 48% Всю работу 14% не участ. 38% только себя КРИТЕРИИ: Ниже базового – от 0 до 2 баллов Базовый – от 3 до 7 баллов Повышеный – 8-9 баллов

    Показатели: индивидуальный уровень

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, макс. балл 9

    2

    баллы

    0

    1

    2

    3

    10%

    не участ.

    Участие в планировании

    18%

    лидер

    43%

    активно

    29%

    частично

    Участие в распределении функций и их выполнении

    4%

    не участ.

    28%

    не со-гласов. дейст.

    68%

    согласован. дейст

    Соответствие исполнения плану

    24%

    части-чное

    69%

    полное

    7%

    не было

    Активность в контроле

    48%

    Всю работу

    14%

    не участ.

    38%

    только себя

    КРИТЕРИИ:

    Ниже базового – от 0 до 2 баллов

    Базовый – от 3 до 7 баллов

    Повышеный – 8-9 баллов

    Особенности комплексной работы   Направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения сформированности умений:   Направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения сформированности умений:  - читать и понимать различные тексты , включая и учебные;  - работать с информацией , представленной в различной форме;  - использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.  Разработанный инструментарий включает следующие материалы: 1. Рекомендации по проведению комплексной работы для учащихся 4 классов. 2. Комплексная работа для учащихся 4 классов (4 варианта). 3. Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы для учащихся 4 классов и вводу данных в электронные формы. 4. Формы для ввода и первичной обработки данных (на электронных носителях). 5. Формы представления результатов

    Особенности комплексной работы

    Направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения сформированности умений:

    • Направлена на выявление у учащихся 4 класса одного из основных метапредметных результатов обучения сформированности умений:

    - читать и понимать различные тексты , включая и учебные;

    - работать с информацией , представленной в различной форме;

    - использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    Разработанный инструментарий включает следующие материалы:

    1. Рекомендации по проведению комплексной работы для учащихся 4 классов.

    2. Комплексная работа для учащихся 4 классов (4 варианта).

    3. Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы для учащихся 4 классов и вводу данных в электронные формы.

    4. Формы для ввода и первичной обработки данных (на электронных носителях).

    5. Формы представления результатов

    Особенности комплексной работы  В работе оценивается сформированность трех групп умений: Группа 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи). Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. Например, определить, с какой целью написан текст). Группа 3. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)

    Особенности комплексной работы

    В работе оценивается сформированность трех групп умений:

    Группа 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи).

    Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. Например, определить, с какой целью написан текст).

    Группа 3. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)

    Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов (комплексные рабо т ы)

    Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов (комплексные рабо т ы)

    Примеры заданий

    Примеры заданий

    Примеры заданий (группа 1) 1 балл – 33%, 2 балла – 57%

    Примеры заданий (группа 1)

    1 балл – 33%, 2 балла – 57%

    Примеры заданий (группа 2) 1 балл - 57%

    Примеры заданий (группа 2)

    1 балл - 57%

    Примеры заданий (группа 1 и 3) А: 1 балл – 93%, Б: 1 балл – 40%, 2 балла – 16%, 3 балла – 11%

    Примеры заданий (группа 1 и 3)

    А: 1 балл – 93%, Б: 1 балл – 40%, 2 балла – 16%, 3 балла – 11%

    Основные показатели, по которым представляются результаты

    • Успешность сформированности умений работать с текстом . Его количественной характеристикой является общий балл за выполнение всей работы (по 100 балльной шкале).
    • Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей. Его количественной характеристикой является общий балл за выполнение заданий каждой группы умений независимо от предметной области (по 100 балльной шкале).

    Решение об освоении учебного материала – достижении планируемых результатов

    Принятый в практике педагогических измерений минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65% от максимального балла, который можно получить за выполнение заданий базового уровня . Для заданий с выбором ответа – 65%, для заданий со свободным ответом (кратким или развернутым) – 50% при условии, что стандарт (планируемые результаты) введен и обеспечено его освоение в учебном процессе.

    С-38 Спасибо за внимание  !

    С-38

    Спасибо за внимание !