РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Из опыта работы
МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Автор - составитель: старший воспитатель Хамаева В.В.
ФГОС ДО рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины и, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего посёлка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, страны.
Духовно –нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Тюльганского района, направленное на воспитание у детей патриотизма, представлений о культурно-исторических, национальных, природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Целью реализации регионального компонента в нашем ДОУ является осуществление комплексного подхода в развитии интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям Тюльганского района.
Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
- Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Развитие интереса, положительного отношения к изучению истории родного края.
3. Формирование общих представлений о своеобразии природы Тюльганского р-на, воспитание бережного отношения к ней;
4. Формирование толерантного отношения к людям разных национальностей через знакомство с их культурой, традициями, обычаями.
5. Воспитание навыков трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном посёлке, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий.
При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому : от семьи к посёлку и далее к району, области, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего посёлка, к истокам его возникновения.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформлены уголки краеведения, с материалами по ознакомлению детей с родным посёлком, Оренбургской областью и родной страной .
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которая занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному посёлку. Активной позиция и сознательное участие родителей в жизни своих детей прослеживается через организацию общих проектов, акций, создание фотоколлажей, выставок творческих работ, создание альбомов и пр.
Для того, чтобы полученные знания о родном посёлке стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в дидактических играх, знакомящих детей с родным посёлком :
РППС ДОУ обогащена лэпбуками, практическая значимость которых - знакомить детей с русскими традициями, русским бытом, особенностями русской культуры, флорой и фауной Тюльганского района, символикой России и пр.
Лэпбук «Русская народная культура»
Практическая значимость: возможность использования при работе с детьми по ознакомлению с русскими традициями, русским бытом.
Цель: ознакомление детей с бытом, народными традициями и особенностями русской народной культуры.
Задачи:
- Развивать речь средствами фольклора.
- Расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси.
- Формирование эстетически – нравственных представлений о русской культуре.
- Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
- Воспитывать уважительное отношение к традициям русской культуры .
Лэпбук содержит информацию о приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Все материалы лэпбука соответствуют данной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции .
Лэпбук «Домашние животные»
Многофункциональный лэпбук «Домашние животные» содержит информацию для формирования знаний детей о домашних животных. Все материалы лэпбука соответствуют данной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Лэпбук не только знакомит дошкольников с домашними животными, но формирует ответственное, бережное и внимательное отношение к ним, стимулирует желание, и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить и оказать помощь.
Лэпбук «Домашние животные» определяет объем представлений , которые получают дошкольники о животном мире. Их можно объединить в три группы:
- внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т.д.);
- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
- приносимая польза.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории посёлка, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к малой Родине, желание сделать её еще лучше своими делами и поступками.
Мы желаем ВАМ горящих одухотворенных глаз.
Чтобы в них блестел интерес к жизни, к работе, к творчеству.
Пусть муза, вдохновляющая на создание шедевров, никогда Вас не покинет.
А каждое Ваше творческое начинание сопровождается успехом и признанием .
Спасибо за внимание
и творческих успехов!