ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА
НА ТЕМУ:
«СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
И ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ ПО
ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Подготовила:
воспитатель ДОУ№180
Мартюхина И.Ф.
Современное дошкольное образовательное учреждение
в соответствии с утвержденной программой и
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом
представляет собой профессионально организованное
взаимодействие всех участников образовательного
процесса, способствующее гармоничному
развитию детей дошкольного возраста.
Перед дошкольным образованием в области «Речевое развитие» в
подготовительной группе ставится задача -
«Формирования звуковой
аналитико-синтетической
активности как предпосылки
обучения грамоте».
Первоначальное обучение грамоте предусматривает:
1.Формирование приемов умственной деятельности.
2.Уточнение и обогащение словарного запаса
с уточнением представления об окружающем мире.
3.Развитие связной речи.
4.Воспитание умения ориентироваться на систему
правил, необходимых для обучения.
5.Совершенствование чувственного опыта в области
родного языка (развитие фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза).
6.Формирование слогового чтения и навыков письма.
Методика проведения фронтальных занятий
по грамоте предполагает комплексный подход в
сочетании с наглядными и игровыми приемами.
В ходе занятия реализуется основной принцип
образования – принцип соблюдения
триединой задачи:
воспитание,
развитие,
обучение.
Приемы, используемые Для
Реализации
практической деятельности:
- индивидуальные занятия,
- работа в парах,
- четверках,
- коллективные формы работы.
Игровой метод организации занятий дает возможность
добиться положительного результата в работе с детьми.
Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки,
путешествия, приключения, одной лексической темы.
Используются литературные персонажи, сюжеты мультфильмов, элементы
сюжетно-дидактических игр,
сюжетные и
пейзажные картины .
Варианты организации
сюжетно-тематических
фронтальных занятий:
1. Организационный момент.
Цель: введение в тему занятия, создание
положительного настроя на обучение,
пробуждение интереса к
познанию новых звуков.
Основная задача педагога –
включить детей в
работу с первых минут занятия.
2. Сообщение
темы занятия
Игровая форма
сообщения темы
не только пробуждает
интерес к занятию,
но и достигается главное
для этого этапа –
направляется внимание
детей к изучаемому
материалу, к восприятию
новых и повторению
пройденных
звуков и букв.
3. Характеристика звуков по артикуляционным
и акустическим признакам .
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
- находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);
- звуки обозначаются цветными символами.
4. Обучение элементам грамоты.
Это этап занятий,
предусматривающий
решение следующих задач:
- познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
- учить читать букву, слоги, слова.
5. Физкультминутка .
Физкультминутка тесно связана с темой занятия
и является переходным моментом к следующей части занятия.
Основные задачи физкультминутки заключаются в:
- снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
- снятии усталости и напряжения;
- внесении эмоционального заряда;
- совершенствовании общей моторики;
- выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Формы проведения физминутки:
- подвижная игра; имитация трудовых действий; произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями; физминутки в форме психофизической гимнастики,
- подвижная игра;
- имитация трудовых действий;
- произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
- физминутки в форме психофизической гимнастики,
когда дети мимикой, жестами и движениями
изображают разных животных.
6. Звукобуквенный анализ предложения
На данном этапе занятия решаются следующие задачи:
- установление лексико-грамматических отношений между
членами предложения;
- актуализация накопленного словаря;
- формирование связности и четкости высказывания;
- работа над предложением как средством развития
мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
- анализ и синтез словесного, звукового и буквенного состава предложений.
7. Итог занятия
Подводится итог, т.е. определяется результативность.
Дается только положительная эмоциональная оценка.
Отмечается активность каждого ребенка.
Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать
в следующий раз.
В конце занятия детей
может ожидать сюрприз.
Позиция педагога должна заключаться в том,
чтобы не являться пассивным исполнителем
определенной программы, а быть творческой
личностью, которую отличают:
- психологическая грамотность;
- личностно-ориентированный стиль общения с детьми;
- умение использовать нестандартные ситуации ,приемы, методы;
- придавать любой деятельности творческий характер.