СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные требования и опыт проведения занятий по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное дошкольное образовательное учреждение в соответствии с новой утвержденной программой и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом представляет собой профессионально организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствующее гармоничному развитию детей дошкольного возраста.

Перед дошкольным образованием ставится задача «формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Но современная ситуация развития ребенка характеризуется достаточно ранним и интенсивным погружением его в информационную среду, в связи с чем обучение грамоте, чтению в дошкольном возрасте многие педагоги и родители рассматривают как залог будущего успешного обучения ребенка в школе.

Образовательная ситуация характеризуется  теоретической разработанностью проблемы обучения грамоте дошкольников, наличием  традиционных и нетрадиционных технологий, большой заинтересованностью родителей в обучении детей грамоте именно на этапе дошкольного детства, востребованностью различных форм обучения грамоте в дошкольном учреждении (кружки, дополнительные образовательные услуги).

Вопросами разработки программы знакомства дошкольников с буквами и звуками занимаются методисты каждого образовательного учреждения.  Именно поэтому занятия в различных детских садах могут существенно отличаться. Но, несмотря на внешние расхождения, смысл учебного процесса един во всей системе образования.

Просмотр содержимого документа
«Современные требования и опыт проведения занятий по обучению грамоте»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ» Подготовила:  воспитатель ДОУ№180 Мартюхина И.Ф.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

НА ТЕМУ:

«СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

И ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАНЯТИЙ ПО

ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Подготовила:

воспитатель ДОУ№180

Мартюхина И.Ф.

 Современное дошкольное образовательное учреждение в соответствии с утвержденной программой и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом представляет собой профессионально организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствующее гармоничному развитию детей дошкольного возраста. Перед дошкольным образованием в области «Речевое развитие» в подготовительной группе ставится задача - «Формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Современное дошкольное образовательное учреждение

в соответствии с утвержденной программой и

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом

представляет собой профессионально организованное

взаимодействие всех участников образовательного

процесса, способствующее гармоничному

развитию детей дошкольного возраста.

Перед дошкольным образованием в области «Речевое развитие» в

подготовительной группе ставится задача -

«Формирования звуковой

аналитико-синтетической

активности как предпосылки

обучения грамоте».

Первоначальное обучение грамоте предусматривает: 1.Формирование приемов умственной деятельности. 2.Уточнение и обогащение словарного запаса   с уточнением представления об окружающем мире. 3.Развитие связной речи. 4.Воспитание умения ориентироваться на систему  правил, необходимых для обучения. 5.Совершенствование чувственного опыта в области   родного языка (развитие фонематического  восприятия, звукового анализа и синтеза). 6.Формирование слогового чтения и  навыков письма.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

1.Формирование приемов умственной деятельности.

2.Уточнение и обогащение словарного запаса

с уточнением представления об окружающем мире.

3.Развитие связной речи.

4.Воспитание умения ориентироваться на систему

правил, необходимых для обучения.

5.Совершенствование чувственного опыта в области

родного языка (развитие фонематического

восприятия, звукового анализа и синтеза).

6.Формирование слогового чтения и навыков письма.

 Методика проведения фронтальных занятий по грамоте предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методика проведения фронтальных занятий

по грамоте предполагает комплексный подход в

сочетании с наглядными и игровыми приемами.

В ходе занятия реализуется основной принцип

образования – принцип соблюдения

триединой задачи:

воспитание,

развитие,

обучение.

Приемы, используемые Для Реализации практической деятельности: индивидуальные занятия, работа в парах, четверках, коллективные формы работы.

Приемы, используемые Для

Реализации

практической деятельности:

  • индивидуальные занятия,
  • работа в парах,
  • четверках,
  • коллективные формы работы.
Игровой метод организации занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, одной лексической темы. Используются литературные  персонажи, сюжеты мультфильмов, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетные и  пейзажные картины .

Игровой метод организации занятий дает возможность

добиться положительного результата в работе с детьми.

Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки,

путешествия, приключения, одной лексической темы.

Используются литературные персонажи, сюжеты мультфильмов, элементы

сюжетно-дидактических игр,

сюжетные и

пейзажные картины .

Варианты организации сюжетно-тематических фронтальных занятий: 1. Организационный момент. Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Основная задача педагога  –  включить детей в работу с первых минут занятия.

Варианты организации

сюжетно-тематических

фронтальных занятий:

1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия, создание

положительного настроя на обучение,

пробуждение интереса к

познанию новых звуков.

Основная задача педагога –

включить детей в

работу с первых минут занятия.

2. Сообщение темы занятия  Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа –  направляется внимание детей к изучаемому материалу, к восприятию новых и повторению пройденных  звуков и букв.

2. Сообщение

темы занятия

Игровая форма

сообщения темы

не только пробуждает

интерес к занятию,

но и достигается главное

для этого этапа –

направляется внимание

детей к изучаемому

материалу, к восприятию

новых и повторению

пройденных

звуков и букв.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам . На данном этапе реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука; уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные); находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель); звуки обозначаются цветными символами.

3. Характеристика звуков по артикуляционным

и акустическим признакам .

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
  • находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);
  • звуки обозначаются цветными символами.
4. Обучение элементам грамоты. Это этап занятий, предусматривающий решение следующих задач: познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук; учить читать букву, слоги, слова.

4. Обучение элементам грамоты.

Это этап занятий,

предусматривающий

решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова.
5. Физкультминутка . Физкультминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физкультминутки заключаются в: снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью. снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Формы проведения физминутки: подвижная игра; имитация трудовых действий; произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями; физминутки в форме психофизической гимнастики, подвижная игра; имитация трудовых действий; произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями; физминутки в форме психофизической гимнастики,  когда дети мимикой, жестами и движениями  изображают разных животных.

5. Физкультминутка .

Физкультминутка тесно связана с темой занятия

и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физкультминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения; внесении эмоционального заряда; совершенствовании общей моторики; выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • совершенствовании общей моторики;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Формы проведения физминутки:

  • подвижная игра; имитация трудовых действий; произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями; физминутки в форме психофизической гимнастики,
  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики,

когда дети мимикой, жестами и движениями

изображают разных животных.

6. Звукобуквенный анализ предложения   На данном этапе занятия решаются следующие задачи: установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; актуализация накопленного словаря; формирование связности и четкости высказывания; работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений; анализ и синтез словесного, звукового и буквенного состава предложений.

6. Звукобуквенный анализ предложения

На данном этапе занятия решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между

членами предложения;

  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания;
  • работа над предложением как средством развития

мыслительных процессов, в частности – умозаключений;

  • анализ и синтез словесного, звукового и буквенного состава предложений.
7. Итог занятия Подводится итог, т.е. определяется результативность.  Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать  в следующий раз.  В конце занятия детей  может ожидать сюрприз.

7. Итог занятия

Подводится итог, т.е. определяется результативность.

Дается только положительная эмоциональная оценка.

Отмечается активность каждого ребенка.

Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать

в следующий раз.

В конце занятия детей

может ожидать сюрприз.

Позиция педагога должна заключаться в том, чтобы не являться пассивным исполнителем  определенной программы, а быть творческой  личностью, которую отличают: психологическая грамотность; личностно-ориентированный стиль общения с детьми; умение использовать нестандартные ситуации ,приемы, методы; придавать любой деятельности творческий характер.

Позиция педагога должна заключаться в том,

чтобы не являться пассивным исполнителем

определенной программы, а быть творческой

личностью, которую отличают:

  • психологическая грамотность;
  • личностно-ориентированный стиль общения с детьми;
  • умение использовать нестандартные ситуации ,приемы, методы;
  • придавать любой деятельности творческий характер.